А. Павелин

эксперт журнала «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение»

В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию. Правила списания таких сумм установлены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 (далее – Правила № 783). О порядке списания вышеуказанных сумм поговорим в статье.

С чего все началось?

В силу ст. 3 Закона № 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

По общему правилу контракты должны заключаться в письменной форме, однако Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность заключения с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) договора в устной форме в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ, в случаях, определенных п. 4, 15 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда такие извещение или приглашение, документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В Законе № 44-ФЗ приведен перечень необходимых условий, подлежащих включению в заключаемый контракт. Одним из обязательных условий контракта является условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при просрочке исполнения заказчиком обязательств, установленных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке должно быть составлено в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения (ст. 331 ГК РФ).

Начиная с 09.09.2017 порядок определения размера неустойки регламентирован Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. До указанной даты следовало руководствоваться правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в качестве антикризисной меры до 01.01.2017 было предусмотрено, что в 2015 и 2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списывает начисленные суммы таковых в случаях и порядке, которые определены Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (утратило силу 01.01.2017) предусматривалось, что списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется в порядке, установленном Минфином.

В целях предоставления заказчикам возможности списания задолженности по государственным и муниципальным контрактам, возникшей в 2015 и (или) 2016 годах, в ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ (вступила в силу 04.05.2018) закреплено, что суммы неустоек (штрафов, пеней), начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, но не списанные заказчиком, подлежат списанию в случаях и порядке, которые определены Правительством РФ. Как уже было отмечено, в настоящее время порядок списания начисленных сумм неустоек регламентируется Правилами № 783.

В каком порядке осуществляется списание?

Исходя из требований п. 2 Правил № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) может осуществляться по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2015 и (или) 2016 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами. Напомним, что возможность изменения условий контрактов в 2015 – 2016 годах предусматривалась ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (утратила силу 01.01.2017).

Таким образом, на основании Правил № 783 можно списать только неустойки (штрафы, пени), не оспариваемые поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) должно осуществляться в следующем порядке:

– если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик их списывает;

– если их общая сумма превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик списывает 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% таких сумм до 01.01.2017.

При этом основаниями для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) являются:

– если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приема или иным документом;

– если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5%, но составляет не более 20% цены контракта – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приема или другим документом, а также информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет (если начисленная и неуплаченная сумма возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика или автономного учреждения (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также перед автономным учреждением в случае осуществления им закупок в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Отметим, что если заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов бюджета, полученных в результате применения мер гражданско-правовой ответственности по контракту в части образовавшейся начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), то информация о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) направляется заказчику администратором доходов бюджета.

Согласно п. 4 Правил № 783 начисленные и неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней) списываются на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания таких сумм обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).

Обратите внимание

В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.

При наличии оснований и указанных выше документов заказчик в течение 10 дней со дня осуществления сверки расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) оформляет решение о списании данной суммы. Такое решение должно быть принято комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной заказчиком в целях подготовки решений о списании начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), и оформлено приказом (распоряжением) заказчика, содержащим следующую информацию:

– наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя) или – для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства – аналог ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя), КПП поставщика (подрядчика, исполнителя) (ИНН физического лица);

– сведения о начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней), включенные в реестр контрактов, заключенных заказчиками;

– обязательные реквизиты первичных учетных документов, установленные в п. 7 Инструкции № 157н ;

– дату принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней);

– подписи членов комиссии.

Заказчик списывает начисленные и неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней) в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения. При этом заказчик, не осуществляющий полномочия администратора доходов бюджета, полученных в результате применения мер гражданско-правовой ответственности по контракту в части образовавшейся начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), не позднее трех рабочих дней после списания данной суммы направляет администратору доходов бюджета информацию о произведенном списании с указанием списанной суммы и кода классификации доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Не позднее 20 рабочих дней со дня принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) заказчик направляет контрагенту уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по форме согласно приложению к Правилам № 783. Такое уведомление должно формироваться в соответствии с информацией и документами, включенными в реестр контрактов, заключенных заказчиками.

Как отразить в учете?

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н).

Начисление доходов по суммам предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных санкций, предусмотренных условиями государственного (муниципального) договора на нужды казенного учреждения, отражается по дебету счета 0 209 40 000 и кредиту счета 0 401 10 140 «Доходы от принудительного изъятия».

Уменьшение сумм начисленных доходов (предоставление скидок, льгот, списание), в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию, подлежит отражению на счете 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» (п. 120 Инструкции № 162н , п. 152 Инструкции № 174н , п. 180 Инструкции № 183н).

В бухгалтерском учете операции по начислению и списанию штрафов можно отразить следующим образом:

В заключение еще раз отметим, что сумма неустойки, начисленной за нарушение договорных обязательств, списывается в соответствии с Правилами № 783. Если контрагент не подтвердил наличие задолженности по неустойкам, решение о ее списании не принимается.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Когда поставщик нарушает условия контракта или задерживает исполнение, ему начисляют неустойку. Штрафы начисляют за нарушение любые условий, кроме сроков, а пени – за нарушение сроков. Неустойка – это штрафы и пени вместе взятые. По новому постановлению Правительства от 04.07.2018 № 783 часть неустоек можно списать. Но только при определенных условиях. Что это за условия – читайте ниже.

Расчет неустойки поставщику по 44-фз, которую можно списать

Если сумма неустойки поставщика превышает 5 процентов, ее можно списать частично. Но только в случае, если ее предел не перешагивает за 20-ти процентный порог цена контракта. Если сумма неустойки находится в диапазоне от 5 до 20 процентов от цены контракта - можно списать половину суммы. Но только при условии, что поставщик уже оплатил половину начисленной неустойки до 1 января 2017 года.

Например, цена контракта составляет 1 000 000 руб. Контракт полностью исполнили в 2016 году. Сумма неустойки, которую заказчик начислил поставщику, составляет 180 000 рублей. 90 000 рублей поставщик оплатил в ноябре 2016. Общая сумму неустойки больше 5-ти процентной отметки, но не превышает 20–ти процентного порога. Половину начисленной неустойки поставщик оплатил до 1 января 2017 года. А значит можно списать поставщику половину, которая осталась не оплачена, а именно – 90 000 рублей. Используйте калькулятор для расчета неустойки по 44-ФЗ

Инструкция, как списать неустойки поставщикам в 5 этапов

Ожидание оплаты может длиться годами, причина проста - поставщик не хочет терять деньги и всеми силами будет доказывать, что опоздал не по своей вине. А вас теперь дергает контролер - неустойка начислена, а почему она не уплачена? Проверит, как вы провели претензионную работу и спросит, что мешает взыскать деньги по суду. Придется провести и досудебную работу и сходить в суд. Но теперь правительство сделало вашу работу немного проще - теперь вы можете списать часть долгов своих поставщиков за 2015–2016 год, а не судиться с ними. Читайте, какие долги можно простить и как это сделать в пять этапов.

Когда нельзя проводить списание неустойки по контрактам 2015-2016 гг.

Еще одно условие, без которого нельзя списать поставщику неустойку: поставщик должен быть с этой неустойкой согласен. То есть, если поставщик на момент, когда можно было бы списать неустойку, находится в судебных разбирательствах с заказчиком или не признает, что исполнил обязательства по контракту с нарушениями, такому поставщику нельзя списывать неустойки.

Если нет документа, в котором обе стороны контракта признавали бы наличие неустойки – списывать неустойку нельзя. Если сумма составляет больше 20 процентов от цены контракт – неустойку списывать нельзя. Если контракт заключили, но обязательства по нему исполнили не в полном объеме – также нельзя списывать. Если по контракту менялись условия и заключались допсоглашения по цене, количеству или срокам – неустойку списывать нельзя.

☆ На каком этапе закупки заказчик должен помнить о неустойке поставщика?
☆ Кто должен платить первым - сначала заказчик по контракту или сначала поставщик неустойку?
☆ Можно ли удержать неустойку из обеспечения исполнения контракта?
☆ Допустимо ли кроме неустойки взыскать с подрядчика убытки, которые причинили заказчику нарушения по контракту?

Как списывать неустойку поставщику

Чтоб списать неустойку – создайте специальную комиссии по поступлению и выбытию активов. На собрании комиссии определите, сколько и кому из поставщиков вы намерены списать. Примите коллегиальное решение. Зафиксируйте его в документальной форме. Назовите документ «решение о списании неустойки».

После того, как вы решили, кому и столько списать – передайте сведения исполнителям в бухгалтерию. Они должны сделать необходимые проводки в бухгалтерской программе, которой пользуются. Сделать это нужно в течение пяти дней с даты, как комиссия приняла решение.

После того, как техническая часть позади – нужно обрадовать поставщика тем, что часть его долгов простили. Для этого направьте ему уведомление. Укажите, сколько списали, реквизиты контракта, по которому прошло списание. Письмо – уведомление нужно направить в течение 20 дней со дня, как приняли решение о списании. Форму уведомления смотрите в приложении к постановлению от 04.07.2018 № 783. О факте списания сообщите администратору доходов бюджета, если только вы сами не являетесь администратором.

Вложенные файлы

  • Решение о списании неустойки.pdf

" № 4/2016

Правительство РФ еще на год продлило срок, в течение которого начисленные по контрактам неустойки списываются и поставщики (подрядчики, исполнители) фактически освобождаются от обязанности их уплаты. Прошедший год позволил понять многие нюансы применения данной антикризисной меры. Подробности – в статье.

Пошаговая инструкция

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 (далее – Постановление № 190, новое постановление) установлены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Аналогичный документ действовал в 2015 году (Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 196), и, как свидетельствует практика, поставщики (подрядчики, исполнители) смогли воспользоваться данными антикризисными мерами, наиболее важной из которых, безусловно, является списание долгов по неустойкам.

Срок действия нового постановления ограничен 01.01.2017. Поэтому строительным организациям нецелесообразно затягивать время, а следует принять меры для снятия с себя обязанности по уплате неустоек, начисленных по государственным и муниципальным контрактам, или, как вариант, для получения временной передышки в виде отсрочки погашения задолженностей. Что необходимо сделать?

Во-первых, Постановлением № 190 установлено, что заказчики предоставляют отсрочку и списывают начисленные неустойки только при условии завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств. Поэтому строительным организациям важно приложить все возможные усилия для завершения работ в текущем году и своевременного оформления в установленном порядке документов (актов), подтверждающих прием-передачу результатов работ .

Обратите внимание

Списание начисленных сумм неустоек не производится по контрактам, условия которых изменены в 2015 и (или) 2016 годах в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ . Случаи и порядок изменения условий контрактов определены Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 191 .

Во-вторых, предоставление отсрочки уплаты и списание начисленных сумм неустоек осуществляются заказчиком в определенном порядке, который представлен на следующей схеме.

Как видим, порядок действий заказчика поставлен в зависимость от суммы неустойки, которая, очевидно, должна быть подтверждена. Следовательно, строительным организациям и заказчикам необходимо сверить суммы задолженностей и подписать акты сверки .

В-третьих, в случае, когда общая сумма неуплаченных неустоек находится в интервале «свыше 5%, но не более 20% цены контракта», имеется возможность выбора одного из двух предусмотренных Правительством РФ вариантов: получить отсрочку или воспользоваться списанием половины неустоек. Таким образом, строительной организации нужно согласовать с заказчиком конкретный вариант . Наконец, списание 50% долгов производится только после перечисления организацией половины суммы неустоек . Поэтому надо изыскать соответствующую сумму денежных средств, перечислить ее на указанный заказчиком счет и известить последнего об оплате .

В-четвертых, факт предоставления отсрочки и списания начисленных сумм неустоек должен быть удостоверен. Пункт 4 Постановления № 190 обязывает заказчика направить поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление в письменной форме. Соответственно, организации необходимо проконтролировать получение такого уведомления в отношении соответствующих сумм задолженностей и контрактов.

Разъяснения специалистов

Списание задолженностей по неустойкам и предоставление отсрочек по их уплате являются не правом, а обязанностью заказчиков при условии, что имеются все необходимые документы (акты приема-сдачи результатов работ, акты сверки и др.). Такой вывод следует из писем Минэкономразвития России от 17.02.2016 № Д28и-350, от 25.11.2015 № Д28и-3373, от 03.07.2015 № Д28и-1941, от 22.06.2015 № Д28и-1815 (все перечисленные письма, а также другие, на которые мы будем ссылаться ниже, выпущены применительно к Постановлению Правительства РФ № 196. Однако, поскольку новое постановление принято не в целях изменения нового порядка списания задолженностей (предоставления отсрочек), а для продления антикризисных мер, разъяснения остаются актуальными и в отношении 2016 года).

Отсрочка уплаты и списание задолженностей по неустойкам допустимы только в случае исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом. Соответственно, если контракт расторгнут по соглашению сторон, принятие названных мер невозможно (Письмо Минэкономразвития России от 21.07.2015 № Д28и-2194).

К незавершенным обязательствам по контракту рассматриваемые меры не применяются. Об этом сообщается в Письме Минэкономразвития России от 21.12.2015 № Д28и-3764. Из него же следует, что отсрочка не предоставляется, списание не производится в случае, если неустойка начислена по контракту, срок исполнения которого приходится на 2017 год.

В соответствии с позицией, выраженной в письмах Минэкономразвития России от 21.12.2015 № Д28и-3667 и от 02.10.2015 № ОГ-Д28-13057, действие постановления Правительства РФ распространяется на все контракты, исполненные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме в 2015 и 2016 годах, вне зависимости от срока возникновения задолженности. Таким образом, не имеют значения дата заключения контракта и день, когда организация приступила к исполнению обязанностей, например, к проведению работ. Важно, чтобы срок их завершения приходился на 2015 и 2016 годы.

Также Минэкономразвития неоднократно подчеркивало, что право на отсрочку уплаты и списание задолженности не поставлено в зависимость от предусмотренных условиями контрактов сроков исполнения обязательств (за исключением гарантийных обязательств) (письма от 21.09.2015 № ОГ-Д28-12386 и от 10.09.2015 № Д28и-2737). Важен фактический срок завершения исполнения обязательств.

Обратите внимание

Списанию подлежит неуплаченная задолженность. В случае если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным неустойкам была произведена оплата, решение о ее списании не принимается, денежные средства организации не возвращаются (Письмо Минфина России от 27.10.2015 № 02-02-04/61548).

В случае если условиями контракта предусмотрены этапы его исполнения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать отсрочки уплаты и списания задолженности только после исполнения всех этапов, установленных контрактом (Письмо Минэкономразвития России от 20.08.2015 № Д28и-2553).

Нормы Федерального закона № 44-ФЗ и постановлений Правительства РФ не обязывают государственных (муниципальных) заказчиков включать в документацию о закупке товаров (работ, услуг) и проект контракта положения об отсрочке уплаты не­устоек (штрафов, пеней). На это указано, в частности, в решениях ФАС России от 02.12.2015 по делу № К-1657/15 и от 16.11.2015 по делу № К-1539/15. Решение о предоставлении отсрочки уплаты и списании задолженности:

  • принимается вне зависимости от наличия соответствующего положения в контракте (Письмо Минэкономразвития России от 04.06.2015 № Д28и-3869);
  • не требует внесения изменений в контракт (Письмо Минэкономразвития России от 01.07.2015 № Д28и-1842).

Судебная практика

Несмотря на то, что антикризисная мера в виде списания неустоек была введена всего год назад, на данный момент уже имеются судебные решения по этой теме. Рассмотрим некоторые из них, чтобы понять, как арбитры трактуют положения нормативных документов.

Постановление АС ЗСО от 22.01.2016 № Ф04-28134/2015 по делу № А46-3302/2015

Муниципальный заказчик обратился в суд с требованием о взыскании с застройщика неустойки, начисленной в связи с нарушением срока передачи квартир по муниципальным контрактам. Невозможность списания неустойки заказчик обосновал тем, что установленный контрактами срок приходится на 2014 год, а постановление Правительства РФ, предусматривающее списание штрафов и пеней, принято в 2015 году.

Арбитры сделали несколько важных выводов, которые можно взять на вооружение. Во-первых, согласованный в контракте срок его завершения не имеет значения, важен фактический срок выполнения обязательств. Раз застройщик передал квартиры в 2015 году, он вправе рассчитывать на списание пеней .

Во-вторых, списание неустойки является обязанностью заказчика, а не его правом .

В-третьих, если организация заключила несколько контрактов и просрочка допущена по всем или некоторым из них, пороговые значения (5 и 20%) применяются в отношении каждого контракта.

В результате суд уменьшил размер неустойки с 14 млн до 836 тыс. руб. Застройщика обязали уплатить неустойку лишь по контрактам, завершенным в 2014 году, и полностью списали неустойку по контрактам, завершенным в 2015 году, поскольку суммы неустоек по каждому муниципальному контракту не превышали 5% цены контракта. Довод муниципального заказчика об отсутствии у суда права по своей инициативе списывать неустойку был признан необоснованным.

Постановление АС ПО от 11.03.2016 № Ф06-6317/2016 по делу № А06-4184/2015

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения просило взыскать с подрядчика неустойку. Невозможность ее списания оно объясняло тем, что установленный договором срок сдачи работ неоднократно нарушался, переносился, окончательный согласованный срок – ноябрь 2014 года.

Встав на сторону подрядчика, арбитры указали: работы выполнены и сданы заказчику в 2015 году, поэтому подпадают под действие антикризисных мер. Суммы неустойки не превышают 5% цены договора. Списание неустойки является обязанностью заказчика, а не его правом.

Постановление АС СКО от 20.01.2016 № Ф08-10093/2015 по делу № А32-23141/2015

Арбитры решили: начисленная неустойка превышает 20% цены контракта, поэтому списание неустойки в соответствии с преду­смотренным Правительством РФ порядком невозможно. Вместе с тем организация не лишена права заявить о применении положений ст. 333 «Уменьшение неустойки» ГК РФ. На основании данной статьи суд может уменьшить неустойку, если ее сумма явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

В итоге истребуемая заказчиком сумма была уменьшена.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 № 09АП-57017/2015 по делу № А40-2134/2015

Суд отказал подрядчику в списании неустойки, отметив, что постановление Правительства РФ принято в порядке исполнения Федерального закона № 44-ФЗ, тогда как в данном случае договор заключен в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Бухгалтерский учет

По общему правилу начисленные организации неустойки отражаются в составе прочих расходов (по дебету счета 91-2) на дату вступления в силу решения суда об их взыскании либо признания данной организацией задолженности (п. 11 и 14.2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Подписание акта сверки с заказчиком означает, что долг по неустойке признан, следовательно, строительная организация обязана отразить неустойку проводкой Дебет 91-2 Кредит .

Если организация в силу требований ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» начисляла в отношении предстоящих расходов на уплату неустоек, на дату подписания акта сверки сумма не­устойки (соответствующая ) отражается в корреспонденции со счетом учета резерва предстоящих расходов. Иными словами, бухгалтер сделает проводку Дебет Кредит .

Получение от заказчика уведомления о списании задолженности по неустойке – основание для признания данной суммы в составе прочих доходов организации (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). В учете производится запись Дебет Кредит 91-1 . Если спор о списании неустойки разрешен в судебном порядке, доходы учитываются на дату вступления в силу решения суда.

Налог на прибыль

В целях налогообложения прибыли признанные (присужденные судом) суммы неустоек учитываются в составе внереализационных расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Списанная заказчиком или судом сумма включается во внереализационные доходы организации (п. 18 ст. 250 НК РФ). Таким образом, даже в случае списания неустойки в полном объеме у организации не возникнет обязанность начисления налога на прибыль со списанной суммы.

Особо отметим, что организации не удастся избежать включения списанной задолженности во , сославшись на пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ. Дело в том, что, как разъяснил Минфин в Письме от 25.11.2014 № 03-03-10/59910, положения названной нормы распространяются только на суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов и не подлежат применению в отношении иных видов кредиторской задолженности.

Упрощенная система налогообложения

Основываясь на формальном прочтении п. 1 ст. 346.15 и п. 18 ст. 250 НК РФ, Минфин неоднократно заявлял, что сумма списанной кредиторской задолженности включается в состав доходов, учитываемых при определении базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО (письма от 07.08.2013 № 03-11-06/2/31883, от 21.02.2011 № 03-11-06/2/29). Исключением является лишь кредиторская задолженность, указанная в пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, однако, как отмечено выше, эта норма распространяется на налоги и сборы. Руководствуясь таким подходом, налоговые инспекторы вполне могут потребовать уплатить налог с суммы списанных неустоек.

Вместе с тем, на наш взгляд, не стоит отождествлять «кредиторку» в виде непогашенных долгов за товары, работы и услуги и кредиторскую задолженность в сумме начисленной по государственному (муниципальному) контракту неустойки, признанной «упрощенцем» в связи со списанием данной суммы. А если вспомнить, что списание производится в качестве специально предусмотренной государством антикризисной меры, направленной на поддержание хозяйствующих субъектов, то включение списанной неустойки в доходы и начисление с нее налога выглядят очень нелогично. Поэтому считаем, что «упрощенец» не должен включать списанную сумму в состав доходов. Однако нам не удалось найти решений судов по данной проблеме.

Выводы

Если поставщик (подрядчик, исполнитель) выполнил обязанности по государственному (муниципальному) контракту в 2015 и 2016 годах, он вправе рассчитывать на списание неустойки либо предоставление отсрочки по ее уплате. При этом не имеют значения такие обстоятельства, как установленный контрактом срок завершения работ, дата заключения контракта и день, когда организация приступила к исполнению обязанностей по нему. Важно, чтобы были надлежащим образом оформлены документы, подтверждающие завершение исполнения обязательств, и подписан акт сверки задолженности по неустойке.

Списание задолженности является обязанностью заказчиков, неисполнение которой можно оспорить в судебном порядке.

В случае если размер неустойки превышает 20% цены контракта, списание задолженности и предоставление отсрочки по ее уплате не применяются. Однако, обратившись в суд, можно попытаться доказать, что сумма неустойки явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и просить арбитров снизить ее на основании ст. 333 ГК РФ.

Признанные и списанные суммы неустойки отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов и доходов, в целях налогообложения прибыли – как внереализационные расходы и доходы. Списание неустойки не приводит к обязанности уплаты налога на прибыль. А вот у «упрощенцев» ситуация не столь однозначна. Налоговые органы могут настаивать на включении списанной суммы в доходы, поэтому налогоплательщику необходимо быть готовым к решению проблемы в судебном порядке.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Такое условие содержится в пп. «б» п. 4 Порядка списания заказчиком в 2015 году начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2015 № 98н. Указанное условие планируется сохранить и на 2016 год, что следует из подготовленного Минфином проекта нового приказа, размещенного на сайте http://regulation.gov.ru.

Напомним, аналогичного мнения придерживается Минэкономразвития, о чем было сказано выше.

И в этом вопросе позиции Минэкономразвития и судей совпадают.

Суммы неустоек (пеней, штрафов), начисленных поставщику (исполнителю, подрядчику), но не списанные заказчиком по причине неисполнения (ненадлежащего исполнения) предусмотренных контрактом обязательств в 2015 и/или 2016 годах, подлежат списанию на основании . Правила списания указанных сумм подробно изложены в тексте Постановления Правительства РФ от 04.07.2019 № 783 . Давайте выясним, как правильно оформить списание неустоек.

Списание неустоек – с чего все началось

Государственный (муниципальный) контракт – это договор, который заключался государственным или муниципальным заказчиком с целью обеспечения государственных или муниципальных нужд от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный), муниципального образования (муниципальный) (ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Контракт может быть заключен:

  • в письменной форме (по общему правилу);
  • в устной форме, при соблюдении условий и порядков, установленных Гражданским кодексом РФ, и только в случаях, установленных положениями п. 4, 15, 28 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ .

Контракт может быть заключен на условиях, которые предусмотрены (ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ):

  • извещением о проведении закупки;
  • приглашением принять участие в выборе исполнителя, подрядчика, поставщика;
  • заявкой;
  • документацией о закупке;
  • окончательным предложением участника закупки, в которым решено было заключить контракт.

В контракте в обязательном порядке должны быть приведены условия осуществления закупки, поименованные в тексте Федерального закона № 44-ФЗ . В частности, в контракте должно содержаться условие об ответственности поставщика и заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение прописанных в контракте обязательств. Так. Поставщик, исполнитель или подрядчик имеют право потребовать от заказчика уплаты неустойки (пени, штрафа) в случае, если последний просрочил исполнение своих обязательств, оговоренных в контракте (или исполнил обязательства ненадлежащим образом) (ч. 5 ст. 34 закона № 44-ФЗ).

Неустойка (пеня, штраф) – денежная сумма (установленная договором или законом), которую уплатит кредитор при просрочке исполнения своих обязательств, а также в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) оговоренных в контракте обязательств. Необходимо помнить о следующих моментах:

  • Согласно указаниям ст. 331 ГК РФ , соглашение о неустойке оформляется в письменном виде, в противном случае оно признается недействительным.
  • Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ , кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков по требованию об уплате неустойки.

До 9 сентября 2017 года величина неустойки устанавливалась на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 .

Важно! С 9 сентября 2017 года размер неустойки должен рассчитываться в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.

До 1 января 2017 года в качестве антикризисной меры было предусмотрено, что в 2015-2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (пеней, штрафов) и/или списывает начисленные суммы в случаях, установленных Правительством РФ (Федеральный закон от 29.12.2015 № 390-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…»).

Правительство РФ предписывало производить списание неустоек в порядке, установленном Минфином РФ, в отношении принятых к учету задолженностей поставщика, вне зависимости от срока ее возникновения (Постановление от 14.03.2016 № 190 – утратило силу 1 января 2017 года).

Чтобы у заказчиков появилась возможность произвести списание неустоек (долгов по государственным и муниципальным контрактам), появившихся в 2015-2016 годах, в ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (вступившей в силу 4 апреля 2019 года) закреплено, что суммы неустоек подлежат списанию в порядке и в случаях, установленных Правительством РФ (т.е. по Правилам № 783).

В каком порядке осуществляется списание неустоек

Списать неустойки, которые были начислены, но не были уплачены, разрешается в том случае, если речь идет о контрактах, обязательства по которым исполнены в полной мере, но за исключением контрактов, по которым условия о сроке исполнения контракта (цене контракта, стоимости единицы товара, количестве товаров, объеме услуг и работ) были изменены по соглашению сторон в 2015-2016 годах (п. 2 Правил № 783). Согласно ч. 1.1 ст. 95 закона № 44-ФЗ (утратила силу), в 2015-2016 годах менять условия контрактов было позволительно.

Важно! Произвести списание неустоек (пеней. штрафов) разрешается только в том случае, если они не оспариваются исполнителем, подрядчиком или поставщиком.

  1. Если общая сумма неустоек (пеней, штрафов) оказывается больше чем 5% цены контракта (но не превышает 20%), заказчику позволительно списать 50% сумм неустоек, если 50% таких сумм были уплачены до 1 января 2017 года.
  2. Если сумма неустоек оказывается не более 5% от цены контракта, заказчик может их полностью списать.

Основанием для принятия решения о списании неустоек (пени, штрафа) может стать:

Сумма неустоек Основания для списания
Общая сумма неустоек оказывается больше 5%, но не более 20% цены контракта
  • Исполнение поставщиком обязательств по контракту в полном объеме в 2015-2016 году;
  • наличие акта приема или другого документа;
  • сведения администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком сумм неустоек в бюджет (если неуплаченная сумма возникла перед государственным заказчиком) (если заказчик не является администратором доходов бюджета, сведения о зачислении уплаченных поставщиком сумм неустоек направляется заказчику администратором доходов);
  • сведения о зачислении средств на счет заказчика или автономного учреждения от поставщика.
Общая сумма неустоек не превышает 5% цены контракта
  • Исполнение поставщиком обязательств (кроме гарантийных) по контракту в полном объеме в 2-15-2016 году;
  • наличие акта приема или иного документа, подтверждающего этот факт.

Решение о списании принимается специальной комиссией по поступлению и выбытию активов, после чего оформляется приказом (распоряжением) заказчика. Решение оформляется в течение 10 дней с момента проведения сверки расчетов с поставщиком. В приказе при этом должна содержаться следующая информация:

  • название, фирменное наименование, место нахождения (для организаций);
  • ФИО, место регистрации (для физического лица);
  • ИНН поставщика (аналог ИНН поставщика – для иностранного лица);
  • КПП поставщика (или ИНН физического лица);
  • информация о сумме неустойки, включенная в реестр контрактов, заключенных заказчиками;
  • установленные в п. 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) обязательные реквизиты первичных документов;
  • дата принятия решения о списании неутоек;
  • подписи всех членов комиссии.

Списание неустоек производится в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о списании. Если заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов бюджета, он не позднее 3 рабочих дней после списания сумм должен направить администратору доходов сведения о произошедшем списании. При этом необходимо сообщить списанную сумму, код классификации доходов бюджета бюджетной системы РФ. В течение 20 рабочих дней с даты принятия решения о списании неустоек контрагенту направляется уведомление о списании задолженности с указанием ее размера.

8. Решение о списании задолженности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов заказчика и оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением), содержащим информацию о неуплаченной задолженности, включенную в реестр контрактов, и обязательные реквизиты первичных учетных документов в соответствии с пунктом 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный N 19452; Российская газета, 2011, 19 января).

9. Государственный заказчик, не осуществляющий полномочия администратора доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) от применения мер гражданской ответственности по государственному контракту в части образовавшейся задолженности, не позднее трех рабочих дней после осуществления списания задолженности направляет администратору доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), указанному в абзаце четвертом пункта 4 настоящего Порядка, информацию о произведенном списании задолженности с указанием суммы списанной задолженности и кода классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Уведомление N _____
о списании начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, исполнение обязательств по которым (за исключением гарантийных обязательств) завершено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме в 2015 или 2016 году

от "__" ________ 20__ г.

Наименование заказчика

(полное наименование)

Наименование организационно-правовой формы заказчика

(сокращенное наименование)

дата постановки на учет

нахождения заказчика

Наименование поставщика (подрядчика, исполнителя)

(полное наименование юридического лица/ фамилия, имя, отчество физического лица)

Наименование организационно-правовой формы поставщика (подрядчика, исполнителя)

(сокращенное наименование юридического лица)

дата постановки на учет

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png