широкое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой половине ХVI в., положившее начало протестантизму, которое ставило внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности с целью подчинения церкви власти государства.
Отличное определение
Неполное определение ↓
РЕФОРМАЦИЯ
от лат. reformatio – преобразование, исправление) – широкое и разнородное социальное движение в большинстве стран Европы 16– 17 вв., имевшее непосредств. целью реформу католицизма и носившее в целом антифеод. характер. Р. привела к образованию новой разновидности христианства – протестантизма. Причины Р. связаны с развитием бурж. отношений и обострением классовой антифеод. борьбы буржуазии и крестьянства, направленной в первую очередь против католич. церкви – "... наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (Энгельс Ф., см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). В идеологич. подготовке Р. важную роль сыграли гуманизм с его рационалистич. критикой ср.-век. миросозерцания и утверждением принципов бурж. индивидуализма, ср.-век. ереси, гусизм, в Германии – нем. мистика 14 в. Отстаивая идею о непосредств. общении человека с богом, Р. провозгласила внутр. личную веру единств. путем "спасения" (выдвинутый Лютером принцип "оправдания единственно верой" в противоположность католич. догмату о спасении путем "добрых дел"), что вело к отрицанию претензий католич. церкви на посредничество между человеком и богом, отвергла авторитет т.н. священного предания – папских декреталий, постановлений церк. соборов и т.п. и признала Священное писание единств. источником откровения. В социальном плане эти идеи бюргерской Р. были связаны с требованиями ликвидации монашества и церк. землевладения, упрощения культа (Р. сохранила только два из церк. таинств – крещение и причастие) и демократизации богослужения, к-рому Р. придала нац. характер (мн. реформаторы переводили Библию на нац. языки). В движении Р. выделяются два осн. течения – бюргерско-евангелич. Р.и народная Р. Бюргерская Р. была крайне неоднородной по своим социальным устремлениям, что отразилось в специфич. особенностях вероучений Лютера, Цвингли, Кальвина и др. реформаторов. Для лютеранства характерно утверждение внутр. религ. свободы человека и одновременно освящение его реальной несвободы в мирской жизни. Гораздо более радикальными были цвинглианство, учение Карлштадта и в особенности кальвинизм, ставший идеологией первых бурж. революций – в Нидерландах 16 в. и Англии 17 в. Кальвинизм дал религ. оправдание нормам бурж. морали в развитых им теории предопределения и учении о "мирском призвании" и "мирском аскетизме", максимально упростил и удешевил культ, упразднив все элементы магии и фетишизма, и реорганизовал церковь по респ. образцу. Народная Р. выражала интересы крест.-плебейских масс. Исходя из учений раннего христианства, она требовала равенства в обществ. отношениях, отмены крепостного права и сословных привилегий. Достигнув высшего развития в учении Мюнцера с его пантеистич. отождествлением "бога" и "мира", проповедью активного установления "царства божия на земле", идеи нар. Р. получили в дальнейшем распространение в движении анабаптистов, у англ. диггеров и др. Движение нар. Р. преследовалось как католич. церковью, так и бюргерской Р. Лит.: Энгельс Ф., Крест. война в Германии, Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Герцен А. И., Письма об изучении природы, М., 1946, с. 33–36, 194–227; Бецольд Ф., История Р. в Германии, т. 1–2, СПБ, 1900; Савин А. Н., Религ. история Европы эпохи Р., М., 1914; Смирин M. M., Нар. Р. Томаса Мюнцера и Великая крест. война, 2 изд., М., 1955; Поршнев Б. Ф., Кальвин и кальвинизм, "Вопр. истории религии и атеизма", 1958, [т.] 6; Чистозвонов А. Н., Реформац. движение и классовая борьба в Нидерландах в первой пол. XVI в., М., 1964; Grimm H. J., The reformation era. 1500–1650, N. Y., 1954; Schmidt A. M., J. Calvin et la tradition calvinienne, P., 1957. См. также лит. при ст. Кальвин, Лютер, Мюнцер. М. Глузберг, Л. Затуловская. Москва.
Необходимость широкой церковной реформы обсуждалась задолго до Р. Обожествление папы, индульгенции, злоупотребления духовенства, чрезмерное развитие обрядности в ущерб внутреннему содержанию, «благочестивые обманы» обнаруживали в глазах современников духовный крах рим. католич. церкви. Вселенские соборы 14-15 вв. (особенно Констанцский и Базельский) стремились к исправлению церкви «во главе и членах», но попытки ее внутр. реформирования не удались. Начавшаяся в 16 в. протестанская Р. выступила с лозунгом не исправления католицизма, а борьбы с ним.
Р. была подготовлена выступлениями Дж. Уиклифа и Я. Гуса. Идейное оформление она получила в учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, представлявших бюргерскобурж. направление Р., и Т. Мюнцера, вождя народной Р. Объявляя причиной Р. «порчу церкви», идеологи Р. видели ее в искажении учения Христа и целью Р. считали возвращение к «истинному» христианству апостольских времен. Чтобы очистить веру от историч. наслоений, они призывали проверить священное предание Священным писанием, авторитет Библии противопоставить авторитету церкви и сохранить только те таинства, догматы и обряды, к-рые основаны на Библии. Совершив эту проверку, Р. признала два таинства из семи, отменила поклонение святым, обязат. посты и большинство церковных праздников.
Важнейшая идея Р. - необходимость личной ответственности человека перед богом без посредства церковной иерархии. В обществ. сознании 16-17 вв. католич. церковь выступала как насильств. власть, пытающаяся организовать рслиг. жизнь человека по образцу формально-юридич. отношений и обещающая спасение «добрыми делами», т. е. в следовании предписанному способу поведения. По мнению идеологов Р., спасение достигается не «добрыми делами», а чистосердечным раскаянием и верой. В силу божеств. предопределения воли существуют непосредственное, персональное отношение каждого человека к богу, личная вина и личная ответственность. Церковь не способна приблизить человека к богу и не должна стремиться опосредовать и нивелировать их отношения.
Переосмысление роли церкви в деле человеч. спасение связано с изменениями в понимании отношения природы и духа. Католич. догматика основана на признании того, что в нек-рых природных вещах божеств. дух воплощается в большей мере, чем в прочих (святые дары, мощи, чудотворные иконы и др.). Реформаторское сознание отменяет это разделение вещей на священные и несвященные; священное - не вещь, к-рую можно дать, продать (индульгенции), отнять, завоевать (крестовые походы). Это воззрение четко проявилось в дискуссии о таинстве евхаристии (причастия). Согласно учению римскокатолич. церкви, Христос субстанциально присутствует в святых дарах. Согласно Лютеру, присутствие Христа воспринимается лишь верою в него, а отсутствие веры отнимает у святых даров их благодатную силу.
Отвергая рукоположение как таинство передачи особой (апостольской) благодати священнослужителям, теоретики Р. развивают учение о всеобщем священстве. Они утверждают, что божеств. благодать равно дается всем в таинстве крещения. Нет принципиальной разницы между мирянами и духовенством. Церковь - это община верующих, союз братьев во Христе, а не вселенская, почти космич. иерархия, мистически связывающая небо и землю. Поэтому церковная организация должна строиться на началах общинного самоуправления, а не иерархич. подчинения.
Р. привела к религ. войнам за свободу совести, в результате к-рых в ряде европ. государств утвердились бурж. религ. и политич. свободы. Но эпоха Р. поняла свободу совести прежде всего как свободу от авторитета церкви, и ее ближайшим результатом была замена авторитета церкви авторитетом гос-ва. Р. отвергла принципы католич. теократизма и централизма, государства были освобождены от церковной опеки, а сама религия стала орудием гос. власти.
Немецкая Р. нашла свое продолжение в Нидерландской (16 в.) и Английской (17 в.) революциях, в ходе к-рых получили развитие идеи терпимости, отделения церкви от государства и мирского призвания христианина. Р. оказала серьезное влияние на развитие социально-критич. мышления, филос. теорий самосознания, раннобурж. идеала «правового государства» и новых, предпринимательских, ориентации в хоз. практике,
Отличное определение
Неполное определение ↓
Под именем Реформации известно крупное оппозиционное движение против средневекового строя жизни, охватившее Западную Европу в начале Нового времени и выразившееся в стремлении к радикальным преобразованиям преимущественно в религиозной сфере, результатом чего было возникновение нового вероучения – протестантизма – в обеих его формах: лютеранской и реформатской . Так как средневековый католицизм был не только вероучением, но и целой системой, господствовавшей над всеми проявлениями исторической жизни западноевропейских народов, – эпоха Реформации сопровождалась движениями в пользу реформирования и других сторон общественной жизни: политической, социальной, экономической, умственной. Поэтому реформационное движение, обнимавшее собою весь XVI и первую половину XVII веков, было явлением очень сложным и обусловливалось, как общими для всех стран причинами, так и особыми историческими условиями каждого народа в отдельности. Все эти причины комбинировались в каждой стране самым разнообразным образом.
Жан Кальвин, основоположник кальвинистской Реформации
Волнения, возбужденные в эпоху Реформации, завершились на континенте религиозно-политической борьбой, известной под именем Тридцатилетней войны , окончившейся Вестфальским миром (1648 г.). Узаконенная этим миром религиозная реформа не отличалась уже первоначальным характером. При столкновении с действительностью последователи нового учения всё больше и больше впадали в противоречия, открыто порывая с первоначальным реформационными лозунгами свободы совести и светской культуры. Неудовлетворённость итогами религиозной реформы, выродившейся в свою противоположность, породила особое течение в Реформации – многочисленное сектантство (анабаптисты , индепенденты , левеллеры и др.), стремившееся к разрешению на религиозной почве преимущественно социальных вопросов.
Вождь немецких анабаптистов Томас Мюнцер
Эпоха Реформации дала всем сторонам европейской жизни новое, отличное от средневекового направление, и заложила основы современного строя западной цивилизации. Правильная оценка результатов эпохи Реформации возможна лишь с учётом не только её первоначальных словесных «свободолюбивых» лозунгов, но и недостатков утверждённых ею на практике новой протестантской общественно-церковной системы. Реформация разрушила религиозное единство Западной Европы, создала несколько новых влиятельных церквей и изменила – далеко не всегда в лучшую для народа сторону – политический и социальный строй затронутых ею стран. Секуляризация в эпоху Реформации церковных имуществ сплошь и рядом приводила к расхищению их могущественными аристократами, которые закабаляли крестьянство сильнее прежнего, а в Англии нередко и массово сгоняли его с земель путём огораживаний . Разрушенный авторитет папы заменился одержимой духовной нетерпимостью кальвинистских и лютеранских теоретиков. В XVI-XVII и даже в последующие века она своей узколобостью далеко превосходила так называемый «средневековый фанатизм». В большинстве католических государств этого времени постоянно или временно существовала (часто очень широкая) терпимость для сторонников Реформации, но её не было для католиков практически ни в одной протестантской стране. Яростное истребление реформаторами предметов католического «идолослужения» повело к гибели множества крупнейших произведений религиозного искусства, ценнейших монастырских библиотек. Эпоха Реформации сопровождалась и важнейшим переворотом в экономике . Старый христианский религиозный принцип «производство для человека» был заменён иным, по сути, атеистическим – «человек для производства». Личность утратила прежнюю самодовлеющую цену. Деятели эпохи Реформации (особенно кальвинисты) видели в ней всего лишь винтик грандиозного механизма, который работал на обогащение с такой энергией и безостановочностью, что материальные выгоды отнюдь не возмещали возникающие при этом душевные и духовные потери.
Литература об эпохе Реформации
Хаген. Литературные и религиозные условия Германии в эпоху Реформации
Ранке. История Германии в эпоху Реформации
Эгельхаф. История Германии в эпоху Реформации
Хойссер. История эпохи Реформации
В. Михайловский. О предвестниках и предшественниках Реформации в XIII и XIV веках
Фишер. Реформация
Соколов. Реформация в Англии
Мауренбрехер. Англия в эпоху Реформации
Лучицкий. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции
Эрбкам. История протестантских сект в эпоху Реформации
→
Реформация - это народное движение XVI столетия, направленное против католической церкви и приведшее к возникновению протестантизма. Лидерами этого движения были Лютер в Германии и Кальвин в Швейцарии. Это движение оказало на общественно-европейское общество гораздо более сильное влияние, чем Возрождение. Гуманизм предшествующей эпохи сыграл в возникновении протестантизма двоякую роль: с одной стороны, он подорвал престиж церкви и расчистил путь для Реформации, возвысив светскую ученость и искусство. С другой стороны, Реформация была восстанием не только против католической церкви, но и против гуманизма, т.к. ее деятели отличались фанатичной религиозностью в борьбе за концепцию «новой церкви».
Реформация была вызвана распадом феодального способа производства и зарождением новых капиталистических отношений. Дело в том, что движение за преобразование католической церкви поддерживали бюргеры, мелкие торговцы, ремесленники, крестьяне, которым был присущ религиозный фанатизм и чужд дух нравственной свободы деятелей эпохи Возрождения. Фактически Реформация требовала такой трансформации католической церкви, которая отвечала бы интересам не феодальной власти, а буржуазии.
Толчком к массовому выступлению за Реформацию стал Поступок немецкого монаха Мартина Лютера, который прибил к двери городской церкви знаменитые 95 тезисов , которые осуждали продажу индульгенций, ставшую привычной для католической церкви. Можно было «искупить» самое страшное преступление, купив отпущение грехов за деньги - бумажку - грамоту, которую продавали папские посланники в общественных местах.
Продажа индульгенций стала настолько важной статьей дохода католической церкви, что она вынуждала людей покупать эти бумаги за еще несовершенные грехи. Эта порочная практика вызвала возмущение у верующих - слишком откровенной стала алчность церковнослужителей.
Интересно, что прихожане порицали не право церкви осуждать и миловать грешников, а именно грязную денежно-торгашескую форму отпущения грехов. М.Лютер пошел дальше этого вполне очевидного и понятного морального преступления: он считал, что путем подобного рода торгашеской практики человек освобождается от необходимости внутреннего покаяния. А это нарушало известный евангелистский призыв: «Покайтесь, ибо приблизилось царство Божье!». Получалось, что католическая церковь фактически отбросила главное требование христианства и условие человеческого спасения — внутреннее покаяние человека .
Спасение человека, по мнению М. Лютера, в личной вере человека. Человек настолько грешен, утверждает он, что никакие религиозные заслуги не могут приблизить его к спасению. Спастись можно только верой в искупительную жертву Иисуса Христа . «Нельзя предписывать вере соединяться с добрыми делами, ибо истинная вера не может по сущности своей не оказаться в праведной жизни» - этот тезис повторялся им неоднократно. При этом вера в искупительную жертву Христа не является личной заслугой человека, а выступает как проявление божеской милости - избранности, т.е. по-настоящему веруют лишь те, кого избрал для спасения, - утверждал М. Лютер.
В связи с таким пониманием веры и спасения М.Лютер считал, что нужно ликвидировать монашество, отменить посты, сделать из монастырей школы, упразднить практику паломничества к святым местам и т.п. Нет различия между священниками и мирянами. Каждый имеет право на общение с Богом, а не только священнослужитель, как это трактовалось в догматике католицизма. Лютер идет дальше и отвергает всю церковную иерархию во главе с «бесовским князем» - папой. Он называет папство «антихристовым установлением», ведущим к искушениям и грехам. Папство украло у человека Бога и занялось спекулятивной продажей его милости. По сути, Лютер потребовал возвращения к нравственным принципам раннего христианства, выступал за чистую и искреннюю веру в Бога.
Идейным источником Реформации явилась Библия . Жак Кальвин, Ульрих Цвингли и Мартин Лютер - основные поборники Реформации католической церкви утверждали, что источником истины в религии является не священная устная традиция, а Святое письмо, прежде всего Евангелие . Они настаивали на непререкаемости авторитета писания, на праве каждого верующего иметь собственное понимание его содержания. Дело в том, что до Реформации библия издавалась только на латыни, которая была «мертвым» языком и была недоступна для понимания широким массам верующих. Латынь изучали и знали только священнослужители. Они, а в их лице вся церковь, выступала посредником между Откровением Бога, изложенным в Библии, и людьми. А церковь трактовала Библию в соответствии со священным преданием . В результате такого положения вещей, решение папы в вопросах веры становились последней инстанцией. М. Лютер и его сторонники, отвергая священное предание (в отличие от православия и католичества), провозгласили Библию единственным источником вероучения. Не папские распоряжения и декреты, не устная традиция, а только канонические книги Старого и Нового Завета (Святое письмо ) могут быть источником истины. Лютер впервые перевел Библию на немецкий язык и провозгласил право каждого верующего на ее изучение и толкование. Тем самым он лишил католическую церковь права творить от имени Священного писания (ведь все люди одинаково поражены первородным грехом). На таких основаниях сложилось новое направление христианства - протестантизм .
Этика протестантизма отличалась простотой в отношениях между людьми, проповедью ограничения собственных потребностей, отрицательным отношением к роскоши, расточительности, праздности. Это отвечало интересам мелкой буржуазии, присущего капитализму духу предпринимательства, формированию высокой самооценки, исходящей из того, что именно они являются носителями божественной исторической миссии. Воспитание и пропаганда таких нравственных качеств сыграли определенную роль в том, что именно пуритане, вынужденные в результате религиозных и политических гонений мигрировать в начале XVII века из Европы в Северную Америку, стали лидерами западной цивилизации.
Отказавшись от церковной организации католического типа, протестанты открыли путь буржуазно-демократическим свободам, развитию буржуазного индивидуализма . Был упрощен и пышный религиозный католический культ. М. Лютер упразднил монашество, сам сбросил монашеский сан и женился на монашке, что было нарушением монашеского обета безбрачия (целибат ). Литургия, которая обычно проводилась на латыни, была сведена к проповеди. Было также отменено почитание икон и мощей, из семи религиозных таинств протестанты стали соблюдать лишь крещение и причастие. Протестанты не признают святых, ангелов, не чтят культ Богородицы, отрицают представление о чистилище. Религиозный культ упростился и стал дешевым. Протестантское духовенство избирается мирянами. Все это было близко первич ному христианству .
Сложилась концепция «новой церкви», произошло реформирование католицизма. Стержнем протестантского мировоззрения стало положение: «Все от Бога». Это избавило человека от бесполезных переживаний о ходе мирских дел. Человеку осталось только надеяться на Бога и верить в свое спасение.
Как подчеркивалось, связь Реформации с Возрождением несомненна, но она неоднозначна. Их союз был временным. Союз с молодыми гуманистами был вызван необходимостью последних, в целях национальных интересов, стать под религиозные знамена. Уже в 1521 году между ними произошел идейный разрыв. Учения Лютера в «всеобщем священном сане верующих» опасно действовал на умы - ведь оно допускало духовенство в мир людей как учителей и проповедников Евангелия, создавало гарантии сохранения существующих порядков.
Буржуазный характер протестантизма более четко проявлялся в учении Ж.Кальвина - идеолога Реформации в Швейцарии. Он провозгласил главными ценностями самоограничение, обогащение, аскетизм, выдвинул две идеи: о божественном невмешательстве в закономерности мира (отчуждение Бога от мира) и о том, что люди еще до рождения якобы предопределены - одни к спасению и блаженству, другие - к гибели и вечным мукам . Но это божественное предопределение скрыто от людей, поэтому каждый верующий должен вести себя так, как будто бы он предопределен к спасению. Никто не знает, учит Кальвин, что его ждет, но каждый человек должен думать, что именно он является Божьим избранником. И, напрягая все силы, доказывать своей жизнью, что он достоин спасения.
В бытовом плане, в практической жизни этот аскетизм приобрел характер буржуазной бережливости, привел к сокращению религиозных праздников, увеличению рабочих дней. Добросовестный труд и покорность, по мнению кальвинистов, являются обязанностью человека, предопределенной Богом. Эта установка радикального протестантизма способствовала его разрыву с ренессансным гуманизмом.
Интересно, что и сам Ж.Кальвин, проповедуя скромность, прилежание, постоянный упорный труд и осуждая праздное времяпровождение, скоро приобрел такое влияние в Женеве, что шумная, веселая жизнь этого процветающего города притихла, сменилась серьезностью и строгой религиозностью. Кальвин разработал систему принуждений и наказаний, что бы заставить граждан города молиться и работать. Он наложил запреты на различные увеселения и развлечения, свободное времяпровождение. Дело дошло даже до запрета на художественное творчество, занятие литературой и искусством, а в мелочах до регламентации причесок, одежды, кушаний и т.д. По определению известного культуролога Макса Вебера (1864—1920), честный упорный труд в протестантизме низводится в ранг религиозного подвига, становится своеобразной «мирской аскезой» .
Учение М. Лютера и Ж. Кальвина способствовало возникновению новой морали, которая получила название пуританской по названию одной из протестантских сект. Это название стало общим для всех течений и сект - баптистов, пресвитериан, кальвинистов и т.д. Этика пуританства вытекала из религиозного мировоззрения и стиля жизни, которые рекомендовали аскетическую строгость нравов, трудолюбие, высокое чувствово долга, бережливость, мелкое благочестие. Источником нравственных принципов и норм считалась воля Бога.
Протестантизм |
Реформация
Доктрины протестантизма
Дореформационные движения
Церкви Реформации Постреформационные движения «Великое пробуждение » Реставрационизм Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, осуществив своего рода ревизионизм, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви. Предтечи РеформацииДжон Виклиф Экономическое давление, умноженное на ущемление национальных интересов, вызвало ещё в XIV веке протест против авиньонских пап в Англии. Выразителем недовольства масс тогда стал Джон Виклиф , профессор Оксфордского университета , провозгласивший необходимость уничтожения всей папской системы и секуляризации монастырско-церковной земли . Виклиф с отвращением относился к «пленению» и расколу и после 1379 года начал выступать против догматизма римской церкви с революционными идеями. В 1379 году он посягнул на авторитет папы римского, выразив в своих сочинениях идею о том, что Христос , а не папа римский, является главой церкви. Он утверждал, что Библия , а не церковь, является единственным авторитетом верующего и что церковь должна строиться по образу Нового Завета . Чтобы подкрепить свои взгляды, Виклиф сделал Библию доступной людям на их родном языке. К 1382 году был закончен первый полный перевод Нового Завета на английский язык. Николай Герфордский закончил перевод большей части Ветхого Завета на английский язык в 1384 году . Таким образом, впервые англичане имели полный текст Библии на своём родном языке. Виклиф пошёл ещё дальше и в 1382 году выступил против догмата о пресуществлении , хотя римская церковь полагала, что сущность элементов изменяется при неизменной внешней форме. Виклиф утверждал, что вещество элементов остаётся неизменным, что Христос является духовно присутствующим во время этого таинства и ощущается верой. Принять взгляд Виклифа значило признать, что священник не в состоянии влиять на спасение человека путём запрета ему принимать тело и кровь Христа при евхаристии . И хотя взгляды Виклифа были осуждены в Лондоне и в Риме , его учение о равенстве в церкви было применено к экономической жизни крестьянами и способствовало крестьянскому восстанию 1381 года. Студенты из Чехии , обучавшиеся в Англии, принесли его учение к себе на родину, где оно стало почвой для идей Яна Гуса . Чехия в это время переживала засилье немецкого духовенства, стремившегося приобрести участки на Куттенберских рудниках . Ян Гус , пастор Вифлеемской часовни, обучавшийся в Пражском университете и примерно в 1409 году ставший его ректором , читал сочинения Виклифа и усвоил его идеи. Проповеди Гуса пришлись на время подъёма чешского национального сознания, выступившего против власти Священной Римской империи в Чехии. Гус предлагал реформу церкви в Чехии, сходную с той, которую провозглашал Виклиф . Стремясь пресечь народное недовольство, император Сигизмунд I и папа римский Мартин V инициировали церковный собор в Констанце , на котором Ян Гус и его сподвижник Иероним Пражский были провозглашены еретиками и сожжены на костре. Еретиком провозглашался и Джон Виклиф . Лютеранская РеформацияРеформация в ГерманииНачало Реформации в ГерманииВ Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников . Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии , и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера , который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов» . В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом . На протяжении этого времени у Лютера были веские основания надеяться на воплощение своей идеи «духовного мятежа»: имперское правление вопреки папской булле 1520 г. и Вормсскому эдикту 1521 г. не запрещало реформаторские «новшества» окончательно и бесповоротно, перенося окончательное решение на будущий рейхстаг или церковный собор. Созываемые рейхстаги откладывали рассмотрение дела к созыву церковного собора, лишь запрещая Лютеру печатать новые книги. Однако вслед за движением радикальной бюргерской группировки, сопровождающейся стихийными выступлениями народных масс, в стране произошло выступление имперского рыцарства. В 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном , недовольных своим положением в империи, подняло восстание , провозгласив себя продолжателями дела Реформации. Задачи поднятого Реформацией движения Гуттен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой войне, которая приведёт к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобождённой от римского засилья империи . Очень быстро рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремления Лютера прийти к Реформации мирным путём уже не осуществятся. Доказательством этого стала разгоревшаяся вскоре Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером . Крестьянская война Томаса МюнцераКрестьянская война стала следствием толкования крестьянскими массами идей Реформации как призыва к социальным преобразованиям. Во многом этим настроениям способствовало учение Томаса Мюнцера , который в своих проповедях призывал к мятежу, социально-политическому перевороту. Однако неспособность крестьянских масс и бюргерства сплотиться в совместной борьбе привела к поражению в войне . После Аугсбургского рейхстага протестантскими князьями начал формироваться оборонительный Шмалькальденский союз , вдохновителем создания которого явился Филипп, ландграф Гессенский . Реформация в Германии после смерти ЛютераСразу же после смерти Лютера протестантов Германии ждало суровое испытание. Одержав ряд побед над турками и французами, император Карл V решил заняться внутренними делами. Заключив союз с папой и Вильгельмом Баварским, он направил свои войска на земли князей-участников Шмалькальденского союза . В результате последовавшей за этим Шмалькальденской войны войска протестантов были разгромлены, в 1547 году войсками императора был захвачен Виттенберг , который уже почти 30 лет являлся неофициальной столицей протестантского мира (могила Лютера по приказу императора не была подвергнута разграблению), а курфюрст Саксонский Иоганн-Фридрих и ландграф Филипп оказались в тюрьме. В итоге на рейхстаге в Аугсбурге 15 мая 1548 года был объявлен интерим - соглашение между католиками и протестантами, согласно которому протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки. Однако воплотить план Карлу не удалось: протестантизм успел пустить на немецкой земле глубокие корни и давно уже являлся религией не только князей и купцов, но и крестьян и рудокопов, в результате чего проведение интерима встречало упорное сопротивление. Реформация в Дании и НорвегииПо просьбе короля Кристиана Меланхтон прислал в Данию опытного священника-реформатора Иоганнеса Бугенхагена , который возглавил проведение Реформации в стране. В итоге Реформация в Дании ориентировалась на немецкие образцы. По оценке датских историков, «Дания с введением Лютеранской Церкви стала в церковном отношении на длительное время немецкой провинцией» . В 1537 году по указу короля была создана комиссия из «учёных людей» для разработки уложения о новой церкви, куда вошёл и Ганс Таусен . С составленным уложением был ознакомлен Лютер , и с его одобрения в сентябре того же года новый церковный закон был утвержден. Реформация в Швеции и ФинляндииТриумф Густава Васа. Женщина в жёлтом платье - Католическая Церковь В 1527 году на Вестеросском риксдаге главой Церкви был провозглашён король, а имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. Делами Церкви стали управлять светские лица, назначенные королём. В 1531 году архиепископом Швеции стал брат Олауса Лаврентий. Под его руководством в 1536 году в Уппсале состоялся Церковный собор, на котором лютеранские церковные книги были признаны обязательными для всей Швеции. Целибат был отменён. В 1571 году Лаврентием Петри был разработан «Шведский церковный устав» , в котором определялась организационная структура и характер самоуправляющейся Шведской Церкви . Пасторы и миряне получали возможность выбирать епископов, однако окончательное утверждение кандидатов стало прерогативой короля . Вместе с тем необходимо отметить, что ввиду отсутствия ожесточённого противостояния между римскими католиками и приверженцами Реформации, имевшего место в странах Центральной Европы, различия во внешнем характере богослужений реформированной и Римско-католической Церкви были минимальны. Поэтому шведский обряд принято считать образцом высокоцерковной традиции в лютеранстве. Также формально считается, что Церковь Швеции имеет Апостольскую Преемственность, так Лаврентий Петри был ординирован в епископы Петром Магнуссоном, епископом Вестеросским , посвящённым в свой сан в Риме. Реформация была проведена и в Финляндии , в то время заявлявшейся частью королевства Швеции. Первым лютеранским епископом в Финляндии (в Або) стал Микаэль Агрикола , который составил первый букварь финского языка и перевёл на финский Новый Завет и части Ветхого Завета. Реформация в ПрибалтикеРеформация в Прибалтике началась с земель Тевтонского ордена . В 1511 году его гроссмейстером был выбран Альбрехт Бранденбургский . Он пытался проводить независимую от Польши политику, вследствие чего в 1519 году поляки опустошили всю Пруссию . Тогда Альбрехт решил воспользоваться распространением в Пруссии реформации, в 1525 году секуляризировал орден и получил его от польского короля в лен в качестве герцогства. Германский император низложил Альбрехта, папа отлучил его от церкви, но Альбрехт не отказался от своего дела. Реформационные процессы достаточно рано затронули земли Ливонской конфедерации . Уже в 1520-е годы здесь выступали ученики Лютера Иоганн Бугенхаген , Андреас Кнопкен и Сильвестр Тегетмейер . Реформатором Дерпта был Мельхиор Хоффман . Их проповеди нашли живой отклик как среди дворян, так и среди бюргеров и городской бедноты. В результате в 1523-1524 гг. основные католические церкви в Таллине и Риге были разгромлены, а католическое духовенство изгнано. Николаусом Раммом части Библии были переведены на латышский язык . В 1539 году Рига вошла в состав протестантских городов. Ландтаг в Валмиере в 1554 году провозгласил свободу веры, что фактически означало победу лютеранства . Но торжество того или иного вероучения в различных частях бывшей Ливонской конфедерации во многом было обусловлено тем, кому они стали принадлежать после Ливонской войны . АнабаптистыПосле поражения в Крестьянской войне анабаптисты долго не проявляли себя открыто. Тем не менее, их учение достаточно успешно распространялось, причём не только среди крестьян и ремесленников. В начале 30-х годов большое их количество находилось в Западной Германии. Иоанн Лейденский на крещении девушек Кальвинистская РеформацияРеформация в ШвейцарииСитуация, аналогичная германской, сложилась и в Швейцарии , где авторитет католической церкви упал из-за злоупотреблений, разврата и невежества клириков . Монопольное положение церкви в области идеологии здесь также было подорвано успехами светского образования и гуманизма . Однако здесь, в Швейцарии, к идеологическим предпосылкам добавились сугубо политические: местное бюргерство стремилось превратить конфедерацию независимых друг от друга кантонов в федерацию , секуляризировать церковные земли, запретить военное наёмничество , которое отвлекало рабочие руки от производства . Однако подобные настроения преобладали лишь в так называемых городских кантонах страны, где уже зародились капиталистические отношения. В более консервативных лесных кантонах сохранялись дружеские отношения с католическими монархиями Европы, армии которых они и снабжали наёмниками. Тесная связь политического и идеологического протеста и породила движение Реформации в Швейцарии, наиболее яркими представителями которого выступили, совершаемый в воспоминание об искупительной жертве Христа . В то время, как Лютер шёл на союз с князьями, Цвингли был сторонником республиканизма , обличителем тирании монархов и князей . Идеи Цвингли получили широкое распространение в Швейцарии при его жизни, но после гибели реформатора постепенно были вытеснены кальвинизмом и другими течениями протестантизма. Стержневым положением учения Жана Кальвина являлось учение о «всеобщем предопределении», согласно которому Бог предначертал каждому человеку его участь: одним - вечное проклятие и скорбь, другим, избранным, - вечное спасение и блаженство. Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. Кальвин утверждал духовный характер причастия, считал, что Божью благодать при его свершении получают лишь избранные . Идеи Кальвина распространились в Швейцарии и за её пределами, послужив основой для Реформации в Англии и Нидерландской революции . Реформация в ШотландииВ Шотландии первоначальное проявление идей Лютера жестоко подавлялось: парламент попытался запретить распространение его книг . Однако эта попытка была в значительной степени неудачна. И лишь решающее влияние политического фактора (шотландские лорды путём поддержки английского протестантизма надеялись избавиться от французского влияния) узаконило Реформацию. Реформация в НидерландахОсновные предпосылки Реформации в Нидерландах определялись, как и в других европейских странах, сочетанием социально-экономических, политических, культурных перемен с возраставшим в разных слоях общества недовольством католической церковью - её привилегиями, богатствами, поборами, невежеством и безнравственностью духовенства. Важную роль в распространении реформационных идей сыграла также оппозиция политике, проводившейся правительством, которое жестоко преследовало инакомыслящих, вплоть до приравнивания еретических взглядов к преступлению против государства. Ж. Лефевр д’Этаплем и Г. Брисонне (епископом в Мо). В 20-30-х годах XVI века среди богатых горожан и плебейских масс распространение получили лютеранство и анабаптизм . Новый подъём реформационного движения, но уже в форме кальвинизма, относится к 40-50-м годам.
Реформация в АнглииРеформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII , который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом , а также укрепить свою абсолютную власть . При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей»). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель. Россия и РеформацияКак таковой Реформации в России не было. Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Центральной Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться мастера, а также военнопленные, которым русскими царями было дозволено исповедовать свою веру. Наиболее массовое переселение произошло во время Ливонской войны , во время которой вглубь Русского Царства попадали не только ремесленники, но даже иерархи лютеранской церкви. Так в г. в Москву в составе посольства ездил епископ города Або финский реформатор Микаэль Агрикола . В стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана Наседки , опиравшегося на опыт полемических сочинений украинца Захарии Копыстенского . С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество). Впрочем, к лютеранам в России периодически относили весьма экзотических личностей. В старообрядческой книге «Винограде Российском» рассказывается о некоем Вавиле, прославившемся своими аскетическими подвигами и сожжённом в 1666 году : «Бяше.. рода иноземска, веры люторския, учения художественна, вся художественныя науки прошед.. в славней парижстей академии учився довольна лета, языки же многими.. добре и всеизрядне ведый глаголати» . Контрреформация , то внутренне это были процессы, которые можно назвать реформацией в самой католической Церкви.Павел IV (участник комиссии Павла III) изгнал из Рима 113 епископов, незаконно оставивших свои епархии, при нём сотни монахов были отправлены опять в свои монастыри. Преследованию подвергались даже кардиналы, заподозренные в аморальности . Помимо этого, были учреждены монашеские ордена нового типа - театинцы , капуцины , урсулинки и иезуиты . Последние занялись активной пропагандой католицизма как в протестантских странах, так и на территориях, где до этого вообще не было христианских миссионеров. При вступлении в орден иезуит давал присягу не только генералу, но и самому папе. Во многом благодаря деятельности иезуитов удалось вернуть в состав Католической церкви Речь Посполитую . Итоги Реформации Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского , прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию. Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам - в управлении государством . Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические . Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики. |
В Средневековье была одним из богатейших магнатов в Европе. Влияние ее было огромным, даже королям приходилось прислушиваться к мнению А английскому королю Генриху даже пришлось создавать свою церковь, чтобы избавиться от духовного и политического влияния высших католических иерархов. Но истинная реформация церкви - это не создание национально управляемой конфессии в Англии. На самом деле это движение больше духовное, чем политическое. Что такое Реформация?
Недовольство руководством и обрядами католической церкви началось еще в конце 14-го века. Ян Гус попал под влияние работ англичанина Джона Виклифа. Он декларировал необходимость чтения Святого Писания на родном языке и самостоятельного его толкования. В это время за одно это можно было подвергнуться обвинению в ереси. Однако движение Яна Гуса потерпело поражение, он был осужден и казнен. Есть легенда, что во время сожжения на костре он предрек появление через сто лет Мартина Лютера, чьи начинания будут успешными. Но в то время еще не пришло время глубинных изменений, и католическая церковь жила относительно спокойно еще целое столетие.
Что такое Реформация? Это дословно значит «изменение», в данном случае имелось в виду обсуждение и изменение обрядов и догматов Но в рамках инертной организации на тот момент это было невозможно, что и спровоцировало возникновение европейского протестантизма. Эпоха Реформации по-настоящему началась в 1517 году, когда опубликовал свои знаменитые тезисы. Особенно его возмущала продажа индульгенций - бумаг, которые обещали прощение грехов. Страшным был не факт уплаты денег, жертвы своей церкви - это нормально. Лютеру стало все больше попадаться прихожан, которые, придя на исповедь, говорили, что многие их грехи уже выкуплены индульгенцией, а потому каяться они не намерены. Лютера возмутило, что католические иерархи вправе, во-первых, устанавливать «ценник» на грехи, а во-вторых, брать на себя права Бога по прощению грехов.
Что такое Реформация? Это движение, чьи основатели решили не требовать реформ, а создавать свою, истинную церковь. В результате возникли ветви протестантизма, в том числе и очень строгого. Дух этих жестких требований к совершенствованию себя стал основой
Протестанты объявили, что материальное благополучие, заработанное трудом или торговлей, - признак Божьего благословения, а потому трудиться должны все, и постоянно. Это сформировало так называемую протестантскую трудовую этику. То есть культуру самодисциплины и умения отложить удовольствия на потом. Развлечения не поощрялись, некоторые протестантские церкви и сегодня запрещают танцы и телевизор. Поэтому труду уделяли много времени и сил - как результат, традиционно протестантские государства (Германия, Англия) и сегодня довольно богаты благодаря своему религиозному наследию, а их языки приобрели статус мировых.
Что такое Реформация? Это изменение духовной жизни Европы в середине второго тысячелетия после Оно оказало глубокое влияние на судьбы планеты, создав новую идеологию и особое видение мира.