Собственник имущества, получая права владения, пользования и распоряжения им, приобретает и некоторые обязанности. Одной из них является обязанность платить налоги.

Покупая дачный участок, будьте готовы к тому, что придется внести определенную сумму в бюджет государства.

Земельный налог установлен Налоговым кодексом РФ. Налогом облагаются находящиеся у граждан земельные участки и их части, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок). Назначение земли не имеет принципиального значения - налогом облагается и земля, используемая дачниками для садоводства-огородничества, а также фермерскими хозяйствами, и та, на которой стоят многоквартирные дома.

По общему правилу землевладелец уплачивает налог на землю самостоятельно, причем после того, как налоговая инспекция присылает уведомление, где указаны сумма налога и срок оплаты. Поэтому помощь председателя дачного кооператива вам не понадобится - если, конечно, ваш земельный участок оформлен в собственность.

Сумма налога

Сумму земельного налога рассчитывают, исходя из площади земельного участка (налоговой базы). Учтите, что в облагаемую налогом площадь земельного участка включается земля, занятая строениями и сооружениями различного рода.

Сумма налога = площадь земельного участка в м 2

Ставки земельного налога устанавливают в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Поскольку земельный налог относится к числу местных, в Налоговом кодексе Российской Федерации установлены только его максимально возможные, предельные, ставки. Поэтому для того, чтобы узнать ставку налога, действующего на территории, где расположен ваш участок, следует обратиться к местному законодательству. Проще всего это сделать, позвонив в налоговую инспекцию по месту жительства или изучив информацию, которая находится на сайте налоговой инспекции вашего района.

Предельные ставки, закрепленные в ст. 394 НК РФ, составляют:

Органы местного самоуправления могут повышать ставки земельного налога, но не более чем в 2 раза. Одна из причин повышения ставки - благоприятные условия размещения земельных участков. Кроме того, налог на земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества на селе. Увеличивается ставка налога и в том случае, если вы длительно не используете свой земельный участок либо используете его не по целевому назначению (в этом случае ставка удваивается).

Налоговая база - характеристика объекта налогообложения, служащая основой для определения размера налога.

Налоговая декларация - документ установленной формы, подаваемый налогоплательщиком, в котором отражаются все необходимые для налогообложения сведения.

Налоговое уведомление - содержащий расчет суммы налога и порядок его уплаты документ, направляемый налоговым органом налогоплательщику.

Налоговые льготы - различные преимущества, предоставляемые государством или в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, или в отношении некоторых групп доходов.

Налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить установленные Налоговым кодексом РФ налоги и сборы.

Налоговый период - временной промежуток, за который формируется налоговая база и за который платится налог.

Объект налогообложения - юридический факт, являющийся основанием для взимания налога. Порядок уплаты налога - способ уплаты налога налогоплательщиком. Налог можно заплатить самостоятельно либо поручить это налоговому агенту или налоговому менеджеру.

Срок уплаты налога - время, в течение которого налогоплательщик должен исполнить свою обязанность по внесению суммы обязательного платежа в бюджет государства.

Ставка налога - размер налога с единицы объекта налогообложения. Может быть плоской (одинаковой для всех объектов), прогрессивной (увеличиваться с ростом объекта налогообложения) или регрессивной (уменьшаться с ростом объекта налогообложения).

Льготы и порядок уплаты

У нас сложилась практика уплаты налога председателями дачных кооперативов. Это удобно для тех землевладельцев, чье право собственности на участок не закреплено документально. В таком случае сумма налога рассчитывалась на площадь, занимаемую всем садовым товариществом в целом. Однако опыт подсказывает, что сумма налога, которую уплачивает каждый дачник, во многом зависит от порядочности председателя кооператива, ведь каждый из них берет «плату» за исполнение обязанностей налогового агента. Именно поэтому вам выгоднее будет оформить право собственности и платить земельный налог самостоятельно (то же самое, к слову, касается и владельцев гаражей или гаражных боксов в гаражных кооперативах).

Специалисты налоговой инспекции сами рассчитают сумму налога, подлежащую уплате, и направят вам налоговое уведомление не позднее 1 августа. Обычно налог уплачивают равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября, но органы власти иногда меняют сроки с учетом местных условий. Вы можете заплатить налог по предложенной вам схеме, то есть двумя платежами, или досрочно - одним платежом.

Что будет, если вы не заплатите земельный налог? В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях вас оштрафуют на сумму в размере 20 % от неуплаченной суммы налога. Если же вы запоздаете с уплатой налога, то на его сумму будут начислены пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России за каждый пропущенный день.

Цена участка

Для того чтобы точно определить, каков размер налога на ваш земельный участок, нужно знать его кадастровую цену. До 1 января 2006 г. для расчета суммы налога использовали нормативную цену участка, то есть денежное выражение потенциального дохода от такого участка за расчетный срок окупаемости. Теперь для установления суммы налога, подлежащего уплате, используется кадастровая стоимость. Кадастровую стоимость определяет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Чтобы узнать ее, достаточно обратиться в районный отдел агентства, имея при себе документ о праве собственности на землю (о них речь пойдет немного позже) и кадастровый план участка.

Кадастровый план нужен для того, чтобы определить категорию земли, ее местоположение, размеры участка. Кроме того, если на земельном участке есть какие-либо строения, они также будут отражены в кадастровом плане. План содержит географические координаты участка, обязательное описание его границ, наложенные на него ограничения (сервитуты) и показатели состояния плодородия почвы. Его выдает орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для плана разработана особая форма.

Чтобы получить кадастровый план, необходимо будет провести межевание - определить границы вашего участка. Этим занимаются местные кадастровые и землеустро- ительные организации. Специалистам понадобятся документ, подтверждающий право собственности на землю, и декларация на постройки, которые расположены на участке (форму декларации вам подскажут эксперты либо с ней можно ознакомиться на сайте Федерального агентства кадастра).

Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается, а сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке (выписки из кадастра) предоставляются по месту учета данного земельного участка владельцам участка или уполномоченным ими лицам бесплатно (Федеральный закон N 28-ФЗ от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре»).

Кадастровая стоимость "дачной" земли (в отличие от рыночной) невелика: например, земля в довольно недешевых подмос-ковных Химках стоит 957,87 руб. за 1 м 2 . Так что пугаться размеров налога не стоит: даже самая дорогая земля Московской области - участки, расположенные по Рублево-Успенскому направлению, оценивается не больше чем в 2200 руб. за 1 м 2 .

Если же у вас нет времени лично обратиться в налоговую инспекцию, вы можете уточнить кадастровую стоимость земли самостоятельно - по специальной кадастровой интерактивной карте на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости: www.kadastr.ru

Оформляем участок в собственность

Фото В. Ковалева Возможно, вы еще не оформляли документально право собственности на участок. Если вы приобрели участок или владели либо пользовались им до 31 октября 2001 г., то есть до введения в действие Земельного кодекса РФ, то спешим вас обрадовать - 1 сентября 2006 г. вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Теперь для того, чтобы получить свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, нужно затратить существенно меньше усилий, чем раньше. Процедура регистрации упрощена - вам понадобится правоустанавливающий документ на земельный участок; его кадастровый план; собственноручно написанное заявление о государственной регистрации права собственности; паспорт заявителя или нотариально заверенная доверенность на совершение регистрационной процедуры от имени заявителя (нужны будут и оригиналы, и копии документов) и документ об уплате государственной пошлины (подлинник и копия).

Парламентарии предлагают заменить три налога: на имущество организаций, на землю и на имущество физических лиц - новым единым налогом (точного названия у него пока нет). Это должно упростить налогообложение, поскольку будут созданы база данных объектов недвижимости и единый реестр недвижимого имущества. Эксперимент, проведенный в Твери и Нижнем Новгороде, подтвердил эффективность реформы налогообложения

Правоустанавливающие документы могут быть разными, в зависимости от того, каким образом приобретен участок. Если вы купили землю недавно, роль правоустанавливающего документа сыграет договор купли-продажи. Участок был подарен или получен по завещанию - понадобятся соответственно договор дарения или завещание. Однако, возможно, у вас нет таких документов. И в этом случае вы тоже можете оформить право собственности. Если участок был выделен организацией, где вы работали или работаете, вам понадобится акт о предоставлении земельного участка, изданный органом государственной власти либо органом местного самоуправления, функционирующим на той территории, где расположен участок. И поскольку до 1 марта 2010 г. действует упрощенный порядок регистрации, в качестве правоустанавливающего можно использовать любой другой документ, устанавливающий или удостоверяющий ваше право собственности (или пожизненного наследуемого владения, или постоянного бессрочного пользования) на земельный участок.

Собранные документы вам надо представить в органы Росрегистрации по месту нахождения земельного участка.

Согласно законодательству РФ, налогом облагаются не только доходы, но и собственность граждан, в том числе и , поскольку их также можно использовать для получения дополнительной прибыли. При этом требования законодательства меняются достаточно быстро, непрофессионалам бывает сложно разобраться во всех тонкостях начисления обязательных платежей, поэтому для многих из них актуальным является вопрос порядка начисления и уплаты налога.

В этой статье мы попробуем разобраться:

  • В какие сроки должен уплачиваться земельный налог;
  • Что является объектом налогообложения;
  • Как исчисляется сумма взносов;
  • Кто имеет право на получение вычетов.

Данная статья, посвящённая вопросам уплаты земельного налога, будет полезна для тех собственников недвижимого имущества, кто хочет получить больше знаний об обязательных платежах в бюджет.

Законодательная база вопроса

Согласно последним поправкам в НК РФ был изменён порядок расчёта налогооблагаемой базы. Основанием для ее расчёта стала стоимость недвижимости за последние 5 лет .

Помимо этого, были внесены изменения, касающиеся порядка расчёта налоговой базы в том случае, если в течение отчётного периода цена на землю менялась.

Так, пункт 1 ст 391 НК РФ предусматривает, что, если участок в течение года стал дешевле или дороже, это не может служить поводом к тому, чтобы налоговая сумма была перерасчитана. Также был уточнён список людей, имеющих право на сокращение суммы взносов в бюджет. Инвалиды 1 и 2 группы, имеющие угодья в собственности или бессрочном пользовании, имеют право платить на 10000 рублей меньше.

Изменения в законодательстве касались также порядка определения налогооблагаемой базы в том случае, если право собственности разделено между несколькими участниками. В подобной ситуации налоговая база рассчитывается индивидуально для каждого владельца в зависимости от , рассчитываемой в зависимости от множества факторов: качества земли, региона её расположения, размеров, наличия рядом транспортной магистрали и многих других внешних и внутренних факторов.

Кто должен оплачивать

Согласно ст 389 НК РФ субъектами налогообложения по земельному налогу признаются физические лица, которые имеют землю, являющуюся объектом налогообложения.

Такими, согласно положениям действующего НК, признаются территории, являющиеся собственностью владельца или те, которыми он пользуется на правах бессрочного пользования.

Не обязаны платить земельный налог лица, обладающие участком на правах безвозмездного пользования или по . Также в каждом регионе существует список категорий населения, имеющих право на налоговые льготы . Обычно к категории льготников относятся инвалиды, сироты, многодетные родители и другие малозащищённые категории граждан. Если человек является собственником земельного участка, но при этом не имеет значительных доходов или временно лишился источников прибыли, в отношение налогоплательщика могут быть применены налоговые льготы или человек вовсе будет освобождён от уплаты взносов в бюджет.

Порядок уплаты

Физические лица обязаны уплачивать земельный налог не позднее 1 декабря года, который следует после окончания учётного периода.

Его размер рассчитывает ФНС , после чего налогоплательщику по месту жительства направляется уведомление, в котором указан размер, порядок и сроки уплаты.

Взносы осуществляются в бюджет муниципального образования , на территории которого находится земля, даже если налогоплательщик зарегистрирован в другом регионе.

Оплату можно производить несколькими способами: в отделениях банков, через интернет банкинги финансовых учреждений, с которыми ФНС заключила договор, через некоторые системы электронных платежей. Последние годы популярность приобрёл также и онлайн сервис «Заплати налог» . Для того, чтобы сформировать платёжное поручение, налогоплательщик должен выбрать вид платежа, ввести месторасположения объекта и сумму к оплате. После этого необходимо выбрать способ внесения взносов, это можно сделать при помощи банковской карты, электронных денег или интернет-банкинга. Со временем будут появляться новые способы оплаты для удобства пользователей и сокращения и ликвидации задолженности по земельному налогу.

Правила расчёта суммы взносов

Отчётным периодом в данном случае считается год. Базой для начисления налога считается кадастровая стоимость земельного участка за последние 5 лет. При этом существуют определённые факторы, способные повысить сумму налога к уплате. Так, если на приобретённом земельном участке было произведено строительство жилья, за исключением , в течение трех лет применяется повышающий коэффициент 2. Если недвижимость была построена до завершения трёхлетнего срока, налог, уплаченный с повышенным коэффициентом, может быть перерасчитан. Это значит, что сумма, уплаченная сверх меры, будет учтена при расчёте налога за следующий отчётный период, и в следующем году взнос уплачиваться не будет или сумма значительно сократится.

В случае, если строительство не удается выполнить в оговоренный срок, то по истечении трех лет с момента начала первых работ, собственность будет зарегистрирована. При этом налог, уплаченный сверх нормы, будет использован в качестве платежей за будущие кварталы. Таким образом, плательщик некоторое время может не вносить оплату в бюджет.

Сроки

Земельный налог является одним из местных взносов в бюджет, поэтому муниципальные власти уполномочены фиксировать срок подачи налоговой декларации.

При этом дата внесения средств не может быть раньше срока подачи декларации по земельному налогу. Обычно платёж должен поступать не позднее 1 февраля, следующего за отчётным годом. Кроме этого, местные власти могут ввести требование, что необходимо вносить часть суммы в течение отчётного периода (авансовые платежи). В случае, если налог вовремя не был заплачен, на сумму долга будут начисляться пени за каждый просроченный день. Также, если взнос не был осуществлен вовремя, задолженность может взыскиваться за счёт заработной платы, а выезд за границу должника может быть ограничен до полного погашения задолженности.

Во избежание санкций необходимо своевременно оплачивать земельный налог, а, если на текущий момент имеется задолженность, необходимо в кратчайшие сроки её погасить, поскольку неуплата может привести к неприятным ограничениям , начиная от запрета выезда за границу и заканчивая описью имущества и наложением ареста на счета налогоплательщиков.

Также, задолженность может высчитываться равномерными суммами из заработной платы, пенсии (кроме пенсии по инвалидности), других социальный платежей, не считая алиментов. Даже для тех, кто не устроен официально на работу, существует вероятность, что в процесс вмешаются судебные приставы.

Есть несколько способов самостоятельно узнать о наличии и сумме задолженности :

Каждый налогоплательщик может самостоятельно выбрать тот способ, который подходит лично им. Главное, не стоит затягивать с решением этого вопроса. Чем дольше вы откладываете решение проблемы, тем больше становится сумма взноса из-за начисляемых пеней.

В статье мы рассмотрели основные нюансы, касающиеся земельного налога: законодательные изменения, объект и субъект налогообложения, порядок начисления взносов, срок внесения платежей в казну, а также нормативно-правовые акты, применяемые для определения срока, в который должен быть уплачен земельный налог.

О правилах уплаты взносов за земельные участки в бюджет смотрите в следующем видеосюжете:

Земельный налог относится к местным налогам. Уже два года действует новая глава 31 Налогового кодекса «Земельный налог», которая фактически заменила собой федеральный закон «О плате за землю». Однако исчисление этого налога до сих пор вызывает массу вопросов.

Ваши права на земельный участок
Вопросы земельного законодательства регулируются Земельным кодексом РФ (далее - ЗК РФ). Организациям позволено пользоваться землей на правах частной собственности (ст. 15 ЗК РФ). Для этого землю надо купить. Однако в настоящее время большинство фирм владеют земельными участками на условиях постоянного (бессрочного) пользования. Т.е. они не обладают правом собственности и не могут распоряжаться земельным участком. Собственник здания, строения, находящегося на государственном или муниципальном земельном участке, имеет право пользоваться им на правах собственности, постоянного пользования или аренды.
Если у вас есть здание, а земля не в частной собственности, то вы автоматически пользуетесь участком на правах бессрочного (постоянного) пользования. Так сказано в п.п. 1 и 2 ст. 271 ГК РФ. Причем не имеет значения, есть у вас документы или нет.
ПАМЯТКА: В настоящее время предоставлять земельные участки на условиях постоянного бессрочного пользования запрещено. Это сохраняется для фирм, которые получили участки до вступления в силу ЗК РФ. Однако до 1 января 2008 года организации и предприниматели должны переоформить участки, занимаемые на условиях бессрочного пользования, в собственность или в аренду (ФЗ-№ 192 от 27.12.2005 г.). О выкупе земельных участков сказано в ст. 36 ЗК РФ.

Кто платит земельный налог
Основная проблема земельного налога заключается в том, что многие организации (предприниматели), обязанные его уплачивать, не подозревают об этом. Статья 388 НК РФ признает плательщиками этого налога организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения. Не платят налог организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
ПАМЯТКА: Физические лица - это граждане РФ, индивидуальные предприниматели. Переход на упрощенную систему налогообложения или уплата единого налога на вмененный доход не освобождает от уплаты земельного налога.

Организация владеет землей на праве безвозмездного пользования. Договор с собственником заключен на срок 20 лет. Должна ли организация платить земельный налог?
Нет. В данной ситуации договор пользования заключен на определенный срок - 20 лет.
Предприятие арендует здание. Должен ли арендатор платить налог на землю, на которой оно находится?
В соответствии со ст. 652 ГК РФ по договору аренды во временное пользование передается только здание. Т.е. здание по-прежнему остается на балансе арендодателя. Он и будет продолжать платить налог за соответствующий земельный участок, если иное не указано в договоре на аренду имущества. Отношения, связанные с арендой земли, не подпадают под действие налогового законодательства, а регулируются ГК РФ. В других случаях платится земельный налог.

Очень важно! Договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Обратите внимание! Многие фирмы арендуют помещения. Некоторые инспекторы считают, что организация должна заплатить земельный налог. Арбитры не поддерживают инспекторов (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.07.05 по делу № А26-108/2005-217). Судьи заявили, что земельный налог платят собственники земли, кроме арендаторов (ст. 388 НК РФ). У арендатора помещения не возникает каких-либо прав на землю.
ПАМЯТКА: С земель, находящихся на праве пожизненного наследуемого владения, также нужно платить земельный налог. Но это касается только граждан (ст. 21 ЗК РФ).

Что является основанием для уплаты земельного налога
Право собственности на землю возникает у предприятия после его государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 г.
в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ (в ред. от 18.07.06 г.) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Указанные права на земельные участки удостоверяются выдачей свидетельства о праве собственности на земельный участок.
Если организация еще не зарегистрировала свои права, то она все равно признается владельцем участка на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, которые были выданы организации до вступления в силу Закона № 122-ФЗ. Об этом сказано в письмах Минфина от 20.06.06 г. №03-06-02-04/88, от 27.10.06 № 03-06-02-04/149.
ПАМЯТКА: Налоговики руководствуются понятием «о единстве судьбы» недвижимого имущества и земельного участка под ним. Если вы владеете недвижимостью, то обязаны платить налог за тот земельный участок, на котором она находится.

Что представляет собой кадастровая оценка
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (ст. 66 ЗК РФ). Любой участок земли имеет реальную цену, которая напрямую зависит от его качества. Чем земля плодороднее, тем, соответственно, выше ее стоимость. За каждым земельным участком должен быть закреплен свой кадастровый номер. При оформлении сделки купли-продажи этот номер будет фиксироваться и в Земельном комитете, и в Регистрационной палате. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в системе государственного земельного кадастра путем внесения сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.

От чего зависит сумма налога
Сумма земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка и установленной налоговой ставки по земельному налогу. Чем выше кадастровая стоимость, тем больше сумма налога. Кадастровая стоимость определяется по данным кадастровой оценки, результаты которой утверждаются органами исполнительной власти субъектов России на основе расчетов, сделанных Федеральным агентством кадастра объекта недвижимости. Местные власти должны довести до налогоплательщика информацию о стоимости участка, либо стоит обратиться в местный орган по регулированию земельных отношений (например, в Департамент земельных ресурсов). Кадастровая стоимость определяется на конкретную дату - на 1 января года, являющегося налоговым периодом по налогу. При этом она не может для целей налогообложения изменяться в течение года, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или не было вынесено соответствующее судебное решение.

Налоговая база
Налогоплательщики (организации, предприниматели) определяют налоговую базу самостоятельно. Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. На основании ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Ставки налога
Ставки налога регламентируются законами муниципальных образований (п. 1 ст. 394 НК РФ). НК РФ устанавливает максимальные размеры налоговых ставок:
- 0,3% для сельского хозяйства и участков, занятых объектами ЖКХ;
- 1,5% для всех прочих земель.
ПАМЯТКА: Местные власти могут самостоятельно дифференцировать размер ставок в этих пределах в зависимости от категорий земель.

Индивидуальный предприниматель владеет участком, который расположен на территории двух муниципальных образований. Каким образом надо рассчитывать налог в данной ситуации?
Налоговая база по части участка, расположенной на территории каждого муниципального образования, формируется как доля кадастровой стоимости участка, пропорционально доле площади, которую он занимает на данной территории. Сумма налога тогда рассчитывается как произведение кадастровой стоимости, исчисленной для соответствующей части площади участка, и ставки, действующей на территории муниципального образования, где расположена земля. Такие разъяснения приведены в письме Минфина от 27.12.05 г. № 03-06-02-02/108. Соответственно, каждая сумма налога перечисляется в «свой» бюджет.

Обратите внимание , что в данном случае необходимо представить отдельный расчет по земельному налогу в инспекцию всех муниципальных округов, на территории которых расположен участок.

Расчет земельного налога
Расчет земельного налога в общем случае не вызывает трудностей. Чтобы рассчитать налог за налоговый период, надо налоговую базу (кадастровую стоимость на 1 января) умножить на налоговую ставку, соответствующую категории земельного участка. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, равна годовой сумме налога за минусом уплаченных авансовых платежей.
Сложнее ситуация, когда участком владеют не полный год. Тогда для расчета земельного налога необходимо знать: 1) количество месяцев отчетного периода, 2) количество полных месяцев владения земельным участком в течение отчетного периода, 3) ставку налога, 4) налоговую базу (кадастровую стоимость).

Компания продала свой земельный участок. Нужно ли платить земельный налог за тот период, в котором право собственности на него было прекращено?
П. 7 ст. 396 НК РФ установлено, что если право собственности на земельный участок прекращено до 15-го числа месяца, фирма должна уплатить налог за период с 1 января до 1-го числа месяца прекращения права. Если право на земельный участок прекращено после 15-го числа месяца, то уплатить налог нужно с 1 января до 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения права.

Авансовые платежи по земельному налогу
Земельный налог перечисляется посредством авансовых платежей, если это предусмотрено законодательством муниципальных образований. Размер авансов определяется отдельно за каждый квартал как одна четвертая от общей суммы налога.
Очень важно! Отчетными периодами по земельному налогу являются квартал, полугодие и девять месяцев. Но это не влияет на порядок расчета авансовых платежей. Другими словами, авансовые платежи определяются не нарастающим итогом, а отдельно за каждый квартал.

Сроки уплаты
Сроки уплаты авансовых платежей налога также устанавливают местные власти. Однако требовать уплаты налога за год раньше 1 февраля следующего года они не имеют права (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Льготы по земельному налогу
Глава 31 НК РФ предусматривает следующие виды льгот:
- в виде не облагаемой налогом суммы;
- в виде необлагаемой площади земельного участка;
- в виде освобождения от платежей;
- в виде уменьшения суммы налога.
Льготы на федеральном уровне перечислены в ст. 395 и п. 5 ст. 391 НК РФ. Кроме того, льготы могут предоставлять муниципальные образования (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщик, имеющий на них права, должен представить подтверждающие документы в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка.

В собственности индивидуального предпринимателя три земельных участка разной площади на территории одного округа, где местные органы власти предусмотрели льготу по земельному налогу в виде необлагаемой суммы. Можно ли воспользоваться льготой по каждому из участков?
Нельзя. Льготу можно применять лишь в отношении одного земельного участка. П. 5 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что база по налогу уменьшается на соответствующую сумму только одним налогоплательщиком в отношении участка, расположенного на территории одного муниципального образования. Таким образом, предприниматель вправе выбрать, по какому участку уменьшить налоговую базу. Если разность между налоговой базой и необлагаемой суммой получится отрицательной, то налог не платится, т.к. база «обнуляется».

ПАМЯТКА: Если организация (предприниматель) имеет несколько участков, расположенных на территории одного муниципального образования, то она может сама определить, по какому из них будет применяться льгота.

Налоговая декларация по земельному налогу
Новая форма налоговой декларации по земельному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина от 29.03.2007 г. №27н. Настоящий Приказ вступает в силу по отчетности за 2007 год по сроку не позднее 1 февраля 2008 года. Ее нужно сдать в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Если у налогоплательщика на территории одного муниципального образования имеется несколько земельных участков, то подавать следует одну декларацию.
Обратите внимание! 1. Сдавать авансовые расчеты и декларацию по налогу должны не только организации, но и физические лица - индивидуальные предприниматели (в отношении тех земель (или части), которые они используют для предпринимательской деятельности).
2. Налогоплательщики - физические лица (не предприниматели) уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ), поэтому налоговую декларацию им представлять не нужно.
Очень важно! Если фирма имеет земельный участок, на котором находятся как объекты ЖКХ, так и промышленные предприятия, то земельный налог рассчитывается отдельно: по ставке до 0,3% для участка, занятого объектами ЖКХ, и по ставке до 1,5% - для остальной площади (письмо Минфина от 1.09.06 № 03-06-02-06/89). Данные для расчета нужно брать из технической документации (техпаспорта объекта, градостроительного плана земельного участка). При составлении налоговой декларации по земельному налогу следует заполнять два отдельных раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога». При этом по строке 050 указывается, соответственно, кадастровая стоимость участка, которая занята объектами жилищного фонда, и остальной площади, а по строке 220 (200) - налоговая ставка.

Подведем итоги
В заключение еще раз обращаю внимание тех, кто недавно стал землевладельцем либо только планирует приобрести земельный участок или здание, на несколько важных моментов.
1. Фирмы-владелицы недвижимого имущества (в т.ч. и земельных участков) ставятся на учет в инспекции по месту его расположения
(п. 5 ст. 83 НК РФ). Значит, рассчитывать налог необходимо по правилам, установленным в нормативном акте данной территории, а отчетность сдавать в местную ИФНС (п. 1 ст. 389, п. 3 ст. 397 НК РФ).
2. Обязанность по уплате земельного налога у покупателя земельного участка возникает с момента государственной регистрации права собственности на данное имущество. При этом продавец участка остается налогоплательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права собственности. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (письмо Минфина России от 23.09.05 №03-06-02-04/75).
3. При покупке здания, находящегося на арендованном земельном участке, покупатель фактически становится арендатором участка. Причем происходит это с момента регистрации права собственности на недвижимость и вне зависимости от того, был ли заключен в установленном порядке договор аренды между новым владельцем здания и собственником земли. Следовательно, покупатель должен вносить плату за участок земли, на котором находится приобретенное здание. Об этом Минфин России сообщал в письме от 12.09.05 №03-06-02-04/70. Обосновывая свою позицию, специалисты финансового ведомства сослались на постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.05 №11.
4. Если участок поделен между несколькими владельцами, то в правоустанавливающем документе может отсутствовать информация, необходимая для расчета налога, а именно доля, приходящаяся на собственника. В этом случае данный показатель определяется путем деления площади земельной доли, указанной в документе, на общую площадь земельного участка (письмо Минфина России от 01.09.05 №03-06-02-02/74).

Определены п. 1 ст. 388 НК РФ - это организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Казалось бы, что здесь может быть непонятного?

Ан нет! Вопросы то и дело возникают, и вот почему. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ права (собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок подлежат государственной регистрации. Таковая (госрегистрация) в силу п. 1 ст. 2 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимость" является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Другими словами, зарегистрировано соответствующее право на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), что подтверждено правоустанавливающим документом, - вы уплачиваете налог. (Кстати, контролеры не раз подчеркивали данное правило в своих разъяснениях - см. Письма Минфина России от 24.07.2009 N 03-05-06-02/66, от 22.07.2009 N 03-05-05-02/40, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19, от 28.12.2007 N 03-05-06-02/141, от 27.12.2007 N 03-05-06-02/139, ФНС России от 17.07.2008 N ШТ-6-3/502@.)

Примечание. Основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок (Письмо Минфина России от 20.04.2009 N 03-05-05-02/19).

Высказался по этому поводу и Пленум ВАС РФ: в п. 1 Постановления N 54 он подчеркнул: обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации (за юридическими и физическими лицами) одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Если право получено до того, как?

А если право на земельный участок было предоставлено организации до вступления в силу Закона "О государственной регистрации прав на недвижимость"? Как быть?

В этом случае, отмечают чиновники (см., например, Письма Минфина России от 20.04.2009 N 03-05-05-02/19, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19), такое право признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации (последняя, кстати, проводится по желанию правообладателей). Поэтому плательщики земельного налога определяются на основании удостоверяющих права на землю документов, выданных юридическим лицам до вступления в силу Закона "О государственной регистрации прав на недвижимость" (это государственные акты, свидетельства и др. документы, которые имеют равную юридическую силу с записями в реестре).

В п. 4 Постановления N 54 Пленум ВАС РФ указал: на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

О праве постоянного (бессрочного) пользования землей, или Особые правила

Начнем с небольшого экскурса в "земельную историю". В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность (п. 2 ст. 15 ЗК РФ) или в аренду (ст. 22 ЗК РФ), а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) - в постоянное (бессрочное) пользование.

Ранее (до вступления в силу Земельного кодекса) юридические лица могли участвовать в земельных отношениях только на правах пользователей или арендаторов земельных участков. Получив землю в постоянное (бессрочное) пользование (до 30.10.2001), они сохраняют это право на основании п. 3 ст. 20 ЗК РФ (ограничений срока указанного права - обратите внимание - Земельным кодексом не установлено).

В то же время согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ юридические лица (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ), обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны переоформить данное право на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 г.

Несоответствие данной нормы Закона положениям п. 3 ст. 20 ЗК РФ и послужило причиной обращения Законодательного Собрания Нижегородской области в КС РФ с соответствующим запросом. Определением от 25.12.2003 N 512-О КС РФ отказал в принятии его к рассмотрению и разъяснил, что абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ указывает лишь на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора (после соответствующего переоформления)... Кроме того, КС РФ отметил: положение абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества. В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Примечание. С 1 января 2011 г. вступает в силу ст. 7.34 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение сроков переоформления права бессрочного пользования земельным участком.

Следовательно, право пользования земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона. На это указано, например, в Постановлении ФАС МО от 31.08.2009 N КГ-А41/8521-09: учитывая, что наличие права постоянного бессрочного пользования земельным участком (п. 3 ст. 20 ЗК РФ) предоставляет организации возможность по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора после соответствующего переоформления в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ, что соответствует конституционно-правовому смыслу названной нормы, указанному в Определении КС РФ от 25.12.2003 N 512-О, суд кассационной инстанции соглашается с тем, что право пользования истца земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона.

Таким образом, организации, получившие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до введения в действие ЗК РФ и не переоформившие его, признаются плательщиками земельного налога. Аналогичной позиции придерживается и финансовое ведомство (см., например, Письмо от 16.09.2005 N 03-06-02-02/82).

К сведению: согласно п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

На данную категорию налогоплательщиков указал и Пленум ВАС РФ (см. п. 3 Постановления N 54), отметив: при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в п. 1 ст. 20 ЗК РФ среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании п. 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие ЗК РФ.

Универсальное правопреемство

Пленум ВАС РФ разъяснил (п. 5 Постановления N 54), что универсальные правопреемники (речь идет о реорганизации юридических лиц, за исключением выделения, а также наследовании) становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (другими словами, пенять на то, что свидетельство о праве собственности на землю не переоформлено, в подобных случаях не стоит).

Такая ситуация, например, рассмотрена в Постановлении ФАС УО от 23.06.2008 N Ф09-4441/08-С3. Судами установлено, что федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (академия) зарегистрировано в качестве юридического лица. По распоряжению Правительства РФ названное учреждение и государственное образовательное учреждение (техникум) реорганизованы путем присоединения техникума к академии в качестве структурного подразделения.

На основании названного распоряжения составлен передаточный акт, по которому учреждению переданы (среди прочих активов) земельные участки - последними техникум обладал на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставленным по постановлению главы администрации города (от 23.01.2001).

Поскольку академия является правопреемником техникума по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые третьими лицами, суд отметил следующее. Бездействие землепользователя, повлекшее отсутствие документов о праве на земельные участки, соответствующих требованиям законодательства, действующего в момент их предоставления (передачи), не является основанием для освобождения от платы за пользование землей.

И снова к вопросу о зарегистрированном праве

Итак, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения на земельный участок. Другими словами, если отсутствует информация о существующих правах в ЕГРП, при этом исключения, указанные в п. п. 4, 5 Постановления N 54, не имеют места, организация (при возникших спорах с налоговиками) может иметь хорошие шансы на успех при отстаивании своих интересов в судебном порядке. В качестве примера приведем Постановление ФАС ВВО от 24.08.2009 N А82-2199/2009-20.

По мнению налогового органа, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детского сада развивающего вида (далее - МДОУ) является плательщиком земельного налога, поскольку спорный земельный участок находится в его фактическом пользовании и у МДОУ отсутствует льгота по указанному налогу. Инспекция направила МДОУ требования об уплате налога, но, поскольку таковые не были исполнены в добровольном порядке, налоговики обратились за взысканием недоимки по налогу в суд.

Арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом факта владения МДОУ спорным земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированном в установленном законом порядке, и, соответственно, о наличии у учреждения обязанности уплаты налога.

Второй арбитражный суд согласился с выводами своих коллег. И ФАС ВВО, рассмотрев кассационную жалобу, не нашел правовых оснований для отмены судебных актов.

Так, из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае имели место исключения, указанные в п. п. 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ. Ссылка Инспекции на Постановление главы Ростовского муниципального округа от 15.03.2005 N 264, которым МДОУ предоставлен указанный земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данное Постановление не является свидетельством или другим документом, удостоверяющим право на земельный участок.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали налоговому органу в удовлетворении заявленного требования. Учитывая изложенное, довод инспекции об отсутствии у МДОУ льготы по земельному налогу подлежит отклонению, поскольку не имеет правового значения.

В то же время нельзя не отметить, что, если земельные участки долго не регистрируются, такие факты должны рассматриваться как уклонение от уплаты налога со всеми вытекающими отсюда последствиями (налоговая ответственность по ст. 122 НК РФ). Эта позиция, в частности, определена в Письме Минфина России от 29.12.2007 N 03-05-05-02/82 (кстати, Письмом ФНС России от 07.02.2008 N ШС-6-3/79@ названное разъяснение финансистов доведено до налоговых органов для руководства к действию).

Аналогичного мнения придерживаются и судьи, причем на уровне высших арбитров. Так, в Постановлениях от 12.07.2006 N 11403/05, N 11991/05 Президиум ВАС РФ указал: отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит от волеизъявления самого пользователя, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога. (См. также Постановления ФАС СЗО от 21.02.2008 N А56-19016/2007, ФАС ЗСО от 11.03.2008 N Ф04-1521/2008(1742-А27-26), ФАС ВСО от 28.11.2007 N А19-4107/07-43-Ф02-8860/07 и др.)

Отметим, что часть приведенных Постановлений принята на основании Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", большинство положений которого утратило силу. Однако действующие нормы, регулирующие земельное законодательство, по своей сути остались теми же. Поэтому приведенная арбитражная практика актуальна и по сей день.

Кто платит налог на землю под многоквартирным домом?

Здесь следует отметить две ситуации: первая, когда земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ. Тогда собственники проводят общее собрание, на котором выбирается ответственное лицо, для того чтобы организовать обращение этого лица в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (Письмо Минфина России 22.07.2009 N 03-05-05-02/40).

К сведению: в Письме финансисты, ссылаясь на арбитражную практику, отметили, что для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта (решения) собственником этих земель (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием).

Вторая ситуация - земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован после введения в действие ЖК РФ. В этом случае земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, изначально находится в общей долевой собственности собственников помещений.

И в первом, и во втором случае плательщиками будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома (см. также Письма Минфина России от 02.09.2009 N 03-05-06-02/87, от 17.08.2009 N 03-05-06-02/80 и др.). Отметим, кстати, если организация использует нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, по договору аренды, она не признается плательщиком земельного налога в отношении соответствующего земельного участка (Письмо Минфина России от 10.08.2009 N 03-05-05-02/47).

Внимание! Если правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ, то до переоформления права на земельный участок плательщиком земельного налога признается товарищество как самостоятельное юридическое лицо (Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-02-05/57). С момента перехода права пользования на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке (прекращение права у ТСЖ и возникновение права собственности у собственников) плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Но факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений. На это, в частности, указал и Пленум ВАС РФ (п. 5 Постановления N 54).

Кстати, в соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ плательщики земельного налога, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Понятно, что это касается и физических лиц - членов товарищества собственников жилья (Письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-05-05-02/52).

Что же такое объект?

В п. 1 ст. 389 НК РФ отмечено: под объектом следует понимать земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Под земельным участком согласно ст. 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Следовательно, объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован (см. также п. 2 Постановления N 54).

Теперь скажем несколько слов об исчислении налога.

Земельный налог можно рассчитывать от нормативной цены земли

Известно, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством. Однако таковая частенько превышает рыночную стоимость, вот и получается, что она используется только для того, чтобы увеличить налог. (Решить эту проблему можно было бы, закрепив на законодательном уровне правило, согласно которому если кадастровая стоимость земельного участка утверждена выше рыночной стоимости, то для исчисления земельного налога должна применяться последняя. Но на данный момент, к сожалению, таких правил нет.)

Ранее (еще в 2006 г.) Минфин (не без удовольствия) констатировал, что до определения и доведения до сведения организации кадастровой стоимости указанных земельных участков обязанность по уплате земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков у организации не возникает. Однако такие организации-землевладельцы все равно обязаны представлять в налоговые органы нулевые декларации (расчеты) по земельному налогу (см., например, Письма Минфина России от 29.03.2006 N 03-06-02-04/43, от 15.06.2006 N 03-06-02-04/86).

И вдруг фискальным органам помогли высшие арбитры, сославшись на прямо закрепленную в Федеральном законе N 137-ФЗ норму (п. 13 ст. 3) о том, что при отсутствии кадастровой стоимости земли для целей налогообложения должна применяться нормативная цена (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 6113/08, Определение ВС РФ от 21.01.2009 N 20-Г08-12).

Такой подход ВАС РФ закрепил и в Постановлении N 54 (абз. 2 п. 7).

Кроме отрицательной стороны (теперь по таким участкам налоговики вправе доначислить земельный налог с пенями, но ссылка на прежние разъяснения Минфина поможет не уплачивать штраф), есть в этой норме и положительный момент. В случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, нужно использовать нормативную стоимость, а она, как правило, существенно ниже и рыночной, и кадастровой стоимости соседних участков. Более того, Правительство РФ прямо установило, что нормативная цена не должна превышать 75% рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Земельный участок под жилищное строительство - не освоен!

В этой ситуации законодатели придерживаются мнения, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Об этом, в частности, говорится в п. 8 Постановления N 54.

Отметим еще одну интересную, на наш взгляд, ситуацию, которая не нашла своего отражения в рассматриваемом Постановлении. Речь идет о передаче земельного участка в аренду. Например, организация имеет на праве собственности земельный участок категории поселений и принимает решение о передаче его в аренду застройщику для строительства многофункционального жилого комплекса. Имеет ли право организация рассчитывать на более низкую (в пределах 0,3%) налоговую ставку?

Да, имеет, ведь гл. 31 НК РФ не предусмотрено изменение ставок земельного налога в связи с передачей земельного участка в аренду. Подтверждено это и Минфином: в Письме от 06.05.2008 N 03-05-05-02/31 отмечено, что в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, вне зависимости от передачи земельного участка в аренду должна применяться ставка земельного налога, не превышающая 0,3% кадастровой стоимости.

И последнее...

На что хотелось бы обратить внимание, - это п. 5 ст. 391 НК РФ, в котором отмечено, что налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В Постановлении N 54 разъяснено, что льготой могут воспользоваться налогоплательщики - физические лица, которые используют земельный участок для предпринимательской деятельности (такая возможность не запрещена ст. 391 НК РФ). Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание: если налогоплательщик, имеющий право на льготу, обладает несколькими земельными участками, расположенными на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму осуществляется в отношении только одного из участков. При этом налогоплательщик самостоятельно определяет, в отношении какого из них, после чего оповещает об этом налоговую инспекцию путем подачи заявления и документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу. В случае если налогоплательщик имеет земельные участки в нескольких муниципальных образованиях, налоговая база уменьшается по каждому из участков.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png