Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Выполнила обучающаяся 9 «а» класса: Сидорова Ольга. Учитель: С.В.Староверова. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1» Ардатов

2 слайд

Описание слайда:

Наука экология. Экология – это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, это наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают. Впервые в научную терминологию слово « экология» было введено немецким ученым Геккелем в 1866 году

3 слайд

Описание слайда:

Со временем эту науку стали разделять на теоретическую или общую экологию и прикладную. Общая экология рассматривает биологические аспекты экологии. В ее составе выделяют следующие основные разделы: аутэкологию, популяционную экологию(демэкологию), синэкологию. Для всех этих направлений главным является изучение выживания живых существ в окружающей среде. Прикладная экология базируется на знании технологии производства, изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Прикладная экология включает инженерную, промышленную, сельскохозяйственную экологию, экологию энергетики.

4 слайд

Описание слайда:

Объектом исследования экологии являются природные экологические системы и созданные человеком системы (экологические системы – единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой их обитания).

5 слайд

Описание слайда:

Задачи экологии. Задачи общей экологии. Задачи прикладной экологии. Исследование связей в экосистемах, оценка их состояния; Исследование процессов протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости; Моделирование состояния экосистем и глобальных биологических процессов. прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей среде под влиянием деятельности человека; Сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

6 слайд

Описание слайда:

Экологические факторы. Живое неотрывно от среды. Каждый отдельный организм, являясь самостоятельной биологической системой, постоянно находится в прямых или косвенных отношениях с разнообразными компонентами и явлениями окружающей его среды или, иначе, среды обитания, влияющими на состояние и свойства организма. Это влияние проявляется в виде экологических факторов. Экологические факторы – это свойства среды обитания, оказывающее какое – либо воздействие на организм.

7 слайд

Описание слайда:

Классификация экологических факторов. По характеру воздействия. По происхождению. По расходованию. По направленности.

8 слайд

Описание слайда:

Экологические факторы по характеру воздействия. Прямо действующие. Косвенно действующие. непосредственно влияющие на организм, главным образом на обмен веществ. влияющие на организм через изменение прямо действующих факторов(рельеф, экспозиция, высота над уровнем моря).

9 слайд

Описание слайда:

Абиотические. Климатические. Эдафические. Топографические. - годовая сумма - механический - рельеф; температур; состав почвы; - высота над уровнем среднегодовая - воздухопроницаемость моря; температура; почвы; - крутизна и экспозиция влажность; - кислотность почвы; давление воздуха - механический состав почвы Химические. Физические. газовый состав воздуха; - шум; солевой состав воды; - магнитные поля; концентрация; - теплопроводность; кислотность; - радиоктивность;

10 слайд

Описание слайда:

Биотические. Фитогенные – влияние растений. Микогенные – влияние грибов. Зоогенные - влияние животных. Микробиогенное – влияние микроорганизмов. Основными формами взаимоотношений живых организмов являются симбиоз, антибиоз, нейтрализм. Симбиоз - форма взаимоотношений, из которых оба партнера или хотя бы один извлекают пользу.

11 слайд

12 слайд

Описание слайда:

Антропогенные. Физические – использование атомной энергии, перемещение в поездах и самолетах, влияние шума и вибрации. Биологические – продукты питания, организмы, для которых человек может быть средой обитания или источником питания. Социальные – факторы связанные с отношениями людей с жизнью в обществе. Химические – использование минеральных удобрений и ядохимикатов, загрязнение оболочек Земли отходами промышленности и транспорта.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Экологические факторы. По расходованию. По направленности. Ресурсы – элементы среды, которые организм потребляет, уменьшая их запас в среде (вода, углекислый газ, свет). Условия – не расходуемые организмом элементы среды (температура, движение воздуха, кислотность почвы). Векторизованные – направленно изменяющиеся факторы: заболачивание, засоление почвы. Многолетне -циклические – с чередованием многолетних периодов усиления и ослабления фактора (например, изменение климата в связи с 11-летним солнечным циклом. Осцилляторные - колебания в обе стороны от некоего среднего значения(суточные колебания температуры).

15 слайд

Описание слайда:

Действие экологических факторов. Экологические факторы обычно действуют не поодиночке, а целым комплексом. Действие, одного какого – либо фактора зависит от уровня других. Действие одного фактора не заменяется действием другого. Тем не менее, в характере их воздействия на организм и в ответных реакциях живых существ можно выявить ряд общих закономерностей, которые укладываются в некоторую общую схему действия экологического фактора на жизнедеятельность организма.

16 слайд

Описание слайда:

Если значение хотя бы одного из экологических факторов приближается к критической величине или выходит за ее пределы(ниже минимума или максимума), то, несмотря на оптимальное сочетание остальных условий, организмам грозит гибель. Такие факторы называются ограничивающими. Понятие об ограничивающих факторах было введено Ю.Либихом, который сформулировал принцип, названный законом минимума Либиха: «Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай и определяется величина, и устойчивость во времени». В качестве иллюстрации закона минимума Либиха изображают бочку, у которой образующие боковую поверхность доски имеют разную высоту. «бочка Либиха»

17 слайд

Описание слайда:

Выводы. Таким образом, следует отметить, что: 1.В природе экологические факторы действуют на биологические системы комплексно. 2.Степень воздействия того или иного фактора на систему в каждом случае выявляется отдельно. 3.По отношению к каждому фактору можно выделить зону оптимума(нормальной жизнеспособности), зону пессимума(угнетения жизнеспособности), и пределы выносливости организма. За пределами выносливости существование организма невозможно. 4.Действие экологических факторов определяется двумя основными законами: А.жизненные возможности ограничиваются экологическими факторами, количество и качество, которых близки к необходимому экосистеме минимуму. Снижение их ведет к гибели организма - закон Либиха. Б.ограничивающим для экосистемы(организма) может быть как недостаточное действие фактора, так и избыточное.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Предмет экология Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой обитания (греч. ойкос – жилище; логос – наука). Термин ввел в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель. В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук: аутэкология изучает взаимосвязи в сообществах; популяционная экология изучает взаимосвязи особей одного вида в популяциях, влияние среды на популяции, взаимосвязи между популяциями; глобальная экология изучает биосферу и вопросы ее охраны. Другой подход в подразделении экологии: экология микроорганизмов, экология грибов, экология растений, экология животных, экология человека, космическая экология.

3 слайд

Описание слайда:

Задачи экологии - изучить взаимосвязи организмов; - изучить взаимосвязи между организмами и окружающей средой; - изучить действие среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов; - проследить влияние факторов среды на расселение видов и смену сообществ; - разработать систему мероприятий по охране природы.

4 слайд

Описание слайда:

Значение экологии -помогает определить место человека в природе; - дает знание экологических закономерностей, что позволяет предсказывать последствия хозяйственной деятельности человека, правильно и рационально использовать природные богатства; - экологические знания необходимы для развития сельского хозяйства, медицины, для разработки мероприятий по охране окружающей среды.

5 слайд

Описание слайда:

Методы экологии наблюдение сравнение эксперимент математическое моделирование прогнозирование

6 слайд

Описание слайда:

Принципы экологической классификации Классификация помогает выявлять возможные пути приспособления к среде. В основу экологической классификации могут быть положены разнообразные критерии: способы питания, место обитания, передвижение, отношение к температуре, влажности, давлению, свету и т.д.

7 слайд

Описание слайда:

Классификация организмов по характеру питания 1.Автотрофы: 2. Гетеротрфы: А). Фототрофы а) сапрофиты Б). Хемотрофы б) голозои: - сапрофаги - фитофаги - зоофаги - некрофаги

8 слайд

Описание слайда:

Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Фототрофы – автотрофные организмы, которые для синтеза органических веществ используют энергию солнечного света. Хемотрофы – автотрофные организмы, которые использует для синтеза органических веществ энергию химических; связей. Гетеротрофы – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами. Сапрофиты - гетеротрофы, которые используют растворы простых органических соединений. Голозои – гетеротрофы, которые обладают комплексом ферментов и могут употреблять в пищу сложные органические соединения, разлагая их на простые: Сапрофаги питаются мертвыми растительными остатками; Фитофаги потребители живых растений; Зоофаги поедают живых животных; Некрофаги поедают мертвых животных.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

История экологии Большое влияние на развитие экологии оказали: Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий ученый, описывал животных и их поведение, приуроченность организмов к местам обитания. К.Линней (1707-1778) – шведский естествоиспытатель, подчеркивал значение климата в жизни организмов, изучал взаимоотношения организмов. Ж.Б. Ламарк (1744-1829) - французский естествоиспытатель, автор первого эволюционного учения, считал, что влияние внешних обстоятельств – одна из важнейших причин эволюции. К.Рулье (1814-1858) - русский ученый, считал, что строение и развитие организмов зависит от окружающей среды, подчеркивал необходимость изучения эволюции. Ч.Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, основатель эволюционного учения. Э. Геккель (1834-1919) немецкий биолог, в 1866 г. ввел термин экология. Ч. Элтон (1900) –английский ученый – основоположник популяционной экологии. А. Тенсли (1871-1955) английский ученый, в 1935 г. ввел понятие экосистема. В.Н.Сукачев (1880-1967) русский ученый, в 1942 г. ввел понятие о биогеоценозах. К.А.Тимирязев (1843-1920) – русский ученый, посвятил свою жизнь изучению фотосинтеза. В.В.Докучаев (1846-1903)- русский ученый-почвовед. В.И.Вернадский (1863-1945) русский ученый, основоположник учения о биосфере как глобальной экосистеме.

14 слайд

Описание слайда:

Среда обитания Среда обитания – это все, что окружает особь и воздействует на нее. Факторы среды: абиотические – факторы неживой природы; биотические – факторы живой природы; антропогенные – связанные с деятельностью человека. Можно выделить следующие основные среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная,организменная.

15 слайд

Описание слайда:

Водная среда В водной среде большое значение имеют такие факторы, как солевой режим, плотность воды, скорость течения, насыщенность кислородом, свойства грунта. Обитателей водоемов называют гидробионтами, среди них различают: нейстон – организмы, обитающие у поверхностной пленки воды; планктон (фитопланктон и зоопланктон) - взвешенные, "парящие" в воде организму; нектон – хорошо плавающие обитатели толщи воды; бентос - донные организмы.

16 слайд

Описание слайда:

Почвенная среда Обитателей почв называют эдафобионтами, или геобионтами, для них большое значение имеют структура, химический состав и влажность почвы.

17 слайд

Описание слайда:

Наземно-воздушная среда Для обитателей наземно-воздушной среды особенно важны: температура, влажность, содержание кислорода, освещенность.

18 слайд

19 слайд

Описание слайда:

Каждый организм постоянно обменивается веществами с окружающей средой и сам изменяет среду. Многие организмы обитают в нескольких средах обитания. Способность организмов приспосабливаться к некоторым изменениям окружающей среды называют адаптацией. Но разные организмы обладают различной способностью выдерживать изменения условий жизни (например, колебания температуры, света и др.), т.е. обладают разной толерантностью – диапазоном устойчивости. Например, существуют: эврибионты – организмы с широким диапазоном толерантности, т.е. способные жить при различных условиях среды (например, карп); стенобионты – организмы с узким диапазоном толерантности, требующие строго определенных условий среды (например, форель).

20 слайд

Описание слайда:

Интенсивность фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности организма, называют оптимальной. Факторы среды, отрицательно сказывающиеся на жизнедеятельности, затрудняющие существование вида, называют ограничивающими. Немецкий химик Ю.Либих (1803-1873) сформулировал закон минимума: успешное функционирование популяции или сообществ живых организмов зависит от комплекса условий. Ограничивающим, или лимитирующим, фактором является любое состояние среды, приближающееся или выходящее за границу устойчивости для данного организма. Совокупность всех факторов (условий) и ресурсов среды, в пределах которой может существовать вид в природе, называют его экологической нишей. Охарактеризовать полностью экологическую нишу организма очень трудно, чаще невозможно.


Предмет экология

  • Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой обитания (греч. ойкос – жилище; логос – наука). Термин ввел в 1866 г. немецкий зоолог Э.Геккель.
  • В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук:

аутэкология изучает взаимосвязи в сообществах;

популяционная экология изучает взаимосвязи особей одного вида в популяциях, влияние среды на популяции, взаимосвязи между популяциями;

глобальная экология изучает биосферу и вопросы ее охраны.

  • Другой подход в подразделении экологии : экология микроорганизмов, экология грибов, экология растений, экология животных, экология человека, космическая экология .

Задачи экологии

Изучить взаимосвязи организмов;

Изучить взаимосвязи между организмами и окружающей средой;

Изучить действие среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов;

Проследить влияние факторов среды на расселение видов и смену сообществ;

Разработать систему мероприятий по охране природы.


Значение экологии

Помогает определить место человека в природе;

Дает знание экологических закономерностей, что позволяет предсказывать последствия хозяйственной деятельности человека, правильно и рационально использовать природные богатства;

Экологические знания необходимы для развития сельского хозяйства, медицины, для разработки мероприятий по охране окружающей среды.


Методы экологии

  • наблюдение
  • сравнение
  • эксперимент
  • математическое моделирование
  • прогнозирование

Принципы экологической классификации

  • Классификация помогает выявлять возможные пути приспособления к среде.
  • В основу экологической классификации могут быть положены разнообразные критерии: способы питания, место обитания, передвижение, отношение к температуре, влажности, давлению, свету и т.д.

Классификация организмов по характеру питания

1.Автотрофы: 2. Гетеротрфы:

А). Фототрофы а) сапрофиты

Б). Хемотрофы б) голозои:

- сапрофаги

- фитофаги

- зоофаги

- некрофаги


  • Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических.
  • Фототрофы – автотрофные организмы, которые для синтеза органических веществ используют энергию солнечного света.
  • Хемотрофы – автотрофные организмы, которые использует для синтеза органических веществ энергию химических; связей.
  • Гетеротрофы – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами.
  • Сапрофиты - гетеротрофы, которые используют растворы простых органических соединений.
  • Голозои – гетеротрофы, которые обладают комплексом ферментов и могут употреблять в пищу сложные органические соединения, разлагая их на простые:
  • Сапрофаги питаются мертвыми растительными остатками;
  • Фитофаги потребители живых растений;
  • Зоофаги поедают живых животных;
  • Некрофаги поедают мертвых животных.




История экологии

Большое влияние на развитие экологии оказали:

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий ученый, описывал животных и их поведение, приуроченность организмов к местам обитания.

К.Линней (1707-1778) – шведский естествоиспытатель, подчеркивал значение климата в жизни организмов, изучал взаимоотношения организмов.

Ж.Б. Ламарк (1744-1829) - французский естествоиспытатель, автор первого эволюционного учения, считал, что влияние внешних обстоятельств – одна из важнейших причин эволюции.

К.Рулье (1814-1858) - русский ученый, считал, что строение и развитие организмов зависит от окружающей среды, подчеркивал необходимость изучения эволюции.

Ч.Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, основатель эволюционного учения.

Э. Геккель (1834-1919) немецкий биолог, в 1866 г. ввел термин экология.

Ч. Элтон (1900) –английский ученый – основоположник популяционной экологии.

А. Тенсли (1871-1955) английский ученый, в 1935 г. ввел понятие экосистема.

В.Н.Сукачев (1880-1967) русский ученый, в 1942 г. ввел понятие о биогеоценозах.

К.А.Тимирязев (1843-1920) – русский ученый, посвятил свою жизнь изучению фотосинтеза.

В.В.Докучаев (1846-1903)- русский ученый-почвовед.

В.И.Вернадский (1863-1945) русский ученый, основоположник учения о биосфере как глобальной экосистеме.


Среда обитания

  • Среда обитания – это все, что окружает особь (популяцию, сообщество) и воздействует на нее.
  • Факторы среды:

абиотические – факторы неживой природы; биотические – факторы живой природы; антропогенные – связанные с деятельностью человека.

  • Можно выделить следующие основные среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, живые организмы.

Водная среда

  • В водной среде большое значение имеют такие факторы, как солевой режим, плотность воды, скорость течения, насыщенность кислородом, свойства грунта. Обитателей водоемов называют гидробионтами , среди них различают:

нейстон – организмы, обитающие у поверхностной пленки воды;

планктон (фитопланктон и зоопланктон) - взвешенные, "парящие" в воде организму;

нектон – хорошо плавающие обитатели толщи воды ;

бентос - донные организмы.


Почвенная среда

  • Обитателей почв называют эдафобионтами , или геобионтами, для них большое значение имеют структура, химический состав и влажность почвы.

Наземно-воздушная среда

Живой организм

Приспособления к среде обитания

  • Адаптации могут быть морфологическими, физиологическими и поведенческими.

Морфологические адаптации

  • Морфологические адаптации проявляются в изменении формы и строения организмов.
  • Например, развитие густого и длинного меха у млекопитающих при их выращивании при низких температурах ; мимикрия – подражание одних видов другим в окраске и форме.
  • Часто общими чертами строения наделены организмы с различным эволюционным происхождением.
  • Конвергенция - сближение признаков (сходство в строении), возникшее под влиянием относительно одинаковых условий существования у разных организмов. Например, форма тела и конечности у акулы и дельфина.

Физиологические адаптации

  • Физиологические адаптации проявляются в изменении процессов жизнедеятельности организма, например, способность к терморегуляции у эндотермных (теплокровных) животных, которые способны получать тепло за счет биохимических реакций

Поведенческие адаптации

  • Поведенческие адаптации часто связаны с физиологическими, например анабиоз, миграции.

  • Многие адаптации выработались у организмов под влиянием сезонных и суточных ритмов, например листопад, ночной и дневной образ жизни.
  • Реакция организмов на продолжительность светового дня, которая выработалась в связи с сезонными изменениями, называется фотопериодизмом .
  • Под влиянием экологических ритмов у организмов выработались своеобразные "биологические часы", которые обеспечивают ориентацию во времени, подготовку к ожидаемым изменениям.
  • Например, цветки распускаются в то время, когда обычно наблюдается оптимальная влажность, освещенность и другие условий для опыления: мак - с 5 до 14-15 ч; одуванчик - с 5-6 до 14-15 ч; календула - с 9 до 16-18 ч; шиповник - с 4-5 до 19-20 ч.



Экология -

наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой

Термин " экология " предложен в 1866 Э.Геккелем.

Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом


Задачи экологии

Изучает воздействие окружающей среды на растения и животные организмы, популяции, виды и экосистемы

Изучает структуру популяции и их численность

Изучает взаимодействие живых организмов друг с другом

Изучает влияние экологических факторов на человека

Изучает продуктивность экосистем




Биотические - это виды влияния на организмы со стороны других животных

Биотические факторы

Прямые

Косвенные

Хищник съедает свою добычу

Один организм изменяет среду обитания другого организма


Антропогенные факторы –

это формы человеческой деятельности которые оказывают воздействие на живую природу (с каждым годом эти факторы увеличиваются

Влияние экологических факторов на организм

Экологические факторы постоянно изменяются

Изменчивость факторов

Регулярной, периодической (сезонные изменения температуры, отливы. приливы)

Нерегулярной

(изменение погоды, наводнение, лесные пожары)


На организм одновременно влияют многочисленные и разнообразные факторы.

У каждого вида существуют свои пределы выносливости

Широким диапазоном выносливости к колебаниям температуры обладают животные, обитающие в высоких широтах. Так, песцы в тундре могут переносить колебания температуры в пределах 80 °С

(от +30 до -45)

Лишайники могут выдерживать температуру от

-70 до +60

Некоторые виды океанических рыб способны существовать при температуре от -2 до +2


ДЕЙСТВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ОРГАНИЗМ

Диапазон выносливости

организма

значение фактора которое наиболее благоприятно для жизнедеятельности роста и размножения называют зоной оптимума

угнетения

угнетения

нормальной

жизнедеятельности

ГИБЕЛЬ

ГИБЕЛЬ

Между зоной оптимума и крайними точками находятся зоны угнетения или стрессовые зоны, что ухудшает жизнь особей

Крайнее значение фактора, за которыми условия становятся непригодными для жизни и вызывает гибель- это пределы выносливости


Либих (Liebig ), Юстус , знаменитый немецкий химик, 1803-73, профессор химии с 1824 в Гиссене, с 1852 в Мюнхене


Предмет экология Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой обитания (греч. ойкос – жилище; логос – наука). Термин ввел в 1866 г. немецкий зоолог Э. Геккель. В настоящее время экология представляет собой разветвленную систему наук: аутэкология изучает взаимосвязи в сообществах; популяционная экология изучает взаимосвязи особей одного вида в популяциях, влияние среды на популяции, взаимосвязи между популяциями; глобальная экология изучает биосферу и вопросы ее охраны. Другой подход в подразделении экологии: экология микроорганизмов, экология грибов, экология растений, экология животных, экология человека, космическая экология.


Задачи экологии - изучить взаимосвязи организмов; - изучить взаимосвязи между организмами и окружающей средой; - изучить действие среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов; - проследить влияние факторов среды на расселение видов и смену сообществ; - разработать систему мероприятий по охране природы.


Значение экологии - помогает определить место человека в природе; - дает знание экологических закономерностей, что позволяет предсказывать последствия хозяйственной деятельности человека, правильно и рационально использовать природные богатства; - экологические знания необходимы для развития сельского хозяйства, медицины, для разработки мероприятий по охране окружающей среды.




Принципы экологической классификации Классификация помогает выявлять возможные пути приспособления к среде. В основу экологической классификации могут быть положены разнообразные критерии: способы питания, место обитания, передвижение, отношение к температуре, влажности, давлению, свету и т. д.




Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Фототрофы – автотрофные организмы, которые для синтеза органических веществ используют энергию солнечного света. Хемотрофы – автотрофные организмы, которые использует для синтеза органических веществ энергию химических; связей. Гетеротрофы – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами. Сапрофиты - гетеротрофы, которые используют растворы простых органических соединений. Голозои – гетеротрофы, которые обладают комплексом ферментов и могут употреблять в пищу сложные органические соединения, разлагая их на простые: Сапрофаги питаются мертвыми растительными остатками; Фитофаги потребители живых растений; Зоофаги поедают живых животных; Некрофаги поедают мертвых животных.






История экологии Большое влияние на развитие экологии оказали: Аристотель (гг. до н. э.) – древнегреческий ученый, описывал животных и их поведение, приуроченность организмов к местам обитания. К. Линней () – шведский естествоиспытатель, подчеркивал значение климата в жизни организмов, изучал взаимоотношения организмов. Ж. Б. Ламарк () - французский естествоиспытатель, автор первого эволюционного учения, считал, что влияние внешних обстоятельств – одна из важнейших причин эволюции. К. Рулье () - русский ученый, считал, что строение и развитие организмов зависит от окружающей среды, подчеркивал необходимость изучения эволюции. Ч. Дарвин () – английский естествоиспытатель, основатель эволюционного учения. Э. Геккель () немецкий биолог, в 1866 г. ввел термин экология. Ч. Элтон (1900) – английский ученый – основоположник популяционной экологии. А. Тенсли () английский ученый, в 1935 г. ввел понятие экосистема. В. Н. Сукачев () русский ученый, в 1942 г. ввел понятие о биогеоценозах. К. А. Тимирязев () – русский ученый, посвятил свою жизнь изучению фотосинтеза. В. В. Докучаев ()- русский ученый - почвовед. В. И. Вернадский () русский ученый, основоположник учения о биосфере как глобальной экосистеме.


Среда обитания Среда обитания – это все, что окружает особь (популяцию, сообщество) и воздействует на нее. Факторы среды: абиотические – факторы неживой природы; биотические – факторы живой природы; антропогенные – связанные с деятельностью человека. Можно выделить следующие основные среды обитания: водная, наземно - воздушная, почвенная, живые организмы.


Водная среда В водной среде большое значение имеют такие факторы, как солевой режим, плотность воды, скорость течения, насыщенность кислородом, свойства грунта. Обитателей водоемов называют гидробионтами, среди них различают: нейстон – организмы, обитающие у поверхностной пленки воды; планктон (фитопланктон и зоопланктон) - взвешенные, " парящие " в воде организму; нектон – хорошо плавающие обитатели толщи воды; бентос - донные организмы.







Каждый организм постоянно обменивается веществами с окружающей средой и сам изменяет среду. Многие организмы обитают в нескольких средах обитания. Способность организмов приспосабливаться к некоторым изменениям окружающей среды называют адаптацией. Но разные организмы обладают различной способностью выдерживать изменения условий жизни (например, колебания температуры, света и др.), т. е. обладают разной толерантностью – диапазоном устойчивости. Например, существуют: эврибионты – организмы с широким диапазоном толерантности, т. е. способные жить при различных условиях среды (например, карп); стенобионты – организмы с узким диапазоном толерантности, требующие строго определенных условий среды (например, форель).


Интенсивность фактора, наиболее благоприятную для жизнедеятельности организма, называют оптимальной. Факторы среды, отрицательно сказывающиеся на жизнедеятельности, затрудняющие существование вида, называют ограничивающими. Немецкий химик Ю. Либих () сформулировал закон минимума: успешное функционирование популяции или сообществ живых организмов зависит от комплекса условий. Ограничивающим, или лимитирующим, фактором является любое состояние среды, приближающееся или выходящее за границу устойчивости для данного организма. Совокупность всех факторов (условий) и ресурсов среды, в пределах которой может существовать вид в природе, называют его экологической нишей. Охарактеризовать полностью экологическую нишу организма очень трудно, чаще невозможно.
Морфологические адаптации Морфологические адаптации проявляются в изменении формы и строения организмов. Например, развитие густого и длинного меха у млекопитающих при их выращивании при низких температурах; мимикрия – подражание одних видов другим в окраске и форме. Часто общими чертами строения наделены организмы с различным эволюционным происхождением. Конвергенция - сближение признаков (сходство в строении), возникшее под влиянием относительно одинаковых условий существования у разных организмов. Например, форма тела и конечности у акулы и дельфина.


Физиологические адаптации Физиологические адаптации проявляются в изменении процессов жизнедеятельности организма, например, способность к терморегуляции у эндотермных (теплокровных) животных, которые способны получать тепло за счет биохимических реакций 25 Многие адаптации выработались у организмов под влиянием сезонных и суточных ритмов, например листопад, ночной и дневной образ жизни. Реакция организмов на продолжительность светового дня, которая выработалась в связи с сезонными изменениями, называется фотопериодизмом. Под влиянием экологических ритмов у организмов выработались своеобразные " биологические часы ", которые обеспечивают ориентацию во времени, подготовку к ожидаемым изменениям. Например, цветки распускаются в то время, когда обычно наблюдается оптимальная влажность, освещенность и другие условий для опыления: мак - с 5 до ч; одуванчик - с 5-6 до ч; календула - с 9 до ч; шиповник - с 4-5 до ч.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png