Взвесьте мне пять килограммов апельсинов.

Ага, вам нужно пять килограмм апельсин, минуточку.

Казалось бы, обычная сценка в магазине, но она наводит на размышления: кто правильно употребляет слова, а кто неправильно? Таким образом, возникает проблема: существительные множественного числа.

Апельсинов или апельсин?

В большинстве своём существительные мужского рода, у которых в в единственном числе твердый согласный на конце, имеют в интересующей нас форме окончание -ов.

  • Много апельсинов нужно для сока.
  • Несколько помидоров хватит для салата.
  • Куча мухоморов выросла вокруг пня.
  • Пять компьютеров привезли в школу спонсоры.
  • Блюдо из баклажанов здесь готовят вкусно.
  • Корзина опёнков стала наградой за двухчасовую прогулку по лесу.
  • Килограмм мандаринов к новогоднему столу не помешает.
  • Пара носков от бабушки - подарок к Новому году.

Грамм или граммов?

Названия единиц измерения имеют нулевое окончание, если употребляются в «измерительном» контексте:

  • Сто двадцать вольт достаточно.
  • Обычное напряжение - двести двадцать ватт .
  • Сто грамм сейчас не помешает.
  • Пять ампер - слишком мало.
  • Сотня гектар поля пустовала.
  • Здесь пятьсот гигабайт памяти.
  • Восемьдесят аршин красного шёлка ушло на флаги.
  • Всего-то десять герц !

Если родительный падеж множественного числа существительных не имеет значения счёта, то нужно использовать окончание -ов:

  • Нужно добавить всего сто граммов .
  • Не хватает пяти килограммов .
  • Без нужных гигабайтов не удастся загрузить всю информацию.

Туркмен или туркменов?

Национальность людей имеет собирательное значение, поэтому форма родительного падежа существительных употребляется преимущественно с нулевым окончанием:

  • Группа туркмен отправилась к трапу самолёта.
  • Несколько армян составляли бригаду строителей.
  • Он среди англичан вырос.
  • Приезд болгар был обставлен торжественно.
  • Степные игры башкир - это традиция.
  • Танцы лезгин заряжают своей энергетикой.
  • Выступления румын были прописаны в простоколе.
  • Нападение сарацин было частым явлением в те времена.
  • Много татар проживает на территории Крыма.
  • Наступление турок было остановлено.
  • Танцы цыган - гвоздь программы.
  • Землячество осетин в Петербурге встретило новых членов сообщества с радостью.
  • Кое-кто из бурят уже в те времена понимал все преимущества присоединения к России.
  • Песни грузин - моя слабость.

Это относится и к слову "человек": несколько человек выступило в поддержку оппонента.

Но и эти существительные родительного падежа множественного числа имеют целый ряд исключений:

  • Караван бедуинов медленно двигался по пескам пустыни.
  • Селенья берберов не отличаются замысловатостью строений.
  • Обычаи бушменов просты и понятны.
  • Протест негров на плантациях в Америке был закономерен.
  • Столица калмыков сегодня - современный город.
  • Выступление киргизов было воспринято публикой очень благожелательно.
  • Юрты монголов разбросаны по всей необъятной степи.
  • Танцы ойротов завораживают.
  • Кто-то из таджиков заговорил на своём языке, обращаясь к собратьям.
  • Посёлки тунгусов обычно располагаются по берегам рек.
  • Волеизъявление узбеков было услышано их президентом.
  • Среди хакасов мало уже чистокровных.
  • Я решил выучить язык хорватов.
  • Приезд якутов на конференцию был оговорён заранее.

Сюда же относятся воинские названия:

  • Полк гардемарин расположился в лесочке. (Несколько гардемаринов были отправлены в дозор).
  • Эскадрон гусар налетел с флангов. (Форма гусаров отличается необычностью).
  • Песни партизан проникнуты мечтой о мирной жизни.
  • Рота солдат выдвинулась на позиции.

И здесь есть исключения: взял у минёров, собрал мичманов, отправил сапёров.

Ботинок или ботинков?

Родительный падеж множественного числа имен существительных, обозначающих парные предметы, в своём большинстве выражается нулевым окончанием:

  • Нет ботинок у ребёнка.
  • Из глаз посыпались искры.
  • Краешек манжет выглядывал из-под рукавов пиджака.
  • Пара погон про запас всегда лежала у него в чемодане.
  • Без чулок гораздо лучше.
  • Блеск эполет ослеплял барышень.
  • Грохот сапог по брусчатке отзывался эхом.

Исключение: нет носков .

От некоторых существительных затруднительно образовать форму множественного числа родительного падежа: башка, мечта, мольба . А у слов щец и дровец нет других форм, только формы множественного числа родительного падежа.

Вафель или вафлей?

Образование родительного падежа множественного числа существительных женского рода характеризуется нулевым окончанием в словах:

  • Пачка вафель для ребёнка всегда лежала в шкафу.
  • Несколько домен ещё не запустили.
  • В доме вообще не было кочерёг.
  • Верхушки кровель показались вдали.
  • Концы оглобель воткнулись в землю.
  • Связка розог уже была замочена в корыте.
  • Пора свадеб - ноябрь.
  • Не надо сплетен.
  • Ряды усадеб тянулись за огородами.
  • Гнёзда цапель темнели в камышах.
  • На руках нянь ребёнок и вырос.

У некоторых из таких существительных бывает окончание -ей:

  • Не может быть в этом деле равных долей .
  • Не хватает кеглей.
  • Несколько пригоршней семечек перекачевало в карман Кольки из ведра продавца.
  • Крыши саклей скрылись за поворотом.
  • Свет свечей заливал весь зал.
  • Нет у нас лишних простыней.

Барышень или барышней?

Родительный падеж множественного числа существительных женского рода, которые в единственном числе заканчиваются на -ня, имеет нулевое окончание, и мягкий знак пишется не во всех словах:

Захолустий или захолустьев?

Существительные родительного падежа множественного числа среднего рода и некоторых женского рода варьируются: в книжном стиле речи у них основа на -ий, а в разговорном - окончание -ев, и бывают такие слова, в которых только одна нормативная форма.

Без вариантов пишется - ий в следующих словах:

  • Ряды острых копий тянулись до горизонта.
  • Опасайтесь глубоких ущелий.
  • Враги боятся наших изменений.
  • Изящество её тонких запястий поразило меня.
  • Надо прикрыть тылы армий.
  • Берегись проделок этих шалуний.

Такое же безвариантное формообразование имеют некоторые слова с окончанием -ев:

  • Леса речных верховьев - заповедные края.
  • У самых низовий мы ловим рыбу.
  • Мы ставим сети около устьев маленьких речушек.
  • Теперь у неё было много платьев.
  • Надо бы добавить несколько звеньев .
  • Мальчонка вошёл в дом, неся охапку поленьев.
  • Блеск наточенных остриёв вселял уверенность в победе.
  • Двое подмастерьев спали на лавках.

У существительных ружьё и скамья, судья форма множетвенного числа родительного падежа: ружей, скамей, судей.

Блюдец или блюдцев?

Без вариантов имеют некоторые формы родительного падежа множественного числа имени существительного среднего рода:

  • Корзина яблок стояла под деревом.
  • Не хватило глубоких блюдец .
  • Нет зеркалец у девочек.
  • Не хватает одеялец для малышей.
  • Махровых полотенец тоже не хватает.
  • Я не пробовал осьминожьих щупалец.
  • В этой округе множество маленьких болотцев.
  • Это платьице из крýжевцев.

У некоторых слов наряду с нулевым окончанием бывают вариативные варианты:

  • колен - коленей - коленьев;
  • коленец - коленцев;
  • корытец - корытцев;
  • копытец - копытцев.

Грабель или граблей?

Существительные родительного падежа множественного числа, у которых не бывает формы единственного числа, имеют нулевое окончание или окончания -ов или -ей:

нулевое -ов, -ев -ей
  • мокрых мокасин;
  • твоих нападок;
  • широких панталон;
  • ночных потёмок;
  • новых рейтуз;
  • густых сумерек;
  • красных шаровар.
  • твоих выкрутасов;
  • ранних заморозков;
  • старинных клавикордов;
  • ужасных лохмотьев;
  • нищенских отрепьев;
  • надоевших пантов;
  • гадких подонков;
  • куча ботов;
  • оставшихся выжимков;
  • редких высевков;
  • на улицах выселков;
  • пышных выческов;
  • долгих выморозков.
  • ваших граблей;
  • самодельных ходулей;
  • скучных будней;
  • мужицких дровней;
  • детских яслей.

Задач или задачь?

Существительные родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием на шипящую не имеют на конце мягкого знака.

  • много задач;
  • несколько жилищ;
  • твоих плеч;
  • тяжёлых нош;
  • нет галош;
  • не хватает хранилищ;
  • ваших рож;
  • лесных чащ;
  • крыши дач.

Практическая работа

Теперь, когда вы знаете всё о таком явлении, как образование формы родительного падежа множественного числа существительных, выполните несколько заданий.

1. Поставьте вместо знака вопроса мягкий знак либо пропуск:

  • ваш(?) товарищ(?);
  • борщ(?) горяч(?);
  • быстро умнож(?)те;
  • выйдеш(?) замуж(?);
  • богач хорош, широкоплеч(?);
  • хатаеш(?)ся за гуж(?);
  • рухнеш(?) навзнич(?);
  • примчиш(?)ся вскач(?);
  • откроеш(?) настеж(?);
  • меч(?) сверкающ(?);
  • синяя туш(?);
  • выполниш(?) точ(?)-в-точ(?);
  • скопление туч(?);
  • скоро уж(?) полноч(?);
  • сундук сокровищ(?);
  • картеч(?) свистит;
  • лиш(?) угадаеш(?) фальш(?);
  • много училищ(?);
  • музыкальный туш(?);
  • обжеч(?) кирпич(?);
  • фарш(?) свеж(?);
  • махнёш(?) наотмаш(?);
  • бьёш(?)ся над решением задач(?);
  • не говори, что не дюж(?).

2. Поставьте слова во множественном числе в родительном падеже слова.

Амбиция, акация, бойня, боярышня, верховье, барышня, героиня, гнездовье, готовальня, пашня, дыня, здание, определение, черешня, кухня, пекарня, поместье, поверье, сочинение, типография, рябина, история, изложение, устье, наковальня, княгиня, ружьё, платье, деревня, подмастерье, плясунья, няня, площадь, операция, раздумье, орудие, овация, селение, читальня.

3. Образуйте по образцу слова:

  • буряты - бурят: башкиры, туркмены, болгары;
  • ядра - ядер: числа, кресла, брёвна, рёбра;
  • киргизы — киргизов: казаки, узбеки, таджики;
  • кружевце - кружевцев, корытца, копытца;
  • носки - носков: ремешки;
  • сапоги - сапогов: чулки, ботинки, валенки;
  • лимоны — лимонов: баклажаны, мандарины;
  • амперы - ампер: микроны, аршины, вольты;
  • зёрнышки - зёрнышек: пёрышки, окошки;
  • брызги — брызг: бусы, каникулы;
  • носилки - носилок: салазки, потёмки;
  • яблоки - яблок: груши;
  • полотенца - полотенец: одеяльца, блюдца;
  • западни - западней: ноздри, ступни;
  • сакли - саклей: распри, кегли;
  • туфли - туфлей: вафли, оглобли;
  • клещи - клещей: ясли, будни.

4. Именительный и родительный падежи множественного числа существительных тесно связаны. От существительных в скобках (им.п.) образуйте правильную форму (р.п.).

1) Множество новых (полотенца), (блюдца), (одеяльца), (покрывало) было завезено к открытию (ясли).

2) Много (гектары) лесов сгорело от летних (пожарища).

3) Какая прелесть - запах от цветущих (вишни), (яблони)!

4) Какие прекрасные водоёмы находились вблизи (поместья)!

5) Огромное количество (витамины) содержится всего лишь в ста граммах (апельсины) и (лимоны).

6) Нам установили новый счётчик на 10 (амперы).

7) Новая коллекция (ботинки) и (туфли) поступила в магазины.

1. В родительном падеже множественного числа у существительных с основой на шипящую не пишется ь : дач, рощ, зрелищ, пожарищ.

2. В безударном окончании родительного падежа множественного числа у существительных на -ия, -ья, -ие и обычно -ье пишется -ий : станция - станций, певунья - певуний, селение - селений, поместье - поместий (но: ружьё - ружей, платье - платьев, устье - устьев; также подмастерье (сущ. муж. рода) - подмастерьев).

3. В родительном падеже множественного числа после ен не пишется ь : черешен, боен.

Исключение : барышень, боярышень, деревень.

205. Спишите, раскрывая скобки. Объясните употребление буквы ь после шипящих.

Водяной (смерчи), едкая (щёлочи), (горечи) разлуки, непромокаемый (плащи), старинный (мечи), проезжать мимо берёзовых (роща), радость неожиданных (встречи), зелень альпийских (пастбище), купить чёрную (туши), несколько раз исполнить (туши), зарево далёких (пожарище), строительство зимних (овощехранилище), просмотр (телепередача).

206. Спишите, употребляя слова, данные в скобках, в форме родительного падежа множественного числа. Объясните их правописание.

1) Всего больше нравилось зайцам лакомиться в фруктовых садах молодыми саженцами и побегами (яблоня), (слива) и (вишня). (М.-С.) 2) Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших (барышня). (П.) 3) В саду оркестр грянул попурри из русских (песня). (Ч.) 4) Птицы покидали родные места (гнездовье). (Ч.) 5) Глухо перекатывался по дымному горизонту гром (орудие). (А. Н. Т.) 6) За леском вились дымки полевых (кухня). 7) С боков дороги замелькали забрызганные грязью домишки (предместье). (А. Н. Т.) 8) Видны острые верхи (башня). (А. Н. Т.) 9) Шторм бил брызгами в окна низких портовых (здание). (Пауст.)

207. От следующих существительных мужского рода образуйте родительный падеж множественного числа. Составьте 7 словосочетаний с образованными словами.

1) Башкиры - башкир , болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, татары, туркмены, цыгане, турки.

2) Киргизы - киргизов , казахи, узбеки, таджики, якуты.

3) >Валенки - валенок, сапоги, чулки, ботинки. Ремешки - ремешков , носки.

4) Вольты - вольт , амперы, микроны, аршины. Метры - метров, граммы, килограммы, гектары. Лимон - лимонов , апельсины, баклажаны, мандарины, помидоры, томаты.

208. От следующих существительных среднего и женского рода образуйте родительный падеж множественного числа. Составьте 10 словосочетаний с образованными словами.

I. Существительные среднего рода:

1) Окошки - окошек , зёрнышки. Войско - войск , яблоко. 2) Число - чисел , кресло, бревно, полотно, волокно, ребро, ядро. 3) Одеяльце - одеялец , полотенце, блюдце. Болотце - болотцев , кружевце, копытце, корытце.

II. Существительные женского рода:

1) Ставня - ставен, басня, песня, домна. Ступня - ступней, западня, ноздря. 2) Кегля - кеглей, сакля, распря. Вафля - вафель, туфля, оглобля. Свадьба - свадеб, усадьба.

209. Образуйте форму родительного падежа от следующих существительных, употребляющихся только во множественном числе. Расставьте ударение. Составьте шесть словосочетаний с образованными словами.

1) Часы́ - часо́в , щипцы, мостки, очки, тиски. За́морозки - за́морозков , мемуары, плоскогубцы, счёты. Обо́и - обо́ев , побои.

2) Бры́зги - бры́зг , брюки, бусы, каникулы, макароны. Де́ньги - де́нег , потёмки, носилки, салазки.

3) Бу́дни - бу́дней , клещи, ясли. Дро́жжи - дрожже́й , люди, отруби, сани.

210. Прочитайте. Укажите, каким членом предложения являются выделенные существительные. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1) Музыка это как бы душа песни ее крылья на которых она летит. (Исак.) 2) Читать это значит обогащать себя языком словами. (М. Г.) 3) Мой приятель инженер попросил меня поехать к нему на север Полесья. (Купр). 4) Часы ходики на кухне показывали девять. (А. Н. Т.) 5) Лес преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам лазутчикам пустыни. (Пауст.) 6) Юноша воин на битву идёт. (Л.) 7) Отец его [Аркадия] Николай Петрович Кирсанов человек лет сорока с небольшим. (Д. П.) 8) Старинные липы современницы Петра Великого подарившего когда-то этот парк вместе с дворцом любимому вельможе так сказочно так невероятно высоки что человек идя под ними невольно чувствует себя маленьким. (Купр.)

211. Спишите предложения, употребляя существительные, данные в скобках, в форме родительного падежа множественного числа. Обозначьте основу и окончание у этих существительных.

1) Путешественники ехали без всяких (приключения). (Г.) 2) Толпа приезжих (иноземец): (француз), (немец), англичан - в одну картину всё сливалось в аллеях тёмных и густых. (Л.) 3) Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг (конюшня) там и (кухня) наслонялась. (Кр.) 4) Наше походное снаряжение состояло из (ружьё), топора, двух полотняных палаток. (Арс.) 5) Месяц поздних (поцелуй), поздних (роза) и (молния) поздних! (Ливень) звёздных - август! (Цв.) 6) Маленькие деревца (мандарин) приносят каждый год до четырёх тысяч плодов. (Пауст.)

Существительные множественного числа в родительном падеже практически ничем не отличаются от форм единственного числа: они выполняют схожие синтаксические функции, отвечают на одинаковые вопросы. В этой статье рассмотрены способы образования форм родительного падежа множественного числа, а также наиболее трудные случаи.

Что такое родительный падеж множественного числа существительных?

Родительный падеж множественного числа существительных представлен падежными формами существительных с окончаниями -ов (-ев), -ей, -ий и нулевым окончанием. Как и формы единственного числа, они отвечают на вопросы Кого? Чего? , выполняют те же синтаксические функции и могут выражать субъектное, объектное либо определительное значение в речи.

Примеры форм родительного падежа множественного числа существительных : яблок, дорог, надежд, стаканов, столов, углов, деревьев, листьев, поленьев, матерей, мышей, падежей.

Образование форм родительного падежа множественного числа

Окончания существительных множественного числа в родительном падеже в разных склонениях с примерами показаны в таблице.

Трудные случаи образования форм

При образовании форм родительного падежа множественного числа 2 склонения часто делают ошибки, неверно подбирая падежное окончание.

Нулевое окончание во множественном числе Р. п. имеют существительные:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Обозначающие парные предметы (преимущественно одежда и обувь). Примеры: рук, ботинок, сапог, чулок, штанин (но носков, рельсов );
  • Названия крупных воинских групп, родов войск. Примеры: в значении собирательного существительного – (отряд) солдат, гусар, улан, кадет, партизан, гардемарин ; но в значении отдельных лиц – (трех) гардемаринов, гусаров, кадетов ;
  • Названия некоторых национальностей преимущественно с основой на -н, -р . Примеры: цыган, осетин, туркмен, болгар, хазар и др.;
  • Названия некоторых единиц измерения. Примеры: аршин, вольт, ватт, ньютон, герц и др. (но каратов – карат, граммов – грамм, омов – ом, микронов – микрон и др.);
  • Слова с основой на -ца . Примеры: сердец, колец, блюдец, щупалец.

Окончания -ов (-ев) в Р. п. множ. числа имеют существительные:

апельсинов, помидоров, абрикосов, мандаринов, бананов, баклажанов, томатов, джинсов, консервов, комментариев, носков, рельсов

A также некоторые названия национальностей.

Трудные формы множественного числа имен существительных

К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана? ) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин ?)

1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?

Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). См. рубрику "Проверка слова" на нашем портале. Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!

Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн. ), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание или . Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а . Например:

В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:

    Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. (личики, перышки, яблоки ). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака .

    Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна .

    Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .

    Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).

    Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.

    Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .

    Чтобы решить вопрос о статусе "спорной" формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю.

Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и некоторых других.

2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок ), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

    Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадьяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек .

    Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог .

    Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт . Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов .

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин ), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров .

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка . Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

См.: "Русская грамматика", М., 1980.

Мужской род

1) Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .

Исключение : носк ов .

2) Названия национальностей подчиняются следующим правилам:

а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негр ов.

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргиз ов , калмык ов , таджик ов , узбек ов , монгол ов , якут ов .

Исключение: турок, бурят.

3) Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:

а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан ;

б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусар ов , 5 гардемарин ов , 6 гусар ов , 7 улан ов .

4) Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;

б) ампер ов , ватт ов , грамм ов , килограмм ов , рентген ов , кулон ов .

Усеченные формы (ампер, грамм

5) Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсин ов , мандарин ов , банан ов , помидор ов , баклажан ов .

Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор ) характерны для разговорной речи.

Женский род

1) Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .

2) Некоторые существительные имеют окончание -ей : свеч ей , грабл ей , простын ей .

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свеч ей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3) Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудитор ий , академ ий , консерватор ий .

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.

Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч! )

2. Нормативными являются формы на -ий : побереж ий , захолуст ий , снадоб ий .

3. Существуют также формы на -ев: усть ев , болотц ев , верховь ев , низовь ев .

Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:

нулевого: сумерек ; суток ;

-ов : заморозк ов ;

Ей: будней , яслей , саней .

Имя числительное

Количественные числительные

Употребляя в речи составные количественные числительные, следует помнить, что 1) они должны стоять в том же падеже, что и существительное, обозначающее предмет; 2) по падежам изменяются все образующие числительное компоненты. Например:

50, 60, 70, 80

200, 300, 400

500, 600, 700, 800, 900

пят ь десят книг

тр и ст а рублей

шест ь сот человек

пят и десят и книг

тр ех сот рублей

шест и сот человек

пят и десят и книгам

тр ем ст ам рублям

шест и ст ам человекам

пят ь десят книг

тр и ст а рублей

шест ь сот человек

пят ью десят ью книгами

тре мя ст ами рублями

шест ью ст ами человеками

Предл.

о пят и десят и книгах

о тр ех ст ах рублях

о шест и ст ах человеках

Числительные 40, 90, 100

Числительные сорок, девяносто и сто отличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание -а:

Падеж

сорок студентов

девяносто дней

сто машин

сорок а студентов

девяност а дней

ст а машин

сорок а студентам

девяност а дням

ст а машинам

сорок студентов

девяносто дней

сто машин

сорок а студентами

девяност а днями

ст а машинами

Предл.

о сорок а студентах

о девяност а днях

о ст а машинах

Просклоняем количественное числительное 5348, содержащее слово "сорок":

пят ь тысяч тр и ст а сорок восем ь человек

пят и тысяч тр ех с от сорок а восьм и человек

пят и тысячам тр ем ст ам сорок а восьм и человекам

пят ь тысяч тр и ст а сорок восем ь человек

пят ью тысячами тр емя ст ами сорок а восем ью человеками

Предл.

о пят и тысячах тр ех ст ах сорок а восьм и человеках

§2.3. Дробные числа

При употреблении числительных, обозначающих дробные числа , существительное всегда стоит в родительном падеже единственного числа, а все части числительного изменяются по падежам: им. – три целых и шесть десятых процента, род. – трех целых шести десятых процента и т.д. (неправильно: *процентов ). Например:

пят ь целых девят ь десят ых гектара

пят и целых девят и десят ых гектара

пяти целым девят и десят ым гектара

пят ь целых девят ь десят ых гектара

пят ью целыми девят ью десят ыми гектара

Предл.

о пят и целых девят и десят ых гектара

Числительные полтора и полтораста :

Полтора

Полтораста

полтор á литра

п ó лтора суток

полтор á ста мешков

пол ý тора литров

пол ý тора суток

пол ý тораста мешков

пол ý тора литрам

пол ý тора суткам

пол ý тораста мешкам

полтор á литра

п ó лтора суток

полтор á ста мешков

пол ý тора литрами

пол ý тора сутками

пол ý тораста мешками

Предл.

о пол ý тора литрах

о пол ý тора сутках

о пол ý тораста мешках

Порядковые числительные

Запомним следующее правило! В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственного числа). Например:

тысяча двести пятидесят ый образец

тысяча двести пятьдесят седьм ой образец

тысяча двести пятидеся того образца

тысяча двести пятьдесят седь мого образца

тысяча двести пятидеся тому образцу

тысяча двести пятьдесят седь мому образцу

тысяча двести пятидесят ый образец

тысяча двести пятьдесят седьм ой образец

тысяча двести пятидесят ым образцом

тысяча двести пятьдесят седьм ым образцом

Предл.

о тысяча двести пятидесят ом образце

о тысяча двести пятьдесят седьм ом образце

В соответствии с этим правилом числительное, обозначающее год, изменяется следующим образом:

Падеж

двухтысячн ый год

две тысячи трет ий год

двухтысячн ого года

две тысячи треть его года

двухтысячн ому году

две тысячи треть ему году

двухтысячн ый год

две тысячи трет ий год

двухтысячн ым годом

две тысячи треть им годом

Предл.

о двухтысячн ом годе или: в двухтысячн ом году

о две тысячи треть ем годе или: в две тысячи треть ем году

Собирательные числительные

Как правильно сказать: двое девушек или две девушки? около трех суток или около троих суток? об обоих реках или об обеих реках?

Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, а также малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятеро можно использовать только в определенных случаях:

1) с существительными, называющими людей и не относящимися к женскому грамматическому роду (двое человек, семеро детей, пятеро студентов, трое неизвестных, двое коллег );

2) с личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо, их двое );

3) с существительными, не имеющими формы единственного числа (двое ножниц, четверо ворот, трое джинсов, двое суток ).

Нарушением нормы является использование этих числительных с существительными женского рода (*трое девушек,* пятеро школьниц ), а также с названиями неодушевленных предметов (* двое столов, *трое окон ).

Склонение собирательных числительных

Падеж

Двое

Трое

Четверо

Пятеро

двое студентов

трое

четверо

пятеро

двоих студентов

троих

четверых

пятерых

двоим студентам

Троим

четверым

пятерым

двоих студентов(но: двое суток – неодуш .)

троих (трое)

четверых (четверо)

пятерых (пятеро)

Твор.

двоими студентами

троими

четверыми

пятерыми

Предл.

о двоих студентах

о троих

о четверых

о пятерых

Склонение числительных оба/обе

оба мальчика

обе девочки

обо их мальчиков

обе их девочек

обо им мальчикам

обе им девочкам

обо их мальчиков (но: оба окна – неодуш .)

обе их девочек (но: обе стены – неодуш .)

Твор.

обо ими мальчиками

обе ими девочками

Предл.

об обо их мальчиках

об обе их девочках

Глагол

Особенности спряжения некоторых глаголов

От многих глаголов нельзя образовать форму 1-го лица (я): дерзить, затмить, победить, убедить, очутиться, чудить, дудеть, угораздить и др. Однако это явление в просторечии преодолевается, и необычные для слуха личные формы глагола иногда употребляются *я дерзю, *я очучусь и др. Ср. также в шутливой песне В. Высоцкого: Чуду-Юду я и так победю .

Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт – просторечные жгёт, текёт, пекёт.

Особенности образования повелительного наклонения некоторых глаголов.

Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др. Употреблявшиеся в XIX в. старославянские формы виждь, внемли стали архаизмами; просторечные варианты *не моги, *ехай, *едь, *ездий остаются за пределами литературной нормы, форма езжай носит разговорный характер. Литературной является только форма поезжай (-те).

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png