Оксана Нигматулина
Упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста

Упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста .

Нигматулина Оксана Гордеевна

МДОБУ «Детский сад № 18»

г. Минусинск

Упражнения , предназначенные для усвоения одного из основных разделов лексики - антонимических отношений, важных не только для расширения словаря ребенка, но и для развития его общеречевой и мыслительной деятельности - умения подбирать слова.

Упражнение № 1 Изображение антонимов жестами.

Задание : ребенку предлагается изобразить жестом или пантомимой наиболее простые пары антонимов.

Примеры :

большой – маленький

высокий – низкий

широкий – узкий

длинный – короткий

тяжёлый – лёгкий

Упражнение № 2 Подбор антонимов к заданным словам.

Ребенку предлагается закончить предложения, которые читает ведущий.

Задание : закончить предложение, используя антонимы.

Образец : летом тепло, а зимой – холодно.

Слон большой, а крот …

Слон большой, а столик…

Ребенок маленький, а взрослый …

Арбуз большой, а яблоко…

Чемодан большой, а сумка…

Город большой, а деревня…

Море большое, а озеро…

Грядка маленькая, а поле…

Туча большая, а облако…

У крокодила хвост длинный, а у зайца….

У жирафа шея длинная, а у бегемота…

Год длинный, а день….

У страуса ноги длинные, а у пингвина….

У девочки волосы длинные, а у мальчика-…

Летом день длинный, а зимой …

Шорты короткие, а брюки…

Зимой день короткий, а летом…

Веревка длинная, а лента…

Полено короткое, а бревно…

Елка высокая, а земляника…

Фонарь высокий, а забор…

Дом высокий, а избушка …

Бегемот низкий, а жираф…

Сосна высокая, а куст…

Холм высокий, а гора …

Один берег высокий, а другой…

Куст высокий, а трава…

Шкаф высокий, а столик…

Фикус высокий, а кактус…

Река широкая, а ручеек…

Дорога широкая, а тропинка…

Лента узкая, а полотенце…

Проспект широкий, а переулок…

Коридор широкий, а комната…

Юбка узкая, а платье…

Туфли узкие, а ботинки…

Ковер широкий, а половичок.

Тропинка узкая, а дорога…

Ручеек узкий, а речка…

Мостик узкий, мост…

Змея тонкая, а бегемот…

Палка тонкая, а бревно…

Червяк тонкий, а гусеница …

Бегемот толстый, а змея…

Сук толстый, а ветка…

Бревно толстое, а палка…

Нитка тонкая, а веревка …

Канат толстый, а веревка…

У обезьяны хвост тонкий, а у лисы…

Дуб толстый, а береза.

Колбаса толстая, а сосиска…

Картон толстый, а бумага…

Карандаш толстый, а ручка…

Книга толстая, а журнал…

Горчица горькая, а конфета …

Лекарство горькое, а варенье …

Лук горький, а пирожное…

Редька горькая, а репа…

Внучка молодая, а бабушка.

Внук молодой, а дедушка…

Бабушка старая, а внучка.

Картошка старая, а укроп…

Сосенка молодая, а сосна…

Дуб старый, а дубок…

Печка горячая, а снег …

Огонь горячий, а лед…

Чай горячий, а мороженое …

Солнце горячее, а луна…

Суп горячий, а студень…

Лимонад холодный, а кофе…

Зайчик тяжелый, а попугай…

Арбуз тяжелый, а персик…

Подушка легкая, а одеяло …

Облако легкое, а туча…

Воздушный шарик легкий, а кирпич…

Платье легкое, а пальто …

Стул легкий, а диван…

Книга тяжелая, а тетрадь.

Бегемот тяжелый, а воробей…

Ведро тяжелое, а блюдце…

Камень тяжелый, а яблоко…

Щенок легкий, а собака…

Улитка ползет медленно, а заяц бежит …

Черепаха медленная, а заяц бежит…

Индюк медленный, а страус…

Гепард быстрый, а ленивец …

Ребенок быстрый, а старик…

Льдина медленная, а корабль …

Река медленная, а ручеек…

Редиска мелкая, а репа…

Горошина мелкая, а фасолина ….

Ручеек мелкий, а река.

Колодец глубокий, а лужа…

Овраг глубокий, а канава…

Тарелка глубокая, а блюдце.

Ночью темно, а днем …

Вечером все засыпают, а утром …

Внизу – подвал, а вверху …

Подушка мягкая, а камень …

Сначала ёжик потерял фонарь, а потом его …

Буратино веселый, а Пьеро…

Ежик смелый, а заяц….

Летом погода солнечная, а осенью …

Снег белый, а уголь…

Змей Горыныч злой, а Иван – Царевич.

Баба Яга злая, а Фея.

Бармалей злой, а Доктор Айболит…

Ведьма злая, а гном.

Великан огромный, а Мальчик – с - пальчик…

Камень на дороге сухой, а в луже …

Упражнение №3 Различие наглядно предъявленных предметов по противоположным признакам с использованием антонимов.

Ребенку дают несколько предметов и предлагают разложить на две группы по противоположным признакам, например, в одну группу – толстые (веревка, палка, свеча и т. п., а в другую – тонкие (шнурок, карандаш, нитка и т. п.) . Ребенок называет антонимические признаки вслух, может также изобразить их жестами. Следует поощрять речевые высказывания у детей с задержкой речевого развития.

Образец : Верёвка и шнурок (длинный – короткий) .- Верёвка длинная, а шнурок короткий.

Упражнение № 4 Рассказ о предметах с использованием антонимов.

Задание : предложить ребенку рассказать об игрушках, хорошо знакомых предметах, сравнивая, их друг с другом и употребляя антонимы.

Игра «Скажи наоборот»

Цель игры : практическое освоение слов с противоположным значением.

Ребенку предлагается сказать наоборот.

Вариант № 1 (антонимы из числа прилагательных)

Примеры : горячий - холодный, старый - молодой, сильный - слабый, сытый - голодный, тонкий – толстый, хороший – плохой, шершавый - гладкий, солёный – сладкий, сладкий – кислый, умный – глупый, крупный – мелкий, глубокий – мелкий, грустный - весёлый, чёрный – белый, трусливый – смелый, добрый – злой.

Вариант № 2 (антонимы из числа наречий )

Примеры : хорошо – плохо, много - мало, крепко – слабо, умно – глупо, быстро – долго, ярко – тускло, крупно – мелко, тепло – холодно, темно – светло, легко – тяжело, горько – сладко, грустно – весело, добро – зло, трусливо – смело.

Вариант № 3 (антонимы из числа глаголов)

Примеры : говорить – молчать, мастерить – ломать, смеяться – плакать, потерял – нашёл, упал – встал, продал - купил, надел – снял, встал – сел, поймал – отпустил, сломал – починил.

Упражнения , предназначенные для усвоения таких сложных разделов грамматики и лексики , как личные и притяжательные местоимения.

Упражнение № 1 Наглядное изображение понятия о притяжательных местоимениях с помощью предметов.

Задание : ребенку показывают предметы, принадлежащие ему, и задают вопросы : «Чья это машина? Чей это заяц?» и т. п. Затем ведущий показывает свои вещи и спрашивает : «Чьи это тапочки?» и т. п.

Упражнение № 2 Образование личных форм глагола настоящего времени и повелительного наклонения с использованием личных местоимений.

Задание : поставить глагол в нужную форму.

Образец : Хочется гулять, и я гуляю, ты гуляешь и т. д.

Пример :

Надо спать –

и я … (сплю,

и ты … (спишь,

и он … (спит,

и она … (спит,

все мы … (спим,

и вы (спите,

и они … (спят) .

Так что ты иди, спи!

И вы идите, спите!

Упражнения , предназначенные для усвоения одно из наиболее трудных для ребенка разделов грамматики – употребления предложных конструкций.

Игра «Куда спрятался?»

Оборудование : у каждого ребенка одна большая картинка с изображением, например, шкафа, тумбочки и т. п. и одна маленькая картинка, вырезанная по контуру, изображающая, например, кошку, книгу и т. п. В большой картинке сделаны прорези, в которые дети вставляют маленькие картинки. Возможные сочетания картинок : шкаф – кошка, тумбочка - чайник, письменный стол – книга и т. п.

Методические рекомендации. Логопед предлагает детям последовательно помещать маленький предмет в, за, под, около, над и т. п. и каждый раз спрашивает : Где? Ребята отвечают словосочетанием, четко выделяя голосом предлог и отделяя его от последующего слова : В шкафу. За шкафом. Под шкафом и т. д.

Упражнение №2 Выбор одно предлога из двух.

Задание : выбрать правильный предлог.

На / в дереве поспели яблоки.

За/ перед деревом спрятался мальчик.

Под / над ромашкой кружится бабочка.

К /от дому подлетает сова.

Упражнение №3 Наглядное изображение предлогов с помощью игрушек и предметов домашней обстановки.

Задание. Можно взять игрушки и расставить их так, чтобы одна игрушка была на стуле, другая под столом, третья перед шкафом и т. д. Ребенка спрашивают : «Мишка сидит на чем? Зайка спрятался под чем» Когда ребенок правильно ответит на вопросы, можно изменить положение игрушек и задать вопросы в боле сложной форме : «Мишка сидит где?» Если у ребенка возникают трудности связанные с большим количеством предлогов – он путает их, называет наугад и т. п. - следует повторить упражнение , используя только одну пару предлогов, например, над – под или за – перед.

Упражнения , предназначенные для усвоения разделов грамматики и лексики , связанных с числительными.

Упражнение № 1 Образование счетного падежа (употребляется только в сочетании с числительными «два» , «три» , «четыре» ).

Упражнение выполняется устно .

Ведущий показывает два пальца и спрашивает : «Сколько пальцев?» Ребенку надо ответить.

Затем ведущий показывает по два предмета в комнате, названия которых – существительные мужского или среднего рода : 2 ведра, 2 окна, 2 кресла, 2 мячика, 2 самосвала, 2 самолёта и т. д.

Ребенку надо назвать пары предметов, используя числительное «два» («два ведра» и т. д.). В случае затруднения надо подсказать и выполнить еще несколько предметов для закрепления.

Затем ведущий показывает по 2 предмета в комнате, названия которых – существительные женского рода : 2 матрёшки, 2 куклы, 2 пирамидки, 2 зебры, 2 ленты, 2 картины и т. д.

После того как ребенок усвоил различия в сочетаниях «два…» и «две…» , ведущий показывает то по 2 предмета, названия которых – существительные мужского и среднего рода, то по 2 предмета, названия которых – существительные женского рода.

Примеры : 2 грузовика, 2 парохода, 2 яблока, 2 дерева, 2 машины, 2 куклы и т. д.

Если ребенок затрудняется с выбором рода числительного, следует назвать существительное в единственном числе и предложить ребенку определить его род. Пример : «Вот это кукла» . Как ты скажешь – «мой кукла» или «моя кукла» ? Если кукла – она, как ты скажешь «Это два кукла» или «Это две куклы?» Также в случае затруднения надо повторить образцы словосочетаний, обращаясь к картинке или предметам домашней обстановки (например : «Это две ложки, а это …» . Ребенку надо закончить фразу – «две вилки» ).

Упражнение № 2 Образование словосочетаний числительных типа «пять» с существительными в родительном падеже множественного числа.

Ребенку надо образовывать родительный падеж множественно числа от именительного падежа единственного числа по различным моделям.

Образец № 1 :

Один стол – пять столов

Слова для примеров : лак, салат, халат, молочник, половник, атлас, флаг, флакон, плакат, класс, клык, лом, велосипед, глобус, клоун, шалун, тулуп, каблук, вокзал, кинжал, самосвал, овал, пьедестал, зал, бал, шакал, пенал, факел, гол, стол, балкон, волк, колпак, колчан, солдат, логопед, лодочник, лыжник, кашалот, луноход.

Образец № 2 :

Один лоб – пять лбов

Слова для примеров : платок, дятел, узел, козёл, котёл, угол, осёл.

Образец № 3 :

Один плащ – пять плащей

Слова для примеров : ландыш, лаваш, луч, шалаш, калач, малыш.

Образец № 4 :

Один локоть – пять локтей

Слова для примеров : лапоть, лось, голубь, желудь.

Образец № №5 :

Один чулок – пять чулок

Слова для примеров : глаз

Образец № 6 :

Одно полотенце – пять полотенец

Слова для примеров : кресло

Образец №7 :

Одно одеяло – пять одеял

Слова для примеров : зеркало, пугало, покрывало, болото, облако, яблоко, стекло.

Образец № 8 :

Одна голова – пять голов

Слова для примеров : лама, лампа, пила, акула, кукла, игла, скала, свекла, пчела, шпала, калоша, колонна, лужа, лупа, луковица, палуба, клумба, клубника.

Образец № 9 :

Одна ложка – пять ложек

Слова для примеров : ласточка, балалайка.

Образец № 10 :

Одна вилка – пять вилок

Слова для примеров : лавка, булавка, палатка, закладка, заплатка, лодка, кладовка, блузка палка, галка, скалка, скакалка, полка, заколка, булка, белка, вилка.

Образец № 11 :

Одна ладонь – пять ладоней

Слова для примеров : кладь.

Литература :

1. Тексты и упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста : учеб. -метод. пособие,/ Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук. – М.:АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2006.- 159.

2. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника . 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет . – СПб.: Издательский дом «Нева» ; «ОЛМА - ПРЕСС Образование» , 2003.- 240 с.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе. Тема: «В гости к слоненку Тёме»

Учитель-логопед: Харькина А.Н.
Цель:
- Продолжать учить классифицировать слова на основе различных семантических принаков.
- Закреплять умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложения.
- Употреблять в речи предлоги «на», «из», «под», «из-за», «с».
- Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).
- Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
- Развитие общей и мелкой моорики.
- Развитие зрительного и слухового внимания; творческого воображения, подражательности.
- Формировать умение делать логические умозаключения.
- Продолжать учить детей правилам построения диалога.

Оборудование:
Игрушка «Слоненок Тёма»; предметные картинки с изображением животных; карточки с изображением животных; карточки с изображением хвостов различных животных; изображение поезда; чемоданы с изображенными на них частями тела животных; фланелеграф; карточки для составления предложений; наборное полотно; магнитная доска; открытки со схемами слов; карточки с опорными сигналами для рассказывания.

Ход занятия

I Организационный момент
Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Подойдите к столу, возьмите картинки, рассмотрите и назовите их, разделите названия на слоги (Бе-ге-мот. В этом слове три слога. Жи-раф. В этом слове два слога. Тигр. В этом слове один слог и т.п.)
Каких животных вы сейчас назвали? (животных жарких стран).
II Основная часть
1. Вот мы и отправимся сейчас в гости к слоненку Тёме.
Путь нам предстоит долгий. Давайте соберем сумку с продуктами, а в чемодан сложим свои вещи.
У логопеда на столе различные предметы детской одежды: кофточка, жакет, майка, берет, платье, шорты, рубашка и т.п.
Логопед поднимает по очереди вещи, спрашивая: Чей жакет? Чья кофточка? Чье платье? В случае появления ошибок поправляет детей, добиваясь правильного образования притяжательных прилагательных (Олин, Сережин, Катино и т.д.)
2. Вместе с нами в гости к Слоненку хотели отправиться животные. Но вот беда. Проснулись животные и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал их и разнес по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте и мы поможем им), но хвосты спрятались в лесу и, чтобы их найти, надо уметь их правильно называть, ответив на вопрос: «Чей это хвост?»
Вот на сосне висит серенький, пушистенький хвостик белки. Чей это хвост? (беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (медвежий). Дадим медведю его короткий хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (лисий). А не пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (мышиный).
Все животные нашли свои хвосты и были этому очень рады.
3. Игра "Чей хвост"
Логопед предлагает вспомнить, как называются хвосты у домашних животных: хвост собаки - собачий, хвост кошки - кошачий, хвост коровы - коровий, хвост лошади - лошадиный, хвост быка - бычий, хвост козы - козий, хвост овцы - овечий, хвост барана - бараний.
4. Игра "Чьи лапы"
Посмотрите на животных. Чьи лапы самые сильные? Чей хвост самый короткий? Самый пушистый? Чья мордочка самая вытянутая? Чьи ушки длиннее? и т.п.
5. Игра "Чей чемодан"
Стали звери собираться в путь-дорогу. Помогите им разместиться по вагонам так, чтобы не страшно было ехать с соседями. А теперь помогите пассажирам разместить свои чемоданы. Догадайтесь, где чей чемодан? Объясните. (Это волчий чемодан, так как на нем нарисована волчья пасть и т.д.). На бирочках чемодана поставьте номера мест их владельцев.
Наконец-то, можно отправляться в путешествие. Звери поедут на поезде, а мы на автобусе.
Физкультминутка. "Автобус".
6. Игра "Едем на автобусе"
Логопед говорит: "Мы едем, а нам прямо в лицо светит яркое солнышко. Его лучи очень ярко слепят глаза. Чтобы не было больно глазам, давайте зажмурим (дети зажмуривают глаза). Автобус въехал под мост, солнышко скрылось. Открывайте глаза (дети открывают глаза). Едем дальше. Наш автобус свернул налево (дети разворачивают стулья), и солнышко снова ярко светит в правый глаз. Давайте его зажмурим (дети зажмуривают правый глаз). А теперь автобус повернул направо (дети разворачивают стулья), и солнышко стало светить в левый глаз (дети зажмуривают). Вот автобус поехал по аллее, и солнышко нам не мешает. Посмотрите, в песочнице играют малыши, а один большой мальчик отобрал у малыша игрушку. Мальчик плачет (логопед показывает соответствующую сюжетную картинку), как поступил мальчик? Давайте покажем, что мы на него сердиты".
Нахмурьте брови (дети нахмуривают). А теперь посмотрите, собака убегает от кошки (демонстрируется картинка). Часто так бывает? Давайте с вами удивимся (дети поднимают брови). Мы долго ехали, день был солнечный, жаркий, и всем захотелось пить. Наберем в рот воды и подержим (дети плавно сдувают воздух и делают глотательные движения. Наберем воды за одну щеку (дети надувают одну щеку), проглотим. Утолили жажду.
Вот мы и приехали.
7. Подарки для Тёмы.
Слоненок Тёма встречает гостей. Звери привезли Тёме гостинцы.
"Кто с чем приехал?" (выделение предлога "с")
Первый - Зайчонок ловкий
Он привез пучок морковки.
Второй была Лиса-кокетка
С малиновой конфеткой.
Третий - толстый Бурундук
Он приехал с орехами фундук.
Четвертый был Волчонок
С медовым бочонком.
Пятый - Белочка в платочке
У нее корзинка с грибочком.
Шестой приехал Енот усатый,
А с ним арбуз большой пузатый.
Седой была корова Маша
С большим бидоном простокваши.
Восьмой - кабанчик смелый
А привез он желудь спелый.
Девятый - с яблоком в корзинке,
Притопал Ежик по тропинке.
Десятой - была мышка Ира
Она привезла кусочек сыра.
Вот как много угощенья!
Вкусным будет день рожденья!

Тёма благодарит всех за подарки и приглашает совершить прогулку по джунглям.
8. Логоритмические упражнения "Сказочный лес"
9. Игра "Кто спрятался в джунглях?"
Логопед открывает фланелеграф, на котором среди растений закреплены изображения животных жарких стран.
Посмотрите внимательно, кто спрятался в джунглях? Как вы догадались? (в джунглях спрятался лев. Я вижу из-за лиан выглядывает львиная голова. В джунглях спрятался тигр. Я вижу из-под куста торчит тигриный хвост. В реке спрятался крокодил. Я вижу из-под воды выглядывает крокодилья пасть, (голова?) За пальмой спрятался жираф. Я вижу из-за пальмы выглядывает жирафовая голова и шея. Под веткой спрятался львенок. Я вижу из-под ветки львиную морду. На ветке висит обезьяна. Я вижу обезьяньи хвост и лапы).
10. Пальчиковая гимнастика
"Где обедал воробей?"
- Где обедал воробей? (машут перекрещенными ладонями)
- В зоопарке, у зверей. (ладонями показывают пасть).
Пообедал я сперва
За решеткою у льва,
Подкрепился у лисицы, (на каждое название животного
У моржа попил водицы, загибают по одному пальчику
Ел морковку у слона, сначала на одной, потом на другой
С журавлем поел пшено, руке).
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру,
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (ладонями показывают пасть).
11. Поздравление слоненку.
Нам письмо из страны Выдумляндии с портретом невиданного зверя (на картинке скомбинированы части тела различных животных: слоновый хобот, куриные лапы, верблюжий горб, тигриный хвост, львиная грива и т.п.).
От кого получил поздравление Тема? Что это за зверь? Чьи части тела вы узнали? (дети отвечают полным предложением, акцентируя притяжательное прилагательное).
Кто еще прислал поздравления?
12. Игра "Подбери схемы" (звуко-слоговые)
На открытках 3 схемы. На магнитной доске изображение лося, медведя, белки.
Поместите конверты под изображением тех животных, в названии которых столько звуков, сколько кружкой на картинке и определи, кто такую открытку прислал (первую открытку прислал лось, так как в слове лось - 3 звука на схеме 3 квадратика и т.п.).
Погостили зверушки у слоненка Темы, пора отправляться домой.
III Итог

«Грибы»

1. «Один - много».

Гриб – грибы - грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор).

2. «Съедобный – несъедобный».

Подберезовик (какой гриб?) – съедобный.

Мухомор (какой гриб?) – несъедобный и т.д.

3. «Счет».

Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек.

Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т.д.

4. «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов.

Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.

5. «Какой, какое?».

Суп из грибов – грибной .

Блюдо из грибов – грибное .

6. «Скажи наоборот». Составление ССП с союзом а .

Белый гриб съедобный, а поганка – несъедобный.

У опят длинные ножки, а у волнушек – короткие.

Подберезовики растут под березами, а подосиновики – под осинами.

У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки – тонкая.

7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Опята, маслята, мухоморы , сыроежки; лисичка, подберезовик, ежевика , подосиновик.

8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.

На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек?

Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?

Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?

9. Составить описательный рассказ про грибы (по выбору), по плану:

Где растет?

Какой имеет внешний вид (величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки).

Съедобный или несъедобный гриб?

Что из него можно приготовить?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Ягоды»

1.«Назови ласково».

Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква).

2. «Счет». Согласование ИС с порядковыми числительными, счет до пяти.

Первая малинка, вторая малинка… и т.д.

3. «Лесная – садовая».

Морошка – это лесная ягода.

Клубника – это садовая ягода и т.д.

4. «Исправь ошибку». Развитие слухового внимания, логического мышления.

Голубика растет на дереве; смородина растет на болоте; брусника – это садовая ягода.

5. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Арбуз (какой?) – большой, сочный, сладкий, вкусный, ароматный и т.д.

Клюква (какая?) - … .

6. «Назови сок и варенье». Образование относительных прилагательных.

Сок из смородины (какой?) - смородиновый

Варенье из смородины (какое?) - смородиновое и т.д.

7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Мандарин , черника, клюква, морошка; брусника, земляника, крыжовник , голубика.

8. Составить описательный рассказ про ягоды (по выбору), по плану:

Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)?

Какая на вкус?

Съедобная или несъедобная?

Что из нее можно приготовить?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Овощи»

1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Огурец- огурчик - огурчики (помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица), репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль).

2. «Один-много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Помидор – помидоры – много помидоров и т.д.

3. «Счет овощей». Согласование ИС с числительными.

Одна тыква - две тыквы - пять тыкв и т.д.

4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП.

Морковка (какая?) – оранжевая, хрустящая, вкусная, полезная, сладкая, большая и т.д.

5. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.

Сок из помидоров – томатный и т.д.

Грядка с огурцами – огуречная и т.д.

Пюре из моркови – морковное и т.д. с названиями остальных овощей.

6. «Он (она) - они». Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.

Растет – растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает).

7. «Что делал? Что делала? Что делали?». Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.

Цель: уточнять представления о строении человеческого тела, активизировать словарный запас по этой теме.

1. Воспитатель показывает, а дети называют части тела.

2. Ребенок самостоятельно показывает и называет части тела.

Рука: плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы, ногти.

Туловище: шея, плечи, грудь, живот, спина.

Голова: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, веки, глаза, нос, щеки, рот, борода, подбородок.

Рот: губы, зубы, язык.

Нога: бедро, колено, голень, щиколотка, ступня, пальцы, ногти, подошва.

«Один - много» (с мячом)

Цель: активизировать словарь по теме «Человек и его здоровье»; закреплять умение детей словоизменения.

Задание. педагог называет часть тела в единственном числе (нос) и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает изменением слова в множественное число (носы) и возвращает мяч педагогу.

«Ласковое слово» (можно проводить с мячом, с микрофоном или по кругу, как считалочку)

Цель: закреплять у детей навык суффиксального словообразования (-оньк-, -еньк-, -чк-, -чн-); развивать коммуникативные навыки детей, вызывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Задание1. Назови ласково «волосы - волосики»

Голова - …, лоб - …, брови - …, ресницы - …, глаза - …, затылок - …, щеки - …, нос - …, подбородок - …, рот - …, язык - …, горло - …, зубы - …, уши - …, грудь - …, губы - …, руки - …, локти - …, пальцы - …, ногти - …, плечи - …, шея - …, спина - …, живот - …, ноги - …, колени - …, пятки - …, лопатки - … и т.д.

Задание 2. Дети выбирают себе название ОБЪЕКТА и составляют диалог.

У меня глаза.

У тебя глазки. У меня рот.

У тебя ротик. У меня нос.

У тебя носик. У меня зубы.

У тебя зубки. У меня локти.

У тебя локотки. У меня спина… И т.д.

Задание 3. Назови малышей ласково!

Саша - Сашенька, Алена - Аленушка, Лена - …, Вова - …, Женя - …, Алеша - …, Дима - …, Коля - …, Ваня - …, Вася - …, Оля - …, Таня - …, Катя - …, Люда - …, Наташа - …, Люба - …, Света - …, Лиля - … и т.д.

«Кто больше знает слов?»

Цель: активизировать предметный словарь по теме « «; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом.

Дети называют по одному слову - части тела.

Задание. Скажите, для чего нужна телу эта часть?

Например: «Ухо»: «Ухо нужно человеку, чтобы слышать звуки!»

Глаза нужны человеку, чтобы видеть, рассматривать, присматриваться; чтобы «строить глазки»; чтобы «косить глазом» и т.д.

«Что над/под чем?»

Цель: активизировать в речи применение предлогов; развивать пространственную ориентировку относительно себя и относительно других предметов; упражнять в изменении, согласовании существительных в форме Творительного падежа ед. числа.

Материал: зеркала.

Задание. Назвать части лица (затем тела и окружающие предметы) относительно друг друга.

Например: Где находятся ваши глаза? - На лице, под бровями; над щеками, по обеим сторонам от носа и т.д.

«Кто больше назовет действий объекта?»

Цель: активизировать словарь действий; упражнять в составлении простого предложения с заданным (задуманным) словом; развивать воображение и чувство юмора детей.

1. Дети по очереди называют действия, которые может выполнять названный педагогом ОБЪЕКТ, кратко объясняя их цель. Выигрывает тот, кто последним назвал подходящее действие.

Например: Нос - нюхать, дышать, морщиться, сморкаться, чихать … И гулять (как у Гоголя)

2. Подобрать предмет (часть тела) к действию (с мячом):

видят - …, дышит - …, трогают - …, слышат - …, жуют - …, нюхает - …, работают - …, стоят - …, говорит - …, бегают - …, машут - …, пишут - … и т.д.

3. Отгадать предмет (часть тела) по нескольким действиям: дышит и нюхает - …, дышит, ест и говорит - …, шьют, пишут, играют - …, слушают и слышат - …, жуют, кусают и сжимаются - …, думает, кивает, вертится - … и т.д.

«Отражение в озере»

Цель: - активизировать в речи детей названия цвета (формы), предметов по теме «Человек и его здоровье»;

Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже (Винительный падеж);

Уточнять представления детей о реальных объектах;

Развивать способность к творческому воображению в процессе преобразования объекта по цвету (форме или величине); развивать способности к логическому мышлению при выявлении следствий такого преобразования.

Развивать связную речь детей при объяснении следствий преображения объектов.

Оборудование: бесформенные листочки цветной бумаги (цветные очки), предметные картинки по теме «Тело человека».

Задание. «Водяной со дна озера видит людей…

Только одного цвета - цвета своего озера;

Искаженной формы;

Искаженной величины.

Представьте себя в роли такого Водяного и расскажите, как изменятся эти люди?!

Например: Люди с синим цветом кожи, волосами, глазами, губами… Или люди - роботы: квадратные головы, туловище, ноги и руки прямоугольной формы (как им двигаться?) Что они увидят квадратными глазами? Как будет двигаться зрачок?

Предложите детям нарисовать таких «инопланетян».

«Украсим слово»

Цель: активизировать качественный словарь по теме «Человек и его здоровье»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.

Дети делятся на подгруппы по 3-4 человека и выбирают путем жребия картинку (например, глаз).

Задание. каждая команда по очереди называет слово - определение к ОБЪЕКТУ - глазу. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовет большее количество слов - определений.

Глаз: карий, всевидящий, зоркий, слепой, мокрый, слезливый, плачущий, хитрый, прищуренный, испуганный, широко распахнутый, косой, внимательный, большой - маленький, красивый и т.д.

Голова: умная, красивая, большая, детская, взрослая, больная - здоровая, толковая и т.д.

Ноги: длинные - короткие, большие - маленькие, сильные - слабые, красивые, стройные - кривые, крепкие, развитые (мышцы), устойчивые и т.д

Руки: сильные - слабые, большие - маленькие, работящие, ленивые, умелые, чистые - грязные, нежные, золотые и т.д.

Волосы: длинные - короткие, густые - редкие, кудрявые - прямые, черные, русые, рыжие, чистые, тонкие, торчащие, жесткие, мягкие, шелковистые и т.д.

Язык: большой - маленький, широкий - узкий, мягкий, мясистый, неподвижный, болтливый, без костей, как помело и т.д.

Формирование правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, обогащение словарного запаса и закрепление грамматических форм родного языка – одна из важнейших задач на этапе дошкольного обучения.

Однако, не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители могут положительно влиять на подготовку своих детей к дальнейшему уже школьному обучению.

Именно для них в данной статье и предлагаются доступные материалы для игровых упражнений с дошкольниками старшего возраста.

Совершенствование фонетико-фонематических функций
и лексико-грамматического строя речи у дошкольников
в играх и упражнениях

Важнейшая задача дошкольного учреждения – всесторонняя подготовка его воспитанников к обучению в школе, а самое главное к успешному освоению навыков письма и чтения.

В связи с этим особенно важно на этапе дошкольного обучения скорректировать не только звукопроизношение, но и сформировать фонетико-фонематические и лексико-грамматические компоненты языка.

Предлагаемые упражнения будут способствовать пониманию грамматических конструкций, развитию у ребёнка чувства языка, внимания к языковым формам и тем самым создавать благоприятный фон для формирования фонематического анализа и синтеза.

В специальной литературе под понятием «фонематический анализ», понимаются элементарные сложные формы анализа звуковой структуры слов.

Элементарная форма – выделение звука на фоне слова, у детей с нормой речевого развития появляется спонтанно в дошкольном возрасте. У детей с нарушением речи требуются специальные коррекционные занятия. Однако рекомендуется все же проводить игровые упражнения со всеми детьми.

К сложным формам фонематического анализа относится выделение первого и последнего звука в слове, позиционный и количественный анализ структуры слова. Эти операции формируются в процессе систематического обучения всех категорий детей.

В данном пособии предлагаются некоторые простые игры и упражнения, которые родители могут проводить самостоятельно. Занятия не требуют специальных материалов или особых знаний родителей. Безусловно, их проведение в домашних условиях пойдет на пользу будущим школьникам.

Лексико-грамматические игры и задания

1. « Я знаю…».

Взрослый говорит: «Я знаю пять названий ….. (называется любая лексическая тема: домашние и дикие животные и птицы, их детеныши, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, насекомые, транспорт, профессии и т.д.)», ребенок называет по-одному слову, взрослый считает. Затем игроки меняются местами.

2. «Большой – маленький».

Взрослый и ребенок по-очереди называют друг другу слова из любой лексической темы, при этом первый игрок предлагает название большого предмета, а второй игрок название маленького. (напр., огурец – огурчик, сова – совушка, чашка – чашечка и т.д.)

3. «Отгадай, что задумано».

Взрослый называет 2-3 признака задуманного предмета. А ребенок должен отгадать, о чем сказано. Затем игроки меняются местами. (Например, взрослый говорит: «Круглый, оранжевый, сочный», ребенок угадывает: «Апельсин» и др.). Если названных признаков недостаточно для отгадывания, их количество можно увеличить.

4. «Повара».

Взрослый предлагает: «Поиграем в поваров, будем варить супы. Я сварю суп только из моркови, суп получится – морковный, а ты свари только из капусты. Какой получится суп? (капустный)……» Можно варьировать задания, напр.:

  • суп из двух овощей (например, свекла и лук — свекольно-луковый).
  • компот из фруктов (одного или двух).
  • варенье из ягод (одного вида или нескольких).

5. « Что бывает….?»

Можно использовать разные варианты:

Словарный запас: «Что бывает красного цвета?» (деревянным, твердым, шершавыми др.), ребенок должен подобрать варианты ответа (напр., помидор, куртка, карандаш. т.д.)

Согласование сущ. и прил. в роде и числе:

«Про что я скажу –

  • зеленая….» — «Трава, лягушка,…»
  • синее …. – небо
  • хрустальная — ваза
  • разноцветные – карандаши

Если ребенок затрудняется, можно использовать опору на окружающие предметы: «Посмотри вокруг и догадайся, о каком предмете я скажу – пластмассовая…» — «Лейка».

6. «Третий лишний».

Взрослый предлагает ребенку определить лишнее слово из названных и объяснить почему, например:

  • груша, яблоко, кабачок (кабачок – это овощ)
  • стол, диван, чашка (чашка – это не мебель, а посуда)

7. «Детеныши».

Взрослый называет взрослое животное (домашнее, дикое, жарких стран, севера), ребенок – детеныша. Лучше называть по-очереди.

8. «Назови ласково».

Взрослый называет предмет, а ребенок называет его ласково. (напр., собака – собачка, чашка – чашечка, нос – носик и т.д.) Лучше называть по-очереди.

9. Игра «Чей, чья, чье».

У льва…
морда –
хвост –
зубы –

У тигра …
уши –
глаза –
шерсть –

У слона…
ноги –
хобот –
глаза –

У зебры…
шкура –
копыта –
морда –

(например, у волка – хвост волчий, пасть волчья, сердце – волчье, глаза волчьи)

10. «Листочки».

Взрослый предлагает ребенку назвать, какой листочек теряет дерево осенью: «Осенью у каждого дерева опадают листья, у березы – березовые, а у липы – …, а у осины – …, а у клена – …, а у дуба – …, а у каштана – …, а у тополя – …, а у рябины – …, а у яблони – …, а у ивы – …, и др.»

11. «Положи на место».

Взрослый предлагает ребенку назвать посуду, где лежит:

Масло –
Хлеб –
Соль –
Сахар –
Сухари –
Конфеты –
Салат –
Соус –
Селедка –
Фрукты –
Суп-
Мыло -

12. «Назови наоборот».

Добрый – злой
Старый –
Черный –
Светлый –
Большой –
Длинный –
Высокий –
Широкий –
Толстый –
Острый –
Веселый –
Смелый –
Быстрый –
Чистый -
Гладкий -
Молодой -

13. «Назови профессию».

Кто водит автобус?
Кто летает на самолете?
Кто летает на ракете?
Кто управляет кораблем?
Кто ездит на мотоцикле?
Кто водит трамвай?
Кто ездит на велосипеде?
Кто управляет поездом?

14. Игра «Бывает – не бывает».

Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение и определить его правильность.

Например:

Девочка ловит бабочку.
Девочка поймана бабочкой.
Бабочка поймана бабочкой.
Бабочка ловит девочку.
Девочка поймала бабочку.
Бабочка поймала девочку.
Девочка отпущена бабочкой.
Бабочка отпущена девочкой.
Девочка отпустила бабочку.

15. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение и исправить ошибку-повторение, например:

1. В деревне жили старые старики. (В деревне жили старики. В деревне жили старые люди.)
2. Ковер запылился пылью. (Ковер покрылся пылью. Ковер запылился.)
3. Мама посолила суп солью.
4. В саду гуляют маленькие малыши.
5. К весне зелень зазеленела.
6. У Юры жил молодой котенок.
7. У меня есть деревянная деревяшка.

Задания для развития связной речи

1. Составить предложение…

о фрукте, животном, растении (или любом другом предмете из любой лексической темы), используя заданное слово, например, растет, зреет, собирают, пастух, конюшня, шерсть, корни, лепесток….

2. «Продолжи рассказ».

Например:

- «Девочка сняла шкурку с апельсина и увидела, как много в нем долек. Она спросила: «Апельсин, почему ты весь из долек?…….»

- «Однажды коза Сашка и козел Митька забрались в соседский огород. Вдруг……»

- «Волк охотился на зайца, но заяц оказался очень хитрым.Он…..»

3. Пересказ рассказа.

Пересказать рассказ своими словами (выбирается любой короткий текст)

Например:

Была у Миши собака Шарик. Миша и Шарик дружили. Однажды Миша и Шарик пошли купаться. Миша подошел к воде, поскользнулся и упал в воду. Шарик бросился за Мишей. Верный друг спас Мишу.

«Хитрая лиса»

Лиса была голодна. Она легла на снег и закрыла глаза. Налетели вороны и сели недалеко от лисы. Они хотели клевать лису, но боялись. Лиса лежит, как мертвая. Тогда вороны подлетели совсем близко. Одна ворона клюнула лису в хвост, другая хотела клюнуть в нос. Лиса схватила глупую ворону и убежала.

4. Разучивание стихотворений.

Разучивание стихотворений с разной интонационной выразительностью, возможно дополнение разными заданиями.

Например:

«Листопад»

Опавшей листвы разговор еле слышен:

Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осинок…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
- Везде листопад: На пороге морозы.

  1. Как называются листья клёна, берёзы, яблони, дуба, вишни, осины?
  2. Подбери нужное слово: краснеют, желтеют, опадают… (что?-листья)
  3. Какое слово лишнее и почему: дуб — рябина -осень — осина (осень, потому что остальные слова — названия деревьев).
  4. Чего в лесу больше-деревьев или листьев?
  5. Скажи по звукам слово ЛИСТ (ль, и, с, т) – выполняется, если доступно ребенку.
  6. Рассказывание о проведенном дне (каком-то происшествии, поездке куда-то, или др.)
  7. Составление описательных загадок.

Например:

- « Это домашнее животное. Оно может жить в будке, а может прямо в квартире…..»

- « На этом предмете мебели можно сидеть, но у него нет спинки.»

Задания для развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

1. Игра «Повторюшки».

Взрослый предлагает ребенку повторить последовательность слогов разной конфигурации (от простого к сложному). Например:

ба – па
га – ка
да – та
ва – ка
на – ня
са – ша – са
ба – па – ба
та – да – та
ка – га – ка
та – тя – та
за – са – за
жа – за – жа
ца – са – ца
ла – ля – ла
ча – тя – ча

Взрослый и ребенок могут по-очереди называть слоги друг другу.

2. Игра «Повторюшки» (вариант сложнее).

Взрослый предлагает ребенку повторить слова с разной звуко-слоговой структурой. Например: фантик, ступенька, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка, экскаватор, регулировщик, виолончелист и др. (от простого к сложному)

3. «Цепочки» («Словесное домино — звуки»).

Взрослый и ребенок последовательно называют слова на последний звук предыдущего слова. Например: стол – лодка – аист – торт – трон – нос – сок – кот — ….

4. «Цепочки» («Словесное домино — слоги»)

Взрослый и ребенок последовательно называют слова на последний слог предыдущего слова. Например: кошка – каша – штора – радуга – газета – ….

Эта игра доступна детям старшего возраста.

5. «Посмотри вокруг и назови».

Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предмет, название которого начинается на заданный звук.

6. « Угадай, что задумано».

Взрослый, предлагая ребенку картинки (или можно воспользоваться предметами окружения) говорит: «Я задумал слово, которое начинается на звук С. Угадай, что я задумал». Затем игроки меняются местами.

7. «Услышишь – хлопни».

Взрослый предлагает ребенку: «Я буду называть тебе разные слова, когда ты услышишь звук Ш (шуршание листьев) — хлопай в ладоши. Слушай внимательно». Звуки можно предлагать разные, можно предлагать два звука (топни – хлопни).

8. Услышать и назвать общий звук в паре слов.

Взрослый предлагает ребенку услышать и назвать общий звук в паре слов.

Например:

вишня – груша
лук – чеснок
крыжовник – баклажан
заяц – огурец
рыба – мороженое
лук – сок
и так далее.

9. «Рифмы».

Взрослый предлагает ребенку придумать рифму (похожее по звучанию слово) к названному слову.

Например: сок – носок, кочка – почка, бочка – дочка, мошка – кошка, книжка – шишка, пышка – мышка, редиска – сосиска, …

Посвящая ежедневно небольшое количество времени выполнению с детьми разнообразных развивающих игр и упражнений взрослые также получат необходимый для родителей будущих первоклассников опыт. Ведь начальная школа – это этап, когда юным ученикам важна помощь родителей при обучении правописанию и чтению.

Егорова Надежда Михайловна,
учитель-логопед,
ГБДОУ д/с №91 Московского района
г. Санкт-Петербурга

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png