Непроизведенные активы все так же остаются скорее экзотикой, чем обычным явлением в бюджетном учете. Тем не менее бухгалтерам приходится соприкасаться с этой темой. Письмо Минфина России от 26 мая 2006 г. № 02-14-10a/1406 порадовало многих бухгалтеров, ломавших голову над учетом земельных участков.

Н.И. ЛЕЙМАН, О.В. ГОРШЕНИНА

Юридический аспект
При решении вопроса об отражении в учете стоимости земельного участка необходимо руководствоваться не только Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, но и нормативно-правовыми актами по разграничению, пользованию и владению собственностью на землю, а также по операциям, связанным с ее продажей, приобретением. Это в частности:

– Земельный кодекс;
– Гражданский кодекс;
– Закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ).

Отметим, что к государственной собственности относится земля, не принадлежащая гражданам, юрлицам и муниципалитетам. Госсобственность на землю подразделяется на:

– федеральную собственность (земли, находящиеся в собственности РФ);
– собственность субъектов Российской Федерации (ст. 16 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.

Законом № 122-ФЗ установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества. Вследствие этого бюджетное учреждение, обладающее правом постоянного пользования земельным участком, должно иметь Свидетельство о государственной регистрации прав.

Специалисты Минфина России в письме № 02-14-10a/1406 указали, что государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не являются основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету. Учитывая изложенное, авторы письма отметили, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, которыми учреждение имеет право распоряжаться в соответствии с Земельным кодексом.
Как правило, земля должна быть отражена на балансе исполнительного органа власти (органа местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.

Постановка участка на баланс
В соответствии с Инструкцией № 25н земля в бюджетном учете относится к непроизведенным активам и учитывается на счете 0 103 01 000 «Земля».

Непроизведенные активы отражаются в учете по их первоначальной стоимости на момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот. В первоначальную стоимость объектов непроизведенных активов включаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Обратите внимание, что земли, которые находятся под зданиями, переданными бюджетным учреждениям в оперативное управление, не подлежат постановке на баланс учреждения. Если учреждение поставило на учет такие земли, необходимо внести изменения в учет и убрать их из баланса.

Выкуп за изъятие

В статьях 9 –11 Земельного кодекса фактически указан покупатель при изъятии путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии, в зависимости от того, для кого (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные органы) происходит изъятие, принимают:

– федеральные органы исполнительной власти;
– органы власти субъектов Федерации;
– органы местного самоуправления.

Землю приобрели и улучшили
Первоначальная стоимость объекта непроизведенных активов может изменяться в результате увеличения капитальных вложений по улучшению земель, переоценки, дооценки или уценки объектов.

Затраты на приобретение непроизведенных активов относят на счет 0 106 03 000 «Капитальные вложения в непроизведенные активы».

Пример 1
Бюджетным учреждением приобретен и принят к бухгалтерскому учету земельный участок на основании акта о приеме-передаче и свидетельства о государственной регистрации прав. Его стоимость составила 3 500 000 руб. После этого произведены расходы капитального характера, связанные с мероприятиями по мелиорации, в сумме 1 000 000 руб. Данные операции в бюджетном учете будут оформлены следующими записями:

Дебет 1 106 03 330
Кредит 1 302 21 730

– 3 500 000 руб. – отражены расходы по приобретению земельного участка.

Дебет 1 106 03 330
«Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы»
Кредит 1 302 21 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов»

– 1 000 000 руб. – отражены расходы по мелиорации;

Дебет 1 103 01 330
Кредит 1 106 03 430
«Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы»

– 4 500 000 руб. (3 500 000 + 1 000 000) – принят к бухгалтерскому учету земельный участок.

Пример, когда бухгалтеру придется столкнуться с покупкой земли, см. в о врезе "Бюджет является первым покупателем"

Требуется оценка
Если земля получена безвозмездно или же настал момент вовлечения в хозяйственный оборот уже имеющегося земельного участка, пока еще стоящего на балансе, нужно начинать с оценки рыночной стоимости.

Внимание! Оценка земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

У многих бухгалтеров возникают вопросы, какая корреспонденция счетов должна отражать вовлечение непроизведенных активов в хозяйственный оборот, и куда относить дополнительные расходы, например услуги по оценке земли?

Бюджет является первым покупателем

В Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» купле-продаже земли посвящена статья 8. В частности, в ней говорится, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки имеет:

– субъект Российской Федерации;
– муниципальное образование (в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации).

Исключение – только продажа с публичных торгов.

Продавец обязан известить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или, в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок в письменной форме, с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более девяноста дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Отказ от покупки возможен. Однако, если участок будет продаваться по цене, ниже ранее заявленной, или с изменением других существенных условий договора, продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.

Пример 2
Участок земли, впервые вовлекаемый в оборот, рыночная цена которого составляет 3 000 000 руб., принят к учету. Услуги сторонней организации по оценке стоимости этого земельного участка составили 25 000 руб. По нашему мнению, в учете бухгалтер должен сделать следующие записи:

Дебет 1 103 01 330
«Увеличение стоимости земли»
Кредит 1 401 01 180

«Прочие доходы»

Дебет 1 401 01 226
«Расходы на прочие услуги»
Кредит 1 302 09 730

Дебет 1 401 01 180
«Прочие доходы»
Кредит 1 401 01 226
«Расходы на прочие услуги»
– 25 000 руб. – списаны расходы по оценке земельного участка.

Пример 3
Воспользуемся условиями предыдущего примера с той лишь разницей, что земельный участок получен безвозмездно. В этом случае бухгалтер, по нашему мнению, сделает следующие записи:

Дебет 1 106 03 330
«Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы»
Кредит 1 401 01 180
«Прочие доходы»
– 3 000 000 руб. – принят к учету по рыночной цене земельный участок, впервые вовлекаемый в хозяйственный оборот;
Дебет 1 106 03 330
«Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы»
Кредит 1 302 09 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»
– 25 000 руб. – получены услуги по оценке земельного участка;
Дебет 1 103 01 330
«Увеличение стоимости земли»
Кредит 1 106 03 430
«Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы»
– 3 025 000 руб.– принят к учету земельный участок.

Обратите внимание на то, что амортизация по непроизведенным активам не начисляется.

Выбытие земли
Операции по выбытию непроизведенных активов, находящихся на учете в учреждении, производятся на основании Акта о списании объекта основных средств по форме 0306003, Акта о списании групп объектов основных средств по форме 0306033). Выбытие может произойти вследствие:

– продажи;
– безвозмездной передачи;
– списания объекта, пришедшего в негодность (например, засоление почвы);
– списания объектов непроизведенных активов, пришедших в негодность в результате чрезвычайной ситуации.

Пример 4
Учреждение продало земельный участок по цене 2 200 000 руб. Его первоначальная стоимость – 1 700 000 руб. Другой участок земли стоимостью 1 000 000 руб. передан безвозмездно государственной организации. В учете учреждения данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:

Дебет 1 205 09 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов»
Кредит 1 401 01 172
– 2 200 000 руб. – начислен доход от реализации земельного участка;
Дебет 1 401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 1 103 01 430
– 1 700 000 руб. – списана балансовая стоимость земельного участка при его продаже;
Дебет 1 401 01 241
«Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 103 01 430
«Уменьшение стоимости земли»
– 1 000 000 руб. – отражена безвозмездная передача земельного участка, находящегося в собственности учреждения.

Пример отражения хозяйственных операций по реализации земельного участка не содержит записей по начислению НДС, поскольку согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса операции по реализации земельных участков не признаются объектом налогообложения.

Внимание! Средства от реализации земельных участков, полученные бюджетными учреждениями, в том числе и органами местного самоуправления, от коммерческой деятельности в настоящее время подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Доходы от реализации земельных участков при определении налоговой базы могут быть уменьшены на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным статьей 252 Налогового кодекса.

В 2014 году Минфином были внесены многочисленные изменения и дополнения в Инструкцию № 157н. В конце декабря финансовое ведомство выпустило методические рекомендации о том, как правильно осуществить переход на новые положения.

В статье рассмотрим, на что необходимо обратить внимание при отражении операций, связанных с переходом на новые положения.Напомним, что в 2014 году Минфином были внесены многочисленные изменения и дополнения в Инструкцию № 157н . Приказ Минфина РФ № 89н внес поправки еще в конце августа прошлого года, но разъяснения финансового ведомства о том, как правильно осуществить переход на новые положения, вышли в конце года. Рассмотрим, на что необходимо обратить внимание, внося корректировки в учет финансово-хозяйственной деятельности учреждения при отражении отдельных операций с учетом изменений Инструкции № 157н.

Бюджетные проводки.

Общие положения по переходу

В первых абзацах Методических рекомендаций чиновники обратили внимание на то, что положения Приказа Минфина РФ № 89н применяются при формировании остатков на 31.12.2014. Между тем они не исключали, что в 2014 году возможно применение изменений Инструкции № 157н в более ранние сроки, если это было предусмотрено актами субъекта учета, устанавливающими организацию ведения бухгалтерского учета в учреждении, то есть учетной политикой организации. Учреждение вправе было принять решение о переходе на применение как всех новых положений Инструкции № 157н, так и только отдельных:

  • по организации в учреждении ведения бухгалтерского учета и осуществления внутреннего контроля над совершаемыми фактами хозяйственной жизни;
  • по порядку проведения инвентаризации имущества;
  • по ведению учета отдельных объектов активов, обязательств, иных объектов учета;
  • по применению рабочего плана счетов учреждения и иных положений методологии.

При этом следовало исходить из:

  • условий проведения инвентаризаций имущества по активам и обязательствам;
  • организационно-технической готовности учреждений (не позднее 31.12.2014).

Как отмечается в п. 1 Методических рекомендаций, независимо от даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н учреждениям необходимо учитывать, что при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами субъектами учета, изменяется учетная политика. Поэтому, руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» и Приказа Минфина РФ № 89н, необходимо внести соответствующие изменения в свою учетную политику 2014 года. В частности, в:

на которое возложено ведение бухгалтерского (бюджетного) учета, централизованной бухгалтерии) с должностными лицами (структурными подразделениями учреждения), ответственными за осуществление фактов хозяйственной жизни и их оформление первичными учетными документами;

  • перечень и формы регистров бухгалтерского учета и (или) порядок их формирования, в том числе в форме электронного документа;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты, перечень событий после отчетной даты, информация о которых включается в показатели отчетного периода, а также необходимо изменить дату (предельный срок), до которой принимаются первичные учетные документы, отражающие события после отчетной даты, и условия существенности указанных событий при отражении результатов деятельности учреждения;
  • иные положения учетной политики, необходимые для организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Во-первых , по счетам рабочего плана счетов учреждения, по которым уточнены наименования счетов, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, обороты до даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н не корректируются (п. 1 Методических рекомендаций).

Во-вторых, первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, сформированные учреждением с 1 января 2014 года до даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н, не подлежат переоформлению и (или) исправлению в связи с изменением методологии бухгалтерского (бюджетного) учета (п. 6 Методических рекомендаций).

Постановка на учет земельных участков.

В связи с тем, что согласно внесенным изменениям в Инструкцию № 157н на баланс в учреждениях принимаются активы, которые ранее учитывались на забалансовых счетах (в частности, земельные участки, находящиеся в оперативном управлении), а также переносятся отдельные виды расчетов по вновь введенным счетам, необходимо провести инвентаризацию. Результаты инвентаризации нужно оформить инвентаризационными ведомостями, формы которых утверждены Приказом Минфина РФ № 173н .

Земельные участки, закрепленные за автономным учреждением на праве безвозмездного (бессрочного) пользования, отраженные на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», принимаются к бухгалтерскому учету в составе непроизведенных активов по кадастровой стоимости. При этом делается запись (п. 2.1 Методических рекомендаций):

Дебет счета 4 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения»

Кредит счета 4 401 10 180 «Прочие доходы»

Одновременно уменьшается показатель на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» и отражаются изменения показателя счета 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в размере стоимости принятого к учету недвижимого имущества.

На забалансовом счете 01 автономного учреждения числился земельный участков, кадастровая стоимость которого составляла на 31.12.2014 3 650 000 руб. (стоимость условная).

Бюджетные проводки. Таблица 1

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
До даты перехода
Отражена кадастровая стоимость земельного участка на забалансовом учете 01 3 650 000
Принят на учет земельный участок, находящийся в оперативном управлении 4 103 11 000 4 401 10 180 3 650 000
Списан с забалансового учета земельный участок 01 3 650 000
Отражены расчеты с учредителем в объеме его прав по распоряжению особо ценным имуществом 4 401 10 172 4 210 06 000 3 650 000

Далее хотим обратить внимание, что АУ вправе принять решение об отражении измененной в соответствии с законодательством РФ на 2015 год кадастровой оценки земельных участков в составе операций после отчетной даты, подлежащих отражению 31.12.2014.

В случае если ранее в учете АУ числились земельные участки, приобретенные по договорам купли-продажи, в связи с их переходом на учет по кадастровой стоимости должна быть сделана бухгалтерская запись на сумму изменения (отражается в случае увеличения балансовой стоимости со знаком плюс, в случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком минус) (п. 2.2 Методических рекомендаций):

Дебет счета 0 103 11 000 «Земля – недвижимое имущество учреждения»

Кредит счета 0 401 10 180 «Прочие доходы»

В феврале 2014 года АУ за счет средств, полученных от платных услуг, приобрело земельный участок стоимостью 2 350 000 руб. (цена условная). Кадастровая его стоимость на 31.12.2014 составляет 2 650 000 руб.

Бюджетные проводки. Таблица 2

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена задолженность перед продавцом за земельный участок на основании договора купли-продажи 2 106 13 000 2 302 33 000 2 350 000
Произведена плата за земельный участок 2 302 33 000 2 201 11 000 2 350 000
Принят к учету земельный участок 2 103 11 000 2 106 13 000 2 350 000
На дату перехода (31.12.2014)
Отражены изменение стоимости земельного участка и принятие его к учету по кадастровой стоимости
(2 650 000 ‑ 2 350 000) руб.
2 103 11 000 2 401 10 180 300 000

Списание с балансового учета спецодежды.

В настоящее время в силу норм, изложенных в п. 385 Инструкции № 157н, учет имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением осуществляется на забалансовом счете 27.

Как отмечается в п. 2.5 Методических рекомендаций, выбытие материальных запасов, имеющих нормативный срок эксплуатации, выданных в личное (индивидуальное) пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей , следует отразить бухгалтерской записью:

Дебет счетов 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 109 00 272 «Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

Кредит счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», с одновременным отражением на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

В марте 2014 года АУ за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, было приобретено 10 комплектов спецодежды на сумму 6 000 руб. Одежда была оприходована на склад и впоследствии выдана сотрудникам организации. Нормативный срок использования спецодежды – два года.

В бухгалтерском учете АУ были сделаны следующие записи:

Бюджетные проводки. Таблица 3

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
До даты перехода (28.02.2014)
Приобретена спецодежда у поставщика и оприходована на склад 4 105 35 000 (склад) 4 302 34 000 6 000
Произведена оплата спецодежды 4 302 34 000 4 201 11 000 6 000
Выдана спецодежда работникам учреждения со склада 4 105 35 000 (работники) 4 105 35 000 (склад) 6 000
На дату перехода (31.12.2014)
Отражено выбытие спецодежды с балансового учета 4 401 20 272 4 105 35 000 (работники) 6 000
Отражено одновременно принятие спецодежды на забалансовый учет 27 (работники) 6 000

Отражение переноса остатков по счетам.

С учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 157н, рабочий план счетов автономного учреждения дополнен новыми балансовыми счетами:

Проводки в бюджете. Таблица 4

Номер счета Наименование
205 82 «Расчеты по невыясненным поступлениям»
209 30 «Расчеты по компенсации затрат»
209 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»
209 83 «Расчеты по иным доходам»
210 11 «Расчеты по НДС по авансам полученным»
210 12 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
401 60 «Резервы предстоящих расходов (по видам расходов)»
500 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)»
502 07 «Принимаемые обязательства»
502 09 «Отложенные обязательства»

Таким образом, поскольку вводятся новые счета, необходимо отразить перенос остатков по данным счетам.

В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций перенос остатков по счетам в части расчетов по доходам осуществляется на основании справки (ф. 0504833) с отражением следующих бухгалтерских записей:

Бюджетные бухгалтерские проводки. Таблица 5

Содержание операции Дебет Кредит
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по ущербу, подлежащему возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек)* 0 209 30 000 0 205 30 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по возмещению ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев* 0 209 40 000 0 205 40 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг* 0 209 40 000 0 205 40 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по реализации имущества ввиду принятия решения о списании объектов нефинансовых активов (металлолома, ветоши, макулатуры, иных отходов и (или) объектов, полученных при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов)* 0 209 74 000 0 205 74 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по иным доходам, не связанным с выполнением договоров, соглашений, в том числе по предоставлению субсидий, а также с выполнением учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций* 0 209 83 000 0 205 80 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по начисленным процентам за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате или неосновательного получения или сбережения, а также начислениям по возмещению упущенных выгод* 0 209 83 000 0 205 80 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по невыясненным поступлениям* 0 205 81 000 0 205 82 000
Отражен перенос остатков в сумме расчетов по налоговым вычетам по НДС в части налога, начисленного при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)* 0 210 11 000 0 210 01 000
Отражен перенос остатков в части сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащих вычету* 0 210 12 000 0 210 01 000

* В случае наличия на дату перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н кредитовых остатков по расчетам в части указанных доходов перенос показателей расчетов осуществляется обратными корреспонденциями по аналогии с приведенными выше.

После проведения инвентаризации в АУ на счете 2 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» числилась общая сумма входного НДС – 25 678 руб., которая по данным налогового учета складывалась из двух сумм:

  • суммы налога, начисленного при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, – 5 325 руб.;
  • суммы налога, предъявленного налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащей вычету, – 20 353 руб.Перенос остатков был оформлен справкой (ф. 0504833).

В бухгалтерском учете АУ были сделаны следующие записи:

Таблица 6

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражен перенос остатков в части НДС по предварительной оплате 2 210 11 000 2 210 01 000 5 325
Отражен перенос остатков в части входного НДС при приобретении товаров от поставщиков 2 210 12 000 2 210 01 000 20 353

В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций перенос остатков по счетам в части расчетов по обязательствам осуществляется на основании справки (ф. 0504833) с отражением следующих бухгалтерских записей:

Таблица 7

Содержание операции Дебет Кредит
В части расчетов по обязательствам
Отражен перенос остатков в сумме задолженности перед учреждением по предварительным оплатам в рамках договоров, государственных (муниципальных) контрактов, не возвращенным контрагентом в случае их расторжения, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы 0 209 30 000 0 206 00 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности перед учреждением по перечисленным обеспечениям заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечениям исполнения договоров, государственных (муниципальных) контрактов, иных залоговых платежей, задатков 0 210 05 000 0 206 00 000
Отражен перенос остатков в сумме своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы) задолженности подотчетных лиц, по которой на дату перехода осуществляется претензионная работа, в том числе в случае оспаривания физическим лицом – должником удержаний, а также по работникам, с которыми прекращены трудовые отношения 0 209 30 000 0 208 00 000
Отражен перенос остатков в сумме задолженности по выплатам пособий, пенсий, компенсаций, своевременно не полученной получателями указанных выплат 0 302 00 000 0 304 02 000
Отражен перенос остатков в сумме ущерба в объеме задолженности бывших работников за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого они уже получили ежегодный оплачиваемый отпуск, выявленной при инвентаризации* 0 209 30 000 0 401 10 130

* C одновременным отражением исправительных бухгалтерских записей по соответствующим счетам расчетов 0 302 00 000 «Расчеты по обязательствам», 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Операции по начислению резервов.

В соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» применяется для обобщения информации о суммах, зарезервированных в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения. Порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Если учреждением принято решение о начислении резервов до 01.01.2015, то необходимо сделать следующие бухгалтерские записи (п. 5 Методических рекомендаций):

Бюджетные бухгалтерские проводки. Таблица 8

Содержание операции Дебет Кредит
Отражено начисление сумм резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время)

0 109 60 211

0 401 20 211

0 401 60 211
Отражено начисление сумм резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов)

0 109 60 213

0 401 20 213

0 401 60 213
Отражено начисление сумм резерва по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений)

0 109 00 000

0 401 20 200

0 401 60 000
Отражено начисление сумм резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке 0 401 20 200 0 401 60 000
Отражены расчеты по оплате обязательств при поступлении расчетных документов 0 401 60 000 0 302 00 000
Отражено начисление расходов по оплате обязательств, в том числе признанных в судебном порядке за счет резерва, созданного по судебным разбирательствам 0 401 60 000 0 302 00 000

Автономное учреждение приняло решение о формировании резерва расходов на оплату отпусков. Резерв формируется путем ежемесячных начислений на последнее число каждого месяца. Сумма отпускных составляет 35 000 руб., сумма страховых взносов – 10 500 руб. Все начисления произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.

В бухгалтерском учете АУ 31.12.2014 были сделаны следующие записи:

Проводки в бюджете. Таблица 9

При принятии учреждениями в рамках формирования учетной политики решения о создании резервов предстоящих расходов начиная с 1 января 2015 года их отражение осуществляется по аналогии с бухгалтерскими корреспонденциями, приведенными выше.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы:

  • Положения Приказа Минфина РФ № 89н применяются при формировании остатков на 31.12.2014.
  • Независимо от даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н учреждениям необходимо внести изменения в учетную политику 2014 года.
  • Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, сформированные учреждением с 1 января 2014 года до даты перехода на применение положений Приказа Минфина РФ № 89н, не подлежат переоформлению и (или) исправлению.
  • Перенос остатков по счетам оформляется справкой (ф. 0504833).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Приказ Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н.

Направлены Письмом Минфина РФ от 19.12.2014 № 02‑07‑07/66918.

В целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об осуществляемых операциях государственные (муниципальные) учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций по статьям 130 «Доходы от оказания платных услуг», 180 «Прочие доходы», 290 «Прочие расходы», 310 «Увеличение стоимости основных средств», 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (в рамках третьего разряда кода) (Приказ Минфина РФ от 26.05.2014 № 38н).

Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Специальная одежда, специальная обувь, форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь, а также спортивная одежда и обувь и др.

Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №4, 2015 год

I. Согласно новой редакции Инструкции 157н и федеральным стандартам земельные участки и отдельные права на них учитывайте на следующих счетах ():

Забалансовый счет 01

1. Используемые учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.

2. Вовлекаемые уполномоченными органами в хозяйственный оборот, собственность по которым не разграничена.

Полученные в операционную аренду.

Договор аренды земли можно квалифицировать .

Числящиеся в составе казны.

Например, сервитут может быть установлен для прохода и проезда через соседний участок.

Основание: выписка из ЕГРН, документ о праве постоянного (бессрочного) пользования.

Основание: договор аренды земельного участка.

Основание: выписка из ЕГРН, подтверждающая собственность публично-правового образования.

Основание: выписка из ЕГРН о регистрации сервитута на основании судебного акта или соглашения.

II. Поступление земельных участков отражайте на балансовых счетах такими проводками:

В казенном учреждении

В органе управления имуществом казны

В бюджетном или автономном учреждении

КРБ 1 103 11 330

КДБ 1 401 10 189

КРБ 1 108 55 330

КДБ 1 401 10 189

III. При передаче участка в операционную аренду отразите внутреннее перемещение:

IV. Не забывайте перед сдачей годовой отчетности проверять, не пересмотрена ли кадастровая стоимость земельных участков. Если не учтете эти корректировки, отчетные данные будут существенно искажены. Изменение кадастровой стоимости участков отразите проводками.

Непроизводственные активы в бюджетном учете - это ошибочное наименование непроизведенных активов, являющихся частью нефинансовых активов бюджетного учреждения. Какие именно нефинансовые активы можно отнести к числу непроизведенных (непроизводственных)? Разбираемся.

Что относится к непроизводственным активам бюджетной организации

Чаще всего ошибочно термином «непроизводственные активы» относительно вопросов учета в бюджетных организациях называют непроизведенные активы. Непроизведенные активы — это то, что не произведено человеком, то есть ресурсы, которые дарованы нам природой. Такие активы используются нами, улучшаются, осваиваются, добываются, иногда уничтожаются, но произвести их мы (чаще всего) не можем.

Понятие непроизведенных активов дано в п. 70 инструкции, утвержденной приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н (счет 10300). В бюджетном учете, нормируемом приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н, для учета непроизведенных активов используется счет 0010310000, там же обозначены субсчета по каждому виду активов. Субсчет 001031000 формирует данные о текущей стоимости всех непроизведенных активов учреждения, являющихся недвижимым имуществом.

К такому типу активов относятся:

  • земля,
  • ресурсы недр,
  • прочие непроизведенные активы.

Главным непроизведенным активом, которым располагает большинство бюджетных организаций, относящихся к органам государственного управления разных уровней, является земля. На субсчете 0010311000 отражается стоимость земли как нефинансового актива учреждения. Субсчета 0010311330 и 0010311430 позволяют корректировать первоначальную стоимость данного актива в сторону увеличения или уменьшения соответственно.

Первоначальная стоимость ресурсов недр (вода и полезные ископаемые) отражается на субсчете 0010312000. Увеличение и снижение стоимости ресурсов проводится, соответственно, по субсчетам 00103312330 и 0010312430.

Прочие непроизведенные активы имеют субсчет 0010313000, а для отражения прироста или снижения их стоимости используются субсчета 0010313330 и 0010313430.

Бухгалтерские проводки операций с непроизведенными активами в бюджетных организациях

Непроизведенные активы могут быть приняты на баланс бюджетной организации в результате:

  • приобретения (покупки, передачи в пользование, дарения);
  • передачи в оперативное управление;
  • выявления неучтенных объектов непроизведенных активов в ходе инвентаризации.

Поступление непроизведенных активов в учете отражается следующими проводками (пп. 20-21 приказа № 174н):

Первичные документы

Приобретение непроизведенных активов, капвложения в неотъемлемые от таких активов улучшения

Акт приема-передачи объекта или группы объектов (ф. 0306001, 0306031), сметы и акты приемки работ по капитальным улучшениям

Получение земли на правах бессрочного пользования (включая землю под объектом недвижимости): отражается или кадастровая стоимость, или стоимость, указанная в акте на право пользования земельным участком за пределами РФ

Акт, справка о кадастровой стоимости земли, о стоимости участков, расположенных за пределами РФ, акты передачи в бессрочное владение

010311330, 010312330, 010313330

Принятие на баланс в результате выявления в ходе инвентаризации

Акт о результатах инвентаризации объектов непроизведенных активов (ф. 0504835)

Изменение стоимости участков земли, которые были приняты к учету раньше, в результате изменения кадастровой цены

Справка об изменении кадастровой стоимости, расчет увеличения (уменьшения) стоимости земельного участка

010311330, 010312330, 010313330

010311330, 010312330, 010313330

Внутреннее перемещение объектов непроизведенных активов в результате смены материально ответственных лиц

Накладная на внутреннее перемещение объектов финансовых активов (ф. 0504102)

Списание (выбытие) непроизведенных активов отражается в учете следующими проводками (пп. 22, 23 приказа № 174н):

Первичные документы

010311330, 010312330, 010313330

Безвозмездная передача непроизведенного актива органам госвласти, госучреждениям или муниципальным учреждениям, включая случаи прекращения прав на оперативное управление

Акт о передаче объектов нефинансовых активов (ф. 504101), инвентарные карточки, которые прикладываются к такому акту

010311330, 010312330, 010313330

Внутриведомственная передача непроизведенных активов

Внутренние документы на такое перемещение: распоряжение, решение соответствующего головного органа, акт передачи, накладная на внутреннее перемещение (ф. 05044102)

010311330, 010312330, 010313330

Передача объектов непроизведенных активов другим приобретателям права на владение (управление) ими (кроме госорганов), в том числе безвозмездно

Решение о передаче прав владения безвозмездно, договоры купли-продажи, акты передачи прав владения

010311330, 010312330, 010313330

Выбытие активов при их продаже (реализации) в соответствии с законами РФ

договоры купли-продажи, акты передачи прав владения

010311430, 010312430, 010313430

Расходы в связи с чрезвычайными ситуациями, приведшими к разрушению, выбытию активов

Акт (справка) о чрезвычайном событии, справка Торговой палаты о событиях форс-мажора, повлекших разрушения, акты оценки разрушений и списания

Уценка (дооценка) стоимости непроизведенных активов при проведении переоценки

Формы первичных документов, которыми оформляются операции по движению непроизведенных активов, утверждены приказом Минфина от 30.03.52 № 52н.

Порядок учета непроизведенных активов автономного учреждения

Приказ Минфина от 23.12.10 № 183н устанавливает План счетов и инструкцию по его применению для учреждений, относящихся к числу автономных. Структура Плана счетов для автономников мало чем отличается от Единого плана счетов для учета в бюджетных учреждениях, установленного приказом 157н.

Структура нефинансовых активов в плане счетов автономного учреждения аналогична структуре нефинансовых активов, приведенной в приказе № 174н для бюджетных учреждений.

Итоги

Выражение «учет непроизводственных активов в бюджетных учреждениях» имеет неверную формулировку, так как бухгалтерский учет у бюджетников подразумевает деление активов не на производственные и непроизводственные, а на финансовые и нефинансовые. Непроизводственными активами чаще всего называют активы непроизведенные, учет которых мы рассмотрели в статье.

В связи с динамичным развитием земельных отношений актуальным является вопрос правового обеспечения и технологии учета земельных участков. В статье раскрываются особенности правового регулирования земельных участков как вида непроизведенных активов. Обосновывается факт того, что регистрация и определение кадастровой стоимости земельного участка не являются основанием для принятия земельного участка к бюджетному учету. Рассматриваются особенность земельных участков как единицы учета, технология бюджетного учета их поступления, перемещения и выбытия, случаи их забалансового учета.

Правовое обеспечение учета земельных участков

Законодательное регулирование вопросов, связанных с использованием земельных участков, основывается на применении норм:
- Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ);
- Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая, часть вторая) от 21.10.1994 N 51-ФЗ (с изм. и доп.);
- Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре";
- Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Бюджетный учет земельных участков ведется в соответствии с:
- Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
- Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации под земельным участком понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии со ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. При этом юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Кроме этого, согласно ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления юридическим лицам - государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям могут предоставляться земельные участки в безвозмездное срочное пользование на срок не более чем один год.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.
Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации прав на недвижимое имущество устанавливаются в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Федеральным законом N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества. Вследствие этого государственное (муниципальное) учреждение, обладающее правом постоянного пользования земельным участком, должно иметь Свидетельство о государственной регистрации прав.
Таким образом, общие нормы и правила государственной регистрации бюджетными учреждениями применяются на равных условиях с коммерческими организациями.
Согласно Письму Минфина России от 26.05.2006 N 02-14-10а/1406 государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не являются основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету. Учитывая изложенное, специалисты Минфина России отметили, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, которыми учреждение имеет право распоряжаться в соответствии с Земельным кодексом. Как правило, земля должна быть отражена на балансе исполнительного органа власти (органа местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.

Особенности бюджетного учета земельных участков

Пунктом 70 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н определено, что земля относится к непроизведенным активам и учитывается на счете 10300 "Непроизведенные активы".
Отличительной чертой объектов непроизведенных активов является то, что они не являются продуктами человеческого труда и представляют собой землю, ресурсы, недра и т.д. Тем не менее такое имущество может оцениваться в стоимостном выражении, выступать в качестве объекта купли-продажи (или быть объектом иных хозяйственных договоров), а также являться источником получения экономических выгод хозяйствующими субъектами.
При этом в п. 71 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н указано, что активы отражаются в учете в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот.
Статья 129 ГК РФ определяет оборотоспособность объектов гражданских прав, к которым в соответствии с положениями ст. 128 ГК РФ относятся земля и другие природные ресурсы. Исходя из содержания ст. 129 ГК РФ под оборотом земельных участков следует понимать их отчуждение или переход от одного лица к другому.
Ограничения оборотоспособности земельных участков определены ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом данной нормой установлено, что земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества подлежат государственному кадастровому учету.
Земельные участки могут иметь рыночную и кадастровую оценку. Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Права на земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании бюджетных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в соответствии с нормами действующего законодательства.
В рамках участника (стороны) в договоре на безвозмездное (бессрочное) пользование бюджетные учреждения, органы государственной власти, местного самоуправления регистрируют участок земли согласно соответствующим нормативным актам. Следует напомнить, что регистрация и определение кадастровой стоимости земельного участка не являются основанием для принятия земельного участка к бюджетному учету.
Расходы, связанные с регистрацией земельных участков, осуществляются учреждениями по подстатье 226 "Прочие работы, услуги".
Земельные участки отражаются по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот.
Следуя юридической логике, вовлечением земельных участков в хозяйственный оборот являются:
- приобретение земельных участков;
- безвозмездное получение земельных участков от других бюджетов, государственных и муниципальных организаций других бюджетов, негосударственных организаций;
- продажа земельных участков;
- передача земельных участков другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.
Вовлечение земельных участков в экономический (хозяйственный) оборот осуществляется с учетом ограничений, установленных ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данные ограничения вовлечения земельных участков в экономический (хозяйственный) оборот следует учитывать при отражении операций с земельными участками в бюджетном учете.
В составе земельных участков не учитываются здания и сооружения, построенные на земле, насаждения.
Земельные участки как вид непроизведенных активов отражаются по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот, которая формируется на счете 010613000 "Вложения в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения".
Термин "первоначальная стоимость" применяется ко всем группам внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов и непроизведенных активов). Однако п. 72 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н определено, что в целях формирования первоначальной стоимости объектов непроизведенных активов при их приобретении, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, включая:
1) суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу (поставщику);
2) суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта непроизведенных активов;
3) регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объекта непроизведенных активов;
4) суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект непроизведенных активов;
5) иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта непроизведенных активов.
Кроме того, не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, а также расходы, связанные с приведением объектов непроизведенных активов в состояние, пригодное для использования.
Для отражения стоимости земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, переданные учреждениям в пользование, в бюджетном учете необходимо проведение целого комплекса мероприятий - геодезические исследования, определение границ, присвоение кадастрового номера и др. Это сопряжено с затратами, которые возможны в случае выделения бюджетных ассигнований. Таким образом, фактически земельные участки могут включаться в состав активов учреждения при условии вынесения соответствующего решения вышестоящего органа, документированного надлежащим образом.
Осуществленные расходы на непроизведенные активы аккумулируются на счете 010613000 "Вложения в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения". По завершении процесса формирования первоначальной стоимости собранные затраты списываются в дебет счетов, открытых к счету 010311000 "Земля - недвижимое имущество учреждения".
В соответствии с п. 79 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н под категорией "земля" понимаются объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т.п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов.
Операции поступления и безвозмездной передачи земельных участков оформляются актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) N ОС-1 (ф. 0306001).
Каждому земельному участку присваивается уникальный порядковый инвентарный номер, который используется в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах. Аналитический учет земельных участков ведется в инвентарной карточке учета основных средств.

Поступление земельных участков и принятие их к учету

Учет операций по поступлению объектов непроизведенных активов ведется:
- в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов в части операций по принятию к учету объектов непроизведенных активов по сформированной первоначальной стоимости;
- в Журнале по прочим операциям - по иным операциям поступления объектов непроизведенных активов.
Принятие на бюджетный учет земельных участков в момент вовлечения их в хозяйственный оборот отражается следующими бухгалтерскими записями:
1. Приобретение земельного участка за плату на сумму фактических вложений учреждения в его приобретение - стоимость земельного участка:

Кредит 0 302 33 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов".
2. Принятие к учету стоимости услуг, связанных с регистрацией земельного участка:
Дебет 0 106 13 330 "Увеличение вложений в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения"
Кредит 0 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам".
3. Учет операций по вложениям в земельные участки при безвозмездном получении:

Дебет 0 106 13 330 "Увеличение вложений в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения"


Дебет 0 106 13 330 "Увеличение вложений в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения"


Дебет 0 106 13 330 "Увеличение вложений в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения"

4. Принятие к бюджетному учету земельного участка по первоначальной стоимости:

Кредит 0 106 13 430 "Уменьшение вложений в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения".
Такой же бухгалтерской записью оформляется оприходование неотделимых от земельных участков капитальных расходов, а также расходов неинвентарного характера на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимых за счет капитальных вложений стоимости поступивших земельных участков.
5. Принятие к бюджетному учету по сформированной стоимости земельного участка, полученного в порядке передачи от публично-правовых образований и учреждений, если такая передача не предполагает дополнительных затрат:
- между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:
Дебет 0 103 11 330 "Увеличение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения"
Кредит 0 304 04 330 "Внутриведомственные расчеты";
- между учреждениями разных уровней бюджетов:
Дебет 0 103 11 330 "Увеличение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения"
Кредит 0 401 10 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
- между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций:
Дебет 0 103 11 330 "Увеличение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения"
Кредит 0 401 10 180 "Прочие доходы".
При принятии к учету земельных участков, которые ранее не были учтены, но фактически находились в собственности, владении или пользовании учреждений и органов управления, правомерно применение порядка принятия к учету активов, выявленных в качестве излишков при проведении инвентаризации. Оприходование излишков земельных участков, выявленных при инвентаризации, отражается по рыночной стоимости на дату принятия их к бюджетному учету:
Дебет 0 103 11 330 "Увеличение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения"
Кредит 0 401 10 180 "Прочие доходы".

Перемещение и выбытие земельных участков

Рассматривая учет операций по выбытию и перемещению земельных участков, следует отметить, что эти операции ведутся в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Внутреннее перемещение земельных участков между материально ответственными лицами в учреждении отражается внутренней бухгалтерской записью по соответствующим счетам аналитического счета 010311000 "Земля - недвижимое имущество учреждения".
Выбытие земельных участков, находящихся на бюджетном учете в учреждениях, отражается в зависимости от причин выбытия:
1. При реализации земельных участков, а также в случае их выбытия как пришедших в негодность оформляется бухгалтерская запись:
Дебет 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами"

Приведение земельных участков в негодность подразумевает не только фактическое ухудшение эксплуатационных свойств (снижение плодородия земельных участков сельскохозяйственного назначения, загрязнение земель), но также возникновение факторов, влияющих на рыночную стоимость активов (объявление сервитутов, развитие по соседству промышленных зон и т.п.).
Под недостачей земельных участков понимается выявление документальной ошибки, в результате которой неправильно установлена их рыночная стоимость или неправильно определены границы земельного участка.
2. При безвозмездной передаче земельных участков:
- между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:
Дебет 0 304 04 330 "Внутриведомственные расчеты"

- между учреждениями разных уровней бюджетов:
Дебет 0 401 20 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит 0 103 11 430 "Уменьшение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения";
- между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций:
Дебет 0 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям"
Кредит 0 103 11 430 "Уменьшение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения";
- другим организациям, не являющимся государственными и муниципальными:
Дебет 0 401 20 242 "Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций"
Кредит 0 103 11 430 "Уменьшение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения".
3. При списании земельных участков, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций:
Дебет 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами"
Кредит 0 103 11 430 "Уменьшение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения".
4. При выбытии земельного участка в форме вложения в уставные капиталы организаций:
Дебет 0 302 73 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале"
Кредит 0 103 11 430 "Уменьшение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения".
Выбытие земельных участков в форме их внесения в уставные капиталы хозяйственных обществ, товариществ возможно в отношении земельных участков, находящихся в собственности учреждения или органа управления, финансируемого за счет бюджетных средств.
Особенность земельных участков как непроизведенных активов заключается в том, что на них не начисляется амортизация, так как их стоимость с течением времени не снижается. Кроме этого, срок полезного использования земельных участков - неопределенный.

Забалансовый учет земельных участков

Согласно п. 77 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением (предоставлением) прав использования объектов непроизведенных активов, на балансовых счетах учета непроизведенных активов не осуществляется.
Из смысла п. 332 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н следует, что имущество, полученное с правом бессрочного пользования, должно учитываться учреждением на забалансовых счетах. Таким образом, положения абз. 1 п. 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н позволяют сделать вывод о том, что в соответствии с учетной политикой земельные участки могут обособленно учитываться в учреждении на счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Однако, руководствуясь абз. 3 п. 332 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н, уполномоченные должностные лица могут принять решение об учете земельных участков на специальном дополнительном забалансовом счете. В этом случае платежи, осуществляемые учреждением за предоставленное им право пользования земельным участком, относятся в состав расходов, относимых на финансовый результат текущего финансового года.
Таким образом, особенности правового статуса земельных участков, относимых к категории непроизведенных активов, в настоящее время регулируются нормами гражданского и земельного законодательства. В бюджетном учете предусмотрен балансовый и забалансовый учет земельных участков, что обусловлено юридическими правами учреждения на эти объекты непроизведенных активов. Амортизация на земельные участки не начисляется в связи с тем, что их стоимость с течением времени не снижается и срок полезного использования является неопределенным.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png