Волкодлак, волколак, волкулак, вовкулак, в славянской мифологии человек-волк; оборотень ; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей. Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии.

Исключительная архаичность представлений об оборотнях явствует из того, что в других индоевропейских традициях (в частности в хеттской) превращение жениха в волка связывается с распространенной формой брака — умыканием (насильственным уводом невесты).

Древность этого образа подтверждается также летописью 1282 года, повествующей о волколаке, который «гонит облака и изъедает луну» (славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые превращались в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи).

По мнению Ф. Буслаева, «остаток этого предания доселе сохранился в пословице: «Серый волк на небе звезды ловит.» В отличии от мифологии народов Европы, у славян оборотень изначально был положительным персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное явление. Необычное — да, но не в коем случае — не страшное и ужасное.

Косвенно это подтверждает и древний русский заговор, записанный Сахоровым:

«На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц — золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя человека и гада, чтобы они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской.»

Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить в слух, поэтому вместо «волк» говорили «лютый», а мужчин некоторых племен называли «лютичи».

Способность превращаться в волка издревле приписывалась «особо сильным» колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. «Оборотиться», «обвернуться» (превратиться) нередко буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться, «переброситься через себя» или через условную границу.

«Оборачиваясь», человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам — «предкам, родственникам и покровителям».

В повествованиях об оборотнях грань между человеком и зверем — узенькая полоска ножа, веревки, ветки, в сущности, она проходит через самого оборотня: он и человек, и животное одновременно. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает ежегодное превращение невров (славянское племя, предположительно обитавшие на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся.

А славянский героический эпос, вообще, характеризует главного героя оборотня как существо божественного происхождения. При рождении русского героя-волка Волги Всеславовича:

А и на небе просветя светлел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молоды Вольх Всеславьевич.
Подрожала сыра земля,
Стреслося славное царство Индейское,
А и синея море сколыбалося
Для-ради рождения богатырскова,
Молода Вольха Всеславьевича.

Подобные катаклизмы и природные явления сопровождали рождение стихийных славянских божеств. Многие исследователи проводят параллели (правда, весьма условные), согласно которым Вольх — это киевский князь Олег, считавшийся вещим (другим словом для обозначения волколака было слово, образованное от глагола vedati — «знать»: укр.вiщун — «волк-оборотень», др.-чеш.vedi — «волчицы-оборотни», словен. vedomci, vedunci, vedarci — «волки-оборотни»).

Впрочем таким князем-оборотнем был и не менее прославившийся Всеслав Полоцкий (вторая половина 11 в.), который «...князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал... Херсоню великому волком путь перерыскивал...» (Слово о полку Игореве).

Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими животными, в том числе — птицей; совершает подвиги, используя способность превращать себя (и дружину) в животных.

Многие из существ низшей мифологии тоже имели склонность к оборотничеству, леший, например, очень часто превращался в белого волка (белого царика) или в волчьего пастыря.

С принятием христианства все прежние божества были низвергнуты и объявлены демонами. Не обошла эта участь и оборотней, которые из божеств-помощников и героев-богатырей стали жуткими чудовищами ночных кошмаров. Среди русских крестьян XXвека вера в оборотничество, в общем, угасает, хотя рассказы об оборотнях — волках и медведях до сих пор популярны в некоторых районах России.

ПРИМЕТЫ ОБОРОТНЯ

Основной приметой волколака, как и героя-волка, является заметная от рождения «волчья шерсть» (сербохорв. Вучка длака, словенск. Volcja dlaka) на голове (сравни тождественную древнеисландскую примету — vargshar, «волчьи волосы» оборотня).

Также узнать оборотня можно по тому, что у них коленки задних ног повернуты вперед, как у человека, а не назад, как у животного. Вынужденные волколаки людям не причиняют вреда, кроме тех, кто их «испортил». Те не должны попадаться им на глаза.

Когда оборотень подходит напиться к воде, там отражается не волк, а человеческий образ.

Отличали животных-оборотней по необычному поведению, реже — по каким-то чертам в их облике (белая полоса на шее волка, белый цвет шкуры, отсутствие хвоста).

СПОСОБЫ ПРЕВРАЩЕНИЯ

Самым первым известным способом превращения было оборачивание с помощью заговоров и обрядов («премудростей»):

Втапоры поучился Волх ко премудростям:
А и первой мудрости учился
Обертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он Волх
Обертываться серым волком,
Ко третей-то премудрости учился Волх
Обертываться гнедым туром — золотые рога.

Перекидывание. Самый распространенный способ. Человек наделенный «сверхъестественными» способностями, становится волком, «перекинувшись» (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или землю нож или топор. Перекидывались также через коромысло, пень, обручи, двенадцать ножей, веревку, ветку дерева, огонь на печном шестке, через сердцевину упавшего дерева или просто перекувырнувшись «против солнца» и т.п.

Простые люди могли сделаться волками, переступив через заговоренную колдуном вещь. Также для того, чтобы превратить человека в волка, колдун или ведьма набрасывают на него звериную шкуру, ленту или пояс (повязывая им).

Одевание волчьей шкуры. Один из древнейших способов превращения, практиковался еще волхвами.

Превращение на свадьбах. Считалось, что особо сильные колдуны могли «пустить волками» целые свадебные поезда. Для этого колдун берет столько ремней и мочал, сколько в поезде лиц, нашептывает над этими вещами заклятье, и кого потом подпояшет таким поясом, тот и становится волком. Иногда ведьма перекапывает едущему от венца поезду дорогу небольшим ровиком: едва поезд наедет на это углубление как лошади падают мертвые, а люди убегают в зверином образе и т.п.

Превращение «по слову матери». Тоже самое, что и превращение по проклятью. Волколаки превращенные по слову матери не должны не в коем случае есть сырое мясо, иначе навсегда волками останутся.

Оборотнями становятся дети, похищенные нечистой силой.

СПОСОБЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЛИКА

Перекинуться через волшебный предмет в обратную сторону.

Вытащить волшебный топор из пня.

Волк станет человеком по истечении времени, условленного заклинанием.

Накрыть волка человеческой одеждой.

Некоторые колдуны накладывают особые условия для возвращения человеческого облика: в быличке солдат заставляет покойницу попадью, обратившую свадебный поезд в волков, указать путь к их спасению; для этого необходимо собрать оборотней: «Дам я тебе трубочку. В эту трубочку потруби — они все к тебе придут. Оторву тебе шматок от савана. Этим их покури — они опять люди будут.» (Псковская область).

Накормить оборотня «благословленной едой», т.е. такой едой, которую благословили.

Обвязать оборотня поясом с узлами, завязывая которые пришептывали «Господи, помилуй».

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОЛДУНОВ И ОБОРОТНЕЙ

Молодоженов и свадебные поезда всегда охранял специально приглашенный колдун — вежливец и дружка, «шафер со стороны жениха», на юге называемый «волком».

Обезапасить себя от оборотня (прежде всего — от оборотня-колдуна) можно было, ударив его наотмашь, искалечив (поранив волка-оборотня, подковав ведьму-лошадь).

От оборотней защищал «змеиный топор» (топор, которым убили змею).

Если похитить одежду колдуна или предмет, через который он оборачивался, то оборотень не сможет принять человеческий облик.

Чтобы оборотень не стал после смерти упырем ему перерезали пяточные сухожилия, а глаза (или рот) зажимали монетами.

Образ, подобный волколаку, человеку-волку, оборотню, есть в верованиях многих народов (английский Беовульф, немецкий Вервольф и т.п.). Верование в волколаков относится к эпохе, когда возможно было представление человека в образе зверя и когда люди, находясь в постоянном общении со зверями, умели, по пословице, с волками выть по-волчьи: как ни странно это покажется, а летописцы это искусство действительно приписывали некоторым лицам.

Так, в Лаврентьевской летописи читаем: «...и яко бысть полунощи, и встав Боняк и отьеха от вой, и поча выти вольчски, и волк отвыся ему, и начаша волци выти мнози.»

Так или иначе, представления о том, что под шкурой волка может находиться мужчина или женщина, отразили веру в родство и единство всего живого: здесь волк — «хозяин» леса, зверей и одновременно «старший» родственник, покровитель, предок человека, «сильный» колдун, волк-волхв. Человек же, в свою очередь, — «превращенный волк», который (особенно колдун) черпает в этом родстве силы, а в критические моменты жизни может вновь стать волком.

Оборотень – мифическое существо, существовавшее в легендах практически каждого народа.

Под этим термином подразумевается человек, дух или демон, умеющий превращаться в какое-либо животное и наоборот. Хотя принято считать, что оборотни в большинстве случаев принимают форму волков.

При этом превращение может произойти как по желанию человека, так и стать следствием определенных факторов: смены циклов луны, запаха крови, воя животных и так далее.

Что это за монстры

Изначально оборотнями называли людей, способных превращаться в различных существ, и даже в неодушевленные предметы при помощи магии и колдовства. В большинстве случаев их изображали какими-либо монстрами.

Например, у греков оборотень – это тощий колдун, у которого ослиная голова и обезьяний хвост. Такие «перевертыши» ходят по улицам в зимние ночи и пугают людей. Но после водоосвящения, проводящегося на праздник Богоявления, мир очищается от этих чудовищ до следующей зимы.

У разных народов свое представление о том, в каких животных оборачивается оборотень. Это может быть леопард, лев, лисица, медведь и даже тюлень, как «шелка» в кельтской мифологии.

Но все же оборотень для большинства людей ассоциируется с волком. Такое существо имеет немало имен: ликантроп, вервольф, волколак, мардагайл, вилтаки.

Считалось, что превращение из человека в зверя происходит по-разному. Если оборотень – колдун, то он мог «надевать» шкуру животного в любое время по своему желанию. При этом он сохранял свой разум, и логически мыслил в любой ситуации.

Если же человек был укушен монстром или на него наложили проклятие, то он мог трансформироваться в любой момент без своего желания.

В большинстве случаев превращение происходило при полнолунии, но спровоцировать его мог не только свет ночного светила, но и запах крови или вой другого монстра.

Сам процесс трансформации довольно болезненный и в этот момент «перевертыш» наиболее уязвим.

После обращения человек не мог контролировать свои инстинкты, и убивал все живое на своем пути, при этом он не помнил ничего о своих «проделках».

Привлекательность оборотней

У этих монстров есть немало преимуществ перед обычными людьми. Прежде всего, они сильны, выносливы и быстры, как и те звери, в которых обращаются. Кроме того, у этих чудовищ есть еще и другие способности:

  • Регенерация тканей . Считается, что у оборотней очень быстро восстанавливаются клетки. Благодаря этой особенности существа не стареют, и не подвержены никаким болезням.
  • Бессмертие . Оборотня практически невозможно убить, и опасность для них представляет только серебро, и в тех случаях, когда чудовище получает ранение точно в сердце или мозг.
  • Хитрость и знания . Эти монстры опасны тем, что, даже находясь в звериной шкуре, они не становятся глупей, и могут применить все знания и навыки, которые были у них в человеческом облике. Чудовища с легкостью перехитрят охотников, увидят западню издалека и обойдут все ловушки на своем пути к жертве.

Такие навыки делают оборотней отличной машиной для убийства. А если учесть, что «перевертыши» в легендах обладали повышенной кровожадностью и беспощадностью, то станет понятным, почему люди испытывали ужас, и в то же время уважение к этим существам.

Как стать оборотнем

Существует немало легенд о том, как научиться превращаться в животное. По поверьям стать оборотнем можно такими способами:

Применить специальное магическое заклинание;

Быть укушенным или оцарапанным вервольфом;

Выпить глоток воды из волчьего следа, или напиться из водоема, который использует звериная стая;

Родиться в канун Рождества;

Съесть мозг или плоть волка;

Носить одежду из звериной шкуры;

Кроме того, считалось, что дети оборотней с рождения умеют превращаться в зверей.

При этом люди, ставшие «перевертышами» после укуса или проклятия, могут быть излечены. Но только в том случае, если они смогут выдержать голод и не попробуют человеческой плоти. Тогда можно провести ритуал очищения и спасти человека.

Если же оборотень отведал людской плоти, то его душа проклята, и он будет вынужден носить «звериную шкуру» до самой смерти.

В мифологии многих народов считается, что снять проклятие можно, убив того монстра, который укусил человека. В этом случае все жертвы вервольфа вновь становятся нормальными людьми.

Мифы о вервольфах

Почему же волк стал символом оборотней?

На протяжении многих сотен лет, это животное оставалось вполне фантастическим. И, несмотря на то что его повадки были довольно изученными, люди не прекращали наделять волка невероятным «дьявольским» умом и сообразительностью.

Считалось, что зверь может загипнотизировать человека и тот лишится всякой воли к сопротивлению и потеряет «дар речи».

Первая легенда о превращении в волка появилась еще во времена Древней Греции.

Однажды Зевс решил посетить царя Ликаона в образе простого странника. Но жестокий властитель приказал убить путника, чтобы узнать человек это или бог. В наказание Зевс разрушил дворец царя, а его самого превратил в волка на всю оставшуюся жизнь.

Так появился термин «ликантропия», означающий превращение человека в зверя.

Но раньше волки были пусть и фантастическими, но вполне почитаемыми животными.

Многие воины выбирали себе в тотем этого зверя.

По преданиям, человек с «душой» волка обладал выносливостью, силой и скоростью, а также и умом, что делало его непобедимым в любом бою.

В истории есть немало упоминаний о племенах, обитавших в разных уголках планеты, которые считали себя вервольфами.

К примеру, у балтов была каста воинов, являвшимися слугами бога-волка.

Эти «оборотни» перед каждым боем проводили специальный ритуал, включавший в себя прием наркотических веществ, если быть конкретным – белены.

Под действием растения воины видели галлюцинации о своей трансформации в волков, и в «зверином облике» шли в сражение.

С повсеместным распространением христианства все волчьи культы стали считаться языческими, и с ними безжалостно боролись.

Первые отцы-основатели церкви отрицали какую-либо возможность существования любых оборотней и ликантропов. Но немного позже христианские проповедники изменили свое мнение.

Средневековые гонения

Более поздние легенды о волках-оборотнях появились в XIV веке.

В одном из средневековых городов произошло массовое нападение собак на домашних животных. Отыскав стаю, горожане обнаружили в ней волка, который якобы умеет обращаться в человека. Позже был «установлен» и сам оборотень – в ликантропии обвинили одного из жителей.

Под пытками человек «сознался» в том, что он превращается в волка, и совершил несколько убийств. Его, конечно, казнили, но история получила громкую огласку. Скоро во всех городах и селах только и разговоров было, что об оборотнях.

Эти слухи всячески поддерживала Инквизиция, которая с радостью начала искать не только ведьм, но и «перевертышей». Немало людей созналось под пытками в умении обращаться в зверей. А количество оборотней сожженных на костре исчисляется сотнями, если не тысячами.

Самым известным случаем о суде над вервольфом стал процесс Жиля Гарнье, проходивший в XVI веке.

По мнению следователей, подсудимый встретил в лесу дьявола и продал ему свою душу.

Взамен Гарнье получил зелье, которое дало ему возможность превращаться в волка.

Так или иначе, этот «оборотень» действительно убил немало людей.

Он насиловал женщин и детей, отгрызал у убитых гениталии и делал еще много жутких вещей.

В 1621 году, после выхода книги «Анатомия меланхолии», написанной ученым и священником Робертом Бартоном, отношение к оборотням изменилось.

Подтверждал его теорию и тот факт, что в те времена лекарственные препараты от многих заболеваний создавались на основе настойки опия и белладонны.

Эти растения являются известными галлюциногенами, и неудивительно, что многие пациенты после лечения такими препаратами «становились оборотнями».

Научная точка зрения

Найдено немало рисунков времен каменного века, на которых изображены гибриды людей и животных. Наши предки нередко изображали смесь человека со зверем: оленем, лошадью, кошкой, птицей, рыбой. Кроме того, часто создавались статуи полулюдей.

Самая древняя статуэтка гибрида человека и кошки была обнаружена на территории Германии, и ее возраст составляет около 32 тысяч лет.

Но откуда же мог взяться образ оборотней?

Прежде всего, такие «монстры» могли появиться вследствие физиологических нарушений в теле какого-либо человека.

К примеру, существует недуг под названием «врожденный гипертрихоз ».

Это заболевание, вызывающее рост волос на теле, лице и верхних конечностях, могло изменить облик человека и сделать его похожим на зверя.

А так как раньше люди были склонны к суевериям, то они могли наделить «ликантропией» всех, кто был болен этим заболеванием.

Еще один недуг, благодаря которому человек мог «стать оборотнем»– это порфириновая болезнь .

Это заболевание не только провоцирует усиленный рост волос, но и делает заметным другие проявления, совпадающие с мифами о вервольфах.

У пациентов развивается светобоязнь, кроме того, их кожа меняет цвет, черты лица искажаются, и отделяется плоть от ногтей, делая их похожими на когти.

В большинстве случаев у больных наблюдаются и психологические расстройства, которые делают их более агрессивными. А неадекватное поведение больных, вкупе с физическими изменениями вполне могли стать причиной появления мифов о ликантропии.

Оборотень в искусстве

Несмотря на популярность вервольфов, прижиться им в литературе не удалось.

Кадр из фильма «Американский оборотень в Лондоне»

Но ситуация кардинально изменилась с появлением кинематографа.

Первый раз оборотень появился на широком экране еще в 1913 году и с той поры занял лидирующие позиции среди всех «киношных монстров». Он смог подвинуть даже своего извечного литературного противника – вампира.

В 1981 году вервольф получил «Оскара» в номинации «за лучший грим». Речь идет о киноленте «Американский оборотень в Лондоне».

Несмотря на то что сюжет картины довольно банален, внешний «естественный» вид главного героя произвел на зрителей неизгладимое впечатление.

Кроме того, поражали и спецэффекты картины, ведь шерсть, клыки и волчья морда вырастали «прямо на глазах».

С того времени оборотни не раз появлялись в различных кинолентах и блокбастерах и каждый раз эти монстры обеспечивали фильму коммерческий успех.

С развитием технологий вервольфы заняли еще одну нишу в современном искусстве, а именно стали любимыми персонажами в компьютерных играх.

Попробовать себя в роли оборотня можно в таких известных РПГ, как Diablo II , The Elder Scrolls V: Skyrim , World of Warcraft: Cataclysm , Werewolf: the last warrior и многих других.

У вас бледное лицо, вы спите мертвецким сном и у вас сросшиеся брови? Возможно, вы оборотень! В то, что человек превращается в волка, люди верили в глубокой древности и продолжают верить до сих пор…

Казалось бы, истории о волках-оборотнях с течением времени должны были уйти в небытие. Но это совершенно не так. Волколак присутствует и в современной культуре, он стал героем литературы и кино. Знаменитый фильм «Волк» 1994 года с Николсоном и по сей день будоражит воображение и порождает страх. Тем более что для многих людей это вовсе не фантастика! Когда в 80-годы прошлого века в Тоскане провели опрос, оказалось, что почти все респонденты — вне зависимости от возраста и образования! — верят, что человек превращается в волка, и наоборот. Более того — многие из опрошенных заявили, что сами были свидетелями столь необычных метаморфоз.

Люди-волки, змеи, кони, лисы…

Убеждение в том, что человек может превращаться в разных живых тварей, в том числе волков, имеет глубокие корни. Мифы Древней Греции говорят о превращении Гармонии и Кадмоса в змей. Одиссей под воздействием волшебства становился лошадью, Ифигения — коровой, а Каллисто — медведем. В Абиссинии и по сей день народ верит, что кузнецы превращаются в гиен и высасывают из людей кровь. В Сибири и на Алтае, согласно народным верованиям, люди могут превращаться в лисиц и медведей, а в Малайзии — в тигров. Скандинавский бог войны и магии Один и его воины обладали даром превращения в волков. Но самая известная история – эта история царя Навуходоносора. Было это результатом бреда больного воображения или колдовских чар, но легендарный правитель ощущал себя диким зверем, покидал дворец и бродил по лесу. Волосы покрывали его, как перья орла, а когти выросли, как у птиц, – примерно так говорилось об этом человеке-звере, облеченном властью, в библейской книге Даниила.
Что интересно, еще в первой половине 19 века в некоторых южных регионах Европы считалось, что оборотнем становится каждый, кто был зачат во время полнолуния. В Румынии некоторые верят и до сегодняшнего дня, что превращается в оборотня человек, зачатый в рождественскую или пасхальную ночь. И именно в эти дни церковь рекомендовала половое воздержание, так как считалось, что детей настигала «кара за грехи своих родителей». Со времен Вергилия и по сегодняшний день в Италии сохранялось убеждение, что волки насылали на людей чары: на кого они смотрели, тот становился немым. Впрочем, для итальянцев волк и без того является магическим животным. Его зубам приписываются защитные свойства, их носят в качестве амулетов. Нередко измельченные в порошок кости волка добавляются в травяные снадобья, приготовленные для лечения разных заболеваний. Но те же итальянцы демонстрируют и здравый смысл, потому что всегда считали, что люди-волки могли быть «не настоящими», а всего лишь жертвами ликантропии. Что это такое? При этом редком психическом расстройстве больной воображает, что он волк (или другой зверь), убегает из дома, бродит по лесам и дорогам, нападает на животных и людей. Как лечат ликантропию? В народной копилке есть рецепт и на этот случай. Считается, что ликантроп до сих пор пребывает в роли человека-волка (другого зверя), пока не нырнет в воду. Поэтому перед домами несчастных, пораженных этой болезнью, всегда стояла бочка с водой, погружение в которую восстанавливало человеческую душу.

Как распознать волка-оборотня?

На славянских землях тоже охотно верили, что человек обладает способностью превращаться в волка или другого животного. Про так называемых волколаков сохранилось множество леденящих душу историй. Говорили, что такая метаморфоза могла случиться из-за заклинаний, произнесенных ведьмой, или надевания на себя волчьей шкуры. Жители Нижней Бретани до сих пор убеждены, что волколаки, надевая волчью шкуру, превращаются в зверей, жаждущих крови и бродящих по ночам в лесу, нападают на встречающихся им людей. С наступлением рассвета они снимают с себя волчью шкуру и возвращаются домой.

Итак, как распознать в человеке оборотня? У народных верований и на это есть ответ. Волколака выдает бледное лицо, сухая кожа и глубокий беспробудный сон. Узнают его и по тому, что после ночи, проведенной в лесу, весь следующий день он будет дрожать от холода даже в жару. В Дании считается, что дети, имеющие сросшиеся над носом брови, во взрослой жизни станут людьми-волками. Что ж, таким малышам можно только посочувствовать. К счастью, пинцет может решить эту проблему…

Можно сказать, что родиной оборотней стала Франция, поскольку именно в тех краях циркулировало больше всего историй о превращении человека в волка. Например, история о Бисклаврете, диком звере, пожирающем людей в Бретани. В летописях сохранилась история из Овернии от 1588 года. Во время охоты один из охотников во время ночной борьбы отрубил и забрал волчью лапу. Животное убежало. А утром лапа превратилась в женскую руку с кольцом на пальце. Ее тут же опознали, и группа заинтересованных лиц отправилась к знатной даме, которой она должна была принадлежать. На месте выяснилось, что у женщины не было правой руки. Она была обвинена в том, что являлась оборотнем, и сожжена на костре.

Любовь побеждает проклятие

Примечательно, что в народных историях фигурирует очень мало женщин, превращающихся в волчиц. Одна из таких историй (польского происхождения) сохранилась по сей день. Она повествует о юноше, который провел ночь на мельнице, чтобы поймать обитающего в нем оборотня. Когда тот снял шкуру, превратился в красивую девушку. Молодой человек в нее сразу же влюбился. Он спрятал ее шкуру и вскоре взял экс-волчицу в жены. Спустя несколько лет жена нашла волчью шкуру, надела ее и снова стала оборотнем-волком. Чтобы вернуть человеческую душу и облик, ее нужно было узнать в волчьей стае. У влюбленного мужа с этим проблем не возникло. И тогда жена навсегда перестала быть волком-оборотнем.

Когда люди превращаются в волков чаще всего?

Конечно, во время полнолуния, но есть и другие дни, обладающие исключительной силой. В некоторых районах Франции верят в то, что это специфическая трансформация происходит в магическое время — в ночь на Великую (Страстную) Пятницу, в ночь на 1 мая (в Вальпургиевую ночь), в ночь святого Иоанна (23-24 апреля), в ночь перед Днем всех святых, а также в каждую ночь с Рождества и до 2 февраля.

У оборотней есть свой праздник!

Он отмечался в Древнем Риме. Женщинам и животным эти обряды были призваны обеспечить фертильность, плодородие, а пастухов и стадо овец они должны были защитить от нападения волков. Торжества проходили в священной пещере на Палантинском холме. Жрецы, одетые в волчьи и овечьи шкуры, сначала ударяли женщин кожаными ремнями, а потом разыгрывали сценки в честь фавна Луперкуса, защищавшего овец от волков. Со временем этот праздник связали с убеждением в том, что человек может превращаться волка.

В конце концов «волчьи» ритуалы канули в Лету, но вера в эту странную трансформацию сохранилась во многих местах Европы и сегодня

Волк в русских народных сказках в большинстве случаев является негативным персонажем. Он сильный и опасный противник, но в то же время это наивный и не отличающийся особым умом герой. Часто попадает в передряги из-за своей глупости, злонамеренности, излишнему доверию Лисе и другим более смышленым персонажам. В редких повествованиях волк все же становится верным другом и защитником.

Волк в русских народных сказках

Положительная и отрицательная роль волка в сказках: ее истоки

Неоднозначное изображение персонажа связано с таким же нечетким отношением к животному в народе. В сказках он нередко становится собирательным образом, наделенным силой и глупостью одновременно. С помощью поучительных историй демонстрируется, что физическая мощь противника – это еще не главное качество для победы в схватке. Удачно дополняет этого персонажа пословица «Сила есть – ума не надо!». Но в тоже время, когда в сказке хитрая Лиса издевается над волком, мы сопереживаем ему. Его простодушие нам ближе, чем коварность рыжей плутовки.

Образ простодушного волка опровергается в некоторых сказках. Например, в рассказе об Иване-царевиче волчий герой наоборот демонстрирует мудрость, неожиданно становится на сторону добра, выполняет роль советчика и помощника. Но это скорее исключение, чем правило.

В изображении сказочного волка народ далеко отошел от реальных качеств животного. Если данное лисе качество хитрости, а зайцу – трусости кажутся вполне логичными, то совсем непонятно почему столь опасному хищнику приписали глупость. В природе волк - отличный охотник. Он даже приносит определенную пользу, как санитар леса. Приписанное ему качество прямодушия можно разве что связать с тем, что он способен глаза в глаза столкнуться с опасностью. Также о бесхитростности говорит его манера охотиться: волк не гоняется долго за жертвой, нападает чаще стаей и только на самых слабых особей из стада.

Характер волка в народных сказках

В первую очередь волк – это персонаж-злодей. Вот только в некоторых сказках он несет угрозу для других героев, а в остальных является безобидным и даже полезным.

  • «Как волка уму разуму учили» - волчий персонаж в этом рассказе глупый и ленивый. Он проявляет прямодушие, которое можно было бы расценивать как положительную черту, если бы она не была связана с глупостью.
  • «Волк и Коза» - здесь он злонамеренный обманщик, безжалостный и жадный, но все же не лишенный наивности.
  • «Лисичка-сестричка и Волк» - волчий герой отображается как глупый и наивный персонаж, который, несмотря на свою злобную личину, страдает от проделок Кумушки-Лисы.
  • «Иван-царевич и серый волк» - изображается как совестливый злодей, решивший возместить свое злодеяние добрым делом и помочь человеку советом и делом. Здесь он раскрывается как добрый и бескорыстный персонаж.
  • «Волк, кот и собака» - здесь персонаж демонстрирует неухищренные уловки, это один из немногих рассказов, где проявляется его способность к обману. Не такому искусному, как у Лисы, но все же способному причинить вред.

Как можно заметить, серый волк является самым поучительным, как в положительной, так и в отрицательной ипостаси.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png