Проверка документации, предоставленной предпринимателем в ФНС, входит в обязанности налоговых инспекторов. Срок проведения камеральной налоговой проверки установлен на законодательном уровне. Его нельзя ни увеличить, ни уменьшить. Что считать датой начала и датой окончания указанного мероприятия?

Согласно пункту 2 88 статьи НК РФ камеральная проверка не может длиться более трех месяцев с того момента, как налогоплательщик предоставил сотрудникам налоговой службы декларацию о доходах. Это значит, что она не может начаться до того, как предприниматель предоставит необходимые документы или уплатит налоги.

Иными словами, начало «камералки» напрямую связано с моментом получения сотрудниками ведомства необходимой документации. Согласно пункту 2 статьи 6.1 Налогового кодекса начало срока – следующий день после получения указанной документации.

Каждому предпринимателю, вне зависимости от сферы его деятельности, придется пройти через такую процедуру, как камеральная проверка, сроки проведения в 2019 г. останутся прежними. Если декларация подается 1 раз в год (компания на УСН), то и «камералка» проводится 1 раз за календарный год (не позднее 30 апреля). Если декларация подается чаще (компания на ЕНВД подает отчетность ежеквартально), проверка будет проводиться каждый раз после подачи документации.

Какой день считать днем подачи декларации?

Предоставить необходимые документы в налоговую предприниматель может лично либо по почте. И если в первом случае понятно, какой день признается днем подачи декларации о доходах и иной документации, то во втором могут возникнуть сомнения: день отправки (согласно почтовому штемпелю) или день получения инспектором.

«Налоговики» предлагают отсчитывать срок подачи (а значит, и срок проведения камеральной проверки) от даты получения письма сотрудником ведомства, поскольку ранее, чем документы окажутся у них в руках, они просто физически не смогут начать проверку. Стоит заметить, что Налоговый кодекс предписывает вести отсчет дней с даты отправки письма. И еще один нюанс. Налогоплательщику лучше бы проследить за тем, чтобы инспектор на титульном листе указал дату получения пакета, поставил свою фамилию, инициалы и подпись.

Когда завершается проверка?

На вопрос, что считать моментом окончания камеральной проверки, также нет однозначного ответа. Многое зависит от выявленных нарушений. С одной стороны, закон установил строгие временные рамки: срок камеральной проверки должен длиться не более трех месяцев. И это требование соблюдается, если в декларации предпринимателя инспектор не найдет ни одной ошибки. Более того, налогоплательщика даже не поставят в известность, что сотрудники ведомства изучали его документы.

К слову сказать, камеральная проверка может быть завершена и досрочно, если деятельность проверяемого лица не вызывает сомнений и ошибок в его документах нет. О досрочном завершении проверки налогоплательщику также не сообщают.

Если сотрудник налоговой службы обнаружит недочеты или ошибки, он уведомляет об этом налогоплательщика, а срок проведения «камералки» прерывается. Предприниматель в течение 5 дней обязан внести исправления или предоставить объяснения. Как только он подаст исправленный документ, снова начнется отсчет трехмесячного срока. По завершении инспектор составляет акт, в нем и указывает дату окончания проверки.

Что происходит на практике?

Согласно нормам действующего налогового законодательства, во время камеральной проверки инспектор, если он обнаружит информацию, вызывающую сомнения в законности действий предпринимателя, обязан уведомить налогоплательщика о наличии ошибок или спорных моментов и попросить эти ошибки исправить, а спорные моменты разъяснить.

Предприниматель же, если будет не согласен с требованиями инспектора, имеет право выдвигать возражения, то есть защищать свои права. Это должно происходить до того, как руководитель налоговой инспекции примет решение наказать плательщика за обнаруженное правонарушение.

Однако сотрудники налоговой нередко «растягивают» сроки камеральной налоговой проверки и требуют (уже после истечения трехмесячного срока) за выявленные нарушения нести наказание, лишая возможности всё исправить без финансовых потерь.

Налогоплательщики видят в этом нарушение своих прав, но Президиум Высшего Арбитражного суда еще в 2003 г. объяснил: если «налоговики» предъявили свои требования после завершения проверки, это не означает, что эти требования можно игнорировать и не платить начисленные штрафы и пени. Судьи уверены: даже если налоговая завершила проверку позже установленного законом срока, это не является основанием для отмены решений, принятых по результатам «камералки».

Итак, на проведение камеральной проверки отводится три месяца. Отсчет сроков ведется со дня получения налоговой инспекцией отчетной документации налогоплательщика. По результатам этой проверки ведомство принимает решение о ее завершении (плательщика об этом не уведомляют) или о начислении штрафов и пени, если был факт нарушения законодательных норм.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие по ее итогам. Возможны два варианта:

  • организация не допустила нарушения налогового законодательства;
  • организация допустила нарушение налогового законодательства.

Отсутствие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация не допустила нарушений налогового законодательства, тогда результаты проверки останутся неоформленными. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию составлять в этом случае какой-либо документ (ст. 88, 100 НК РФ). Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки при отсутствии нарушений инспекция также не обязана. Налоговый кодекс РФ не содержит такого требования (ст. 88, 100 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 21 мая 2009 г. № 20-14/4/051403). Из этого правила есть только одно исключение. Если предметом камеральной проверки является декларация по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога, то инспекция обязана письменно уведомить организацию об окончании камеральной проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства. Направить такое уведомление, составленное в произвольной форме, инспекция обязана в течение семи рабочих дней после окончания камеральной проверки. Это следует из пункта 12 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Совет: есть способ, позволяющий получать из инспекции письменные уведомления об окончании камеральных проверок деклараций и отсутствии налоговых правонарушений в отношении любых налогов.

Для этого в произвольной письменной форме обратитесь в инспекцию с просьбой проинформировать вас о результатах камеральной налоговой проверки с целью выяснить, правильно ли вы применяете налоговое законодательство. Такая возможность предусмотрена в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. Инспекция обязана отреагировать на такое обращение организации и дать конкретный ответ на поставленный вопрос в четкой и понятной форме (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 4.3.2.4 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

То, что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, не исключает право организации на получение такой информации по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Таким образом, несмотря на то что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, у организации есть возможность получить такую информацию по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Наличие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, тогда результаты проверки должны быть оформлены актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция не составила акт об установленных ею нарушениях.

Ответ: да, можно.

Если по итогам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, то она обязана оформить результаты проверки актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Если инспекция не составляет акт, то тем самым она нарушает условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов проверки, могут стать основанием для отмены решения по этой проверке. Это следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Следовательно, тот факт, что инспекция не составила акт камеральной проверки, может стать достаточным основанием для отмены решения по проверке.

Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2009 г. № А53-5911/2009, Московского округа от 23 сентября 2009 г. № КА-А40/8182-09-2, Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 г. № Ф04-1205/2008(1103-А02-25)).

Оформление акта проверки

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта камеральной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте камеральной проверки, см. в таблице .

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция составила акт камеральной проверки с нарушениями (ошибками) .

Можно, если нарушения (ошибки), допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам камеральной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам камеральной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • неправильно применила нормы законодательства и сделала неверные выводы, которые впоследствии нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 23 ноября 2009 г. № Ф09-9114/09-С2, Поволжского округа от 29 августа 2008 г. № А12-1355/08, от 29 августа 2008 г. № А12-1370/08, Волго-Вятского округа от 10 июля 2008 г. № А29-7897/2007, Московского округа от 11 июня 2009 г. № КА-А40/5275-09, Северо-Западного округа от 19 августа 2009 г. № А56-59434/2008, Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2008 г. № А19-6820/08-30-Ф02-5529/08);
  • доначислила в акте налоги, пени и штрафы за периоды, которые не подпадают под камеральную проверку, эти же доначисления нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/07, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006);
  • привела ошибочные ссылки на статьи Налогового кодекса РФ о привлечении организации к ответственности, указанные ссылки нашли отражение в итоговом решении (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2007 г. № Ф08-7548/07-2513А);
  • отразила в акте факт налогового нарушения без должного обоснования, в итоговом решении инспекция привлекла организацию к ответственности за это нарушение (см., например, п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71, постановления ФАС Поволжского округа от 19 декабря 2008 г. № А55-8594/008, Московского округа от 30 июля 2009 г. № КА-А40/7115-09).

Срок составления акта

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Инспекция составляет два экземпляра акта: один из них остается на хранении в инспекции, другой - вручается проверенной организации (п. 2.3 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). При этом в ряде случаев инспекция обязана приложить к экземпляру акта, который передается в организацию, доказательства, свидетельствующие о нарушениях, которые были выявлены в ходе камеральной проверки (ст. 100 НК РФ).

Вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: что делать, если акт камеральной проверки вручен с нарушениями сроков ?

Получить акт и ознакомиться с ним.

Дело в том, что нарушение срока вручения акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налоговой инспекции по результатам проверки. Такое упущение со стороны проверяющих не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Суды в такой ситуации тоже вряд ли помогут (см., например, постановления ФАС Московского округа от 9 апреля 2014 г. № А40-76732/13-99-232, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. № 09АП-40446/2013).

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из совокупности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Налоговое законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос, вправе ли инспекция направлять акт камеральной проверки заказным письмом, если организация не уклоняется от его получения (абз. 1, 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам налоговой проверки, если организация не получила акт камеральной (выездной) проверки?

Ответ: да, можно, при условии, что организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Тот факт, что организация не получила акт налоговой проверки, лишает ее возможности представить свои письменные возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ). Вместе с тем, у организации остается возможность представить свои возражения и пояснения во время рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ). Следовательно, отсутствие акта налоговой проверки у организации само по себе не может быть достаточным основанием для отмены решения инспекции по проверке.

Иначе обстоит ситуация, если организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки. В таком случае организация полностью лишена возможности давать свои возражения и пояснения, что недопустимо. Решение по итогам такой проверки подлежит отмене. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает правомерность такого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. № ВАС-16522/09, от 29 октября 2009 г. № ВАС-13489/09, постановления ФАС Центрального округа от 21 октября 2009 г. № А35-8070/08-С26, от 26 июня 2009 г. № А48-2263/08-18, Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/8296-09, от 6 марта 2008 г. № КА-А40/1247-08, Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. № Ф04-5654/2009(19864-А70-14), Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г. № А33-8783/08-Ф02-1244/09, Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. № А56-1230/2007, от 9 февраля 2007 г. № А05-11114/2006-12).

Возражения по акту проверки

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) инспекция принимает окончательное решение по итогам камеральной проверки и оформляет его (п. 1 ст. 101 НК РФ). Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления решения по итогам камеральной налоговой проверки см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки .

В наглядной форме этапы проведения камеральной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

В современном мире работающие граждане, равно как и предприятия, обязаны платить в государственный бюджет налоги. Государство же в свою очередь предоставляет им возможность зарабатывать, занимаясь тем или иным видом деятельности. Однако ни для кого не секрет, что отчисления в казну делаются зачастую весьма неохотно, а во многих случаях бизнес и вовсе пытается уклониться от их уплаты. Для того чтобы пресечь такое желание, налоговой службой проводятся соответствующие мероприятия.

Основной отличительной чертой такого мероприятия, как камеральная проверка, является очень высокая эффективность, поскольку в процессе ее проведения можно охватить до 90 процентов налогоплательщиков, и проводится она инспекторами по месту нахождения фискального органа. Основанием для ее проведения считается отчетность – как налоговая, так и бухгалтерская. Камеральная проверка проводится налоговой службой для того, чтобы:

  • контролировать правильность применения норм налогового права;
  • оценить достоверность указанных в отчетах показателей;
  • пресечь возможные правонарушения;
  • проверить обоснованность всех вычетов и льгот, указанных в поданной декларации.

Камеральная проверка налоговой характеризуется четко оговоренным периодом проведения данного мероприятия. Согласно Налоговому кодексу, она не может продолжаться более 3-х месяцев. Однако здесь бывают исключения – в случае возникновения определенных обстоятельств, у инспектора есть право на продление проверки. В большинстве эпизодов проверяется соответствие действующему законодательству только лишь одного налога, то есть предмет контроля ограничен. Инспекторам предоставлены достаточно широкие права.

Мероприятие охватывает деятельность юрлица за последние 3 года. Документация, касающаяся более раннего периода, проверке не подлежит, поскольку здесь вступает в силу исковая давность. Если со стороны налоговой есть требование предъявить не соответствующие законодательно определенному периоду документы, налогоплательщик вправе оспорить данное требование инспектора, обратившись либо к руководству налоговой, либо обжаловав его в судебных органах.

Процедура, в соответствии со статьей 88 Трудового кодекса, может проводиться сотрудником налоговой без участия налогоплательщика, на основании данных представленной им отчетности. Зачастую проверяемое лицо узнает об этом только лишь тогда, когда инспектор запрашивает у него дополнительные документы или просит предоставить объяснения по тому или иному поводу.

Впрочем, проводиться камеральная проверка может также и с участием налогоплательщика – это усугубленный вариант. Мероприятие в данном случае осуществляется при предъявлении плательщику налогов решения и требования, подписанных либо руководителем налоговой службы, либо равнозначными ему должностными лицами, то есть заместителями руководителя ИФНС.

Документы юридического лица, ставшего объектом проверки, предоставляются только по письменному требованию со стороны фискалов. В ситуации когда плательщик налогов не уведомлен о проведении в отношении его проверки, у инспектора есть право предложить проверяемому предоставить лишь объяснения.

Для того чтобы запустить процедуру камерального контроля, не требуется соответствующего приказа руководителя налоговой службы. Помимо этого, здесь не нужно уведомлять налогоплательщика, равно как и получать согласие с его стороны. Камеральная проверка осуществляется в 3-месячный срок с момента предоставления фискальным органам декларации и пакета документов – как отправленной по почте, так и врученной лично в руки инспектору.

Говоря о самом процессе, следует отметить, что первый этап здесь – это принятие регистрации и иных документов, а также их регистрация. Далее визуально проверяется правильность оформления поданных бумаг, а на следующем этапе осуществляется уже арифметический контроль предоставленной налогоплательщиком информации: иными словами, налоговики тщательно пересчитывают все цифры. Следующий этап – это камеральный контроль документов (если потребуется – то и нормативный), и, наконец, завершение процедуры проверки.

Следует отметить, что камеральный контроль – это достаточно сложный процесс, в ходе которого выявляется множество различных нарушений, таких, например, как завышение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость или занижение выручки при определении налога на прибыль. При расчете последнего, кстати, нередки случаи завышения расходов.

Если камеральная проверка выявляет несоответствие между данными в документах и в поданной декларации или какие-то ошибки, то у проверяемого затребуют дополнительные бумаги либо данные. Их также могут попросить предъявить, если в поданной декларации заявлен убыток, а также в ситуации, когда стоит сумма НДС к возмещению. Затребовать дополнительные документы или сведения могут и в ситуации, когда в уточненной декларации сумма налога будет меньшей, чем указано в первичной, либо при наличии отмеченных налоговых льгот.

Камеральная проверка: права фискалов

Налоговая, проводя камеральную проверку, имеет право потребовать необходимые документы – как у самого налогоплательщика, так и у контрагентов и иных лиц. В данной ситуации действия инспекторов регламентируются статьей 93 Налогового кодекса. В рамках такой процедуры, как камеральная проверка, сотрудникам налоговой также разрешается проведение экспертиз и допрос свидетелей. К процессу можно привлечь эксперта или переводчика. Данный вид контроля предусматривает возможность проведения осмотра документов, однако в данном случае следует получить согласие на такие действия со стороны налогоплательщика.

Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, возникающих, когда налоговой проводится камеральная проверка. Например, при выявлении неточностей в декларации, поданной физическим лицом, которому организацией были предоставлены налоговые льготы и вычеты, то сотрудники фискальной службы могут также проверить и налогового агента, то есть юридическое лицо.

Достаточно часто работодатель не выплачивает за сотрудника-почасовика НДФЛ. В такой ситуации инспекторы налоговой пытаются привлечь к ответственности не юридическое, а физическое лицо, однако такие действия фискалов противоречит нормам действующего законодательства. Согласно закону, к ответственности за допущенные нарушения должен быть привлечен налоговый агент.

Повторная камеральная проверка, на проведении которой настаивают некоторые сотрудники налоговой, заявляя о «вновь открывшихся обстоятельствах», также противоречит нормам действующего Налогового кодекса. Статья 81 НК РФ разрешает фискалам только лишь повторная проверка уточненных деклараций.

Как завершается камеральная проверка

После завершения камеральной проверки, инспектором налоговой службы составляется соответствующий акт и справка о завершении мероприятия. В случае если никаких нарушений выявлено не было, никаких бумаг налогоплательщику не вручается. В акте инспектор должен отобразить все найденные им несоответствия и расхождения: на его составление, равно как и на подготовку справки, сотруднику налоговой отводится 10 суток. Документ предписывается вручить налогоплательщику не позднее, чем через 5 суток. Если объект проверки не является в налоговую для получения акта, документ пересылается ему по почте. Следует отметить, что датой вручения здесь считается 6-й день с момента, когда была отправлена корреспонденций.

1. Основанием для начала камеральной проверки может стать подозрение сотрудника налогового органа в совершении юридическим лицом или предпринимателем налогового правонарушения. Как правило, основаниями для такого подозрения являются:

  • Налогоплательщик использует налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).
  • Подача налогоплательщиком декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ).
  • Представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
  • Проверка участника договора инвестиционного товарищества (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).
  • Проверка по консолидированной группе налогоплательщиков (п. 11 ст. 88 НК РФ).
  • Проверка налогов проводится в связи с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
  • Обнаружены ошибки в декларации и (или) противоречия (несоответствия) показателей в представленных документах (п. 3 ст. 88 НК РФ).
  • Суммы, заявленные к уплате налогов в декларации, по мнению налогового органа не соответствуют оборотам налогоплательщика;
  • Проведение налогоплательщиком экспортных операций (ст. 165 НК РФ).
  • Не включение в базу НДС с аванса, который получен в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше шести месяцев (п. 13 ст. 167 НК РФ).
  • Двойное налогообложение по налогу на имущество (п. 2 ст. 386.1 НК РФ).
  • Экспортно-импортные операции с компаниями Беларуси и Казахстана

2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными инспектором ИФНС без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п.2 ст. 88 НК).

НК не обязывает налоговых инспекторов извещать налогоплательщика о проведении камеральной проверки поданных налоговых деклараций (расчетов). Фактически, проверка проводится автоматически по каждой представленной декларации (расчету), как минимум в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений.

В ходе проверки проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и первичные бухгалтерские документы (договора, акты, счета-фактуры и пр.) Руководитель предприятия или предприниматель могут быть вызваны на налоговый допрос (ст. НК). На практике в ходе камеральной проверки ФНС зачастую проводит следующие мероприятия налогового контроля (ст. 86, 90 - 97 НК):

  • истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц (так называемая встречная проверка), обладающих документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • привлечение специалиста, переводчика;
  • выемку документов;
  • осмотр помещений и территорий.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны в течение 10 дней после окончания проверки составить акт камеральной налоговой проверки (ст. 100 НК).

Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (ст. 81 НК), камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

3. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

4. Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (или его заместителем) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока окончания проверки. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ст. 101 НК).

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых (уже после вручения акта и рассмотрения возражений по нему) руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

5. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

6. Если проверка начата из-за подачи налогоплательщиком декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение НДС, а при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм (ст. 176 НК).

Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Федеральная налоговая служба (далее – ФНС) осуществляет контроль, проводя документальные выездные, встречные и камеральные проверки. Самой распространенной является та, которая проводится без предупреждения плательщика, на основании поданной отчетности, исключительно в помещении ФНС. Налогоплательщик не может знать, когда такое мероприятие началось, и проводилось ли вообще. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) это и есть камеральная проверка.

Что такое камеральная налоговая проверка

Право на проведение проверок контролирующими органами закреплено ст. 31 НК РФ. Ст. 87 НК РФ определяет, какие аудиторские мероприятия может проводить ФНС. Определение сверки, цели, правила, порядок проведения камеральной налоговой проверки – нормы ст. 88 НК РФ. Согласно этой статье аудиту подлежит вся отчетность налогоплательщика – юридического, физического лица или налогового агента.

Камеральная налоговая проверка – сверка данных отчетности на предмет наличия арифметических и методологических ошибок. Осуществляется инспектором, администрирующим налог, по которому она сдана. Проводится без предупреждения плательщика, не требует обязательного решения руководителя ФНС, как при документальной ревизии. Осуществляется исключительно в помещении контролирующего органа .

При камеральном аудите инспектор проверяет отчетный период, за который подана декларация. Если должностное лицо при проведении проверки выявляет недостоверность задекларированных данных, оно вправе потребовать дополнительные документы, подтверждающие или опровергающие заявленные ранее отчетные суммы. Документы должны быть предоставлены на протяжении пятидневного периода.

Цель камеральной налоговой проверки

Действия контролирующих органов, проводимые в рамках действующего законодательства, имеют ряд целей. Для камерального контроля это:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • аудит полноты взысканий по нарушениям, выявленным налогоплательщиком самостоятельно или по результатам выездного аудита;
  • контроль за полнотой начисления и уплаты налогов (сборов) по текущим платежам;
  • привлечение налогоплательщика, уклоняющегося от полноты декларирования сумм доходов, ответственности соответствующей формы (административной или уголовной);
  • определение рисков деятельности конкретного налогоплательщика как механизм отбора плательщика для проведения выездных проверок;
  • полнота и правомерность заявленной суммы налоговой льготы или вычета по НДС.

Задачи камеральной налоговой проверки

Проведение аудита отчетности плательщика преследует ряд задач, четкого списка которых не определено ни НК РФ, ни другим нормативным документом. Анализируя работу контролирующих ведомств, можно выделить следующие задачи:

  • выявление ошибок, недостоверной информации по декларациям;
  • подсчет полноты начисления налогов для перечисления в казну РФ, соблюдение платежной дисциплины;
  • анализ полноты пакета, своевременности сдачи отчетности;
  • сопоставление данных отчетности, баз данных ФНС и бухгалтерской документации плательщика;
  • анализ бухгалтерской документации на предмет соответствия заявленным по отчетности суммам доходов.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

Отчетность, сданная контролирующему органу, должна быть прокамералена в течение 90 дней с дня подачи. Срок проведения камеральной проверки не может продлеваться на основании подачи дополнительных документов, пояснений или уточнений. Если плательщиком сдана декларация по НДС, например, 20 января, то сверка будет проведена не позже 20 апреля.

Обязанности уведомления налогоплательщика о начале инспектирования у налоговиков нет, нет необходимости принятия специального решения о таком начале . Сама ревизия проходит в помещении органа ФНС, непосредственно с использованием баз данных и специализированных программ. После проведения аудита, по которому нарушений не выявлено, акт не составляется. Окончание такого инспектирования сопровождается проставлением галочки в базе, плательщик может не знать, проверена ли отчетность.

После выявления нарушений по результатам сверки инспектор направляет проверяемому лицу письмо с просьбой пояснить детали и/или предоставить документы по запрашиваемым операциям, которые противоречат нормам действующего законодательства. Ответ, при необходимости с пакетом документов, направляется почтой или предоставляется другим предусмотренным законом способом не позднее, чем через 5 дней с момента получения требования ФНС. Аналогичный срок и для подачи уточненной декларации.

Правомерный запрос на предоставление дополнительных документов или письменного разъяснения не может быть отправлен позже трехмесячного срока после подачи декларации. Сотрудник ФНС может составить индивидуальный для каждого плательщика перечень необходимых документов, в который могут включаться справки, авансовые отчеты, ТТН, акты приема-передачи и т. д.

Дополнительные документы, предоставляемые контролирующему органу, должны быть заверены надлежащим образом. Требования относительно заверения документов по отдельности или пакетом отсутствуют. Документы должны быть надлежащего качества, легко читаемыми, содержать необходимую информацию для проведения инспектирования . Требований относительно обязательного составления описи документов законом не предусмотрено.

Период, за который подана декларация, может проверяться дважды. Первый раз – камерально, второй – при документальном аудите. Аудит отчетности за определенный период не является основанием для пропуска этого срока при плановой ревизии. И наоборот, проведение планового или внепланового документального аудита за период дает право не проверять декларацию камеральщикам.

Как оформляются результаты проверки

Требования к оформлению проверок определены ст. 100 НК РФ. Относятся только к тем случаям, по которым выявлены нарушения и акт будет содержать информацию о противоречиях законодательства с данными деклараций. Оформление результатов камеральной проверки производится тем же чиновником ФНС, которым проводилась сверка, так называемым в кругах предпринимателей – администратором.

Акт будет содержать сведения о несоответствиях отчетности, противоречиях с бухгалтерскими документами. Ошибки описываются по пунктам, каждое нарушение отдельно. В выводах акта нарушения обобщаются по каждой отдельной статье НК РФ или ГК РФ, с обязательным указанием суммы и периода, где выявлены противоречия. Акт составляется не позднее 10 рабочих дней после окончания ревизии. На протяжении 5 дней после составления акт налоговой проверки вручается должностному лицу организации (предпринимателю) лично или отправляется почтой с уведомлением о вручении.

Если плательщик не согласен с результатами аудита, на протяжении календарного месяца он может отправить или предоставить лично жалобу в тот орган ФНС, который вынес решение . После завершения срока на обжалование руководитель контролирующего органа на протяжении 10 рабочих дней принимает решение о привлечении плательщика к налоговой и/или административной ответственности.

Углубленная камеральная проверка

Некоторые виды камеральной сверки обязывают финансовый контролирующий орган углубленно изучить данные о деятельности плательщика. Во время проведения инспектор не только потребует дополнительные документы, но и проведет действия по опросу свидетелей, проведению экспертиз (например, документов), подтверждению или опровержению некоторых фактов в деятельности плательщика.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png