С тех пор как ассирийцы в VIII столетии до н.э. изгнали десять еврейских племен с их земли, дальнейшая судьба этих людей неизвестна. Куда они направились? Что случилось с изгнанниками потом? Историки не получили однозначного ответа на эти вопросы до сих пор.

Совершим небольшой экскурс в библейскую историю и начнем с патриарха Авраама или, еще лучше, с его внука Якова. Бог явился последнему во сне по пути в Месопотамию и благословил его стать основателем еврейского народа. Яков родил 12 сыновей: Рувима, Симона, Левия, Иуду, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иссахара, Завулона, Иосифа, Вениамина, каждый из которых впоследствии стал отцом одного из племен израилевых.

В стране Ханаан племена поселились на берегах реки Иордан. Позднее была установлена монархия, и потомки сыновей Якова имели единого правителя, но после смерти царя Соломона государство разделилось на два. От племен Иуды и Вениамина, живших на юге, отделились десять остальных племен, освоивших северные районы. Этими коленами стали управлять монархи, передававшие престол по наследству. Народы Иуды и Вениамина, как принято считать, являются предками современных евреев. А что же случилось с десятью северными коленами? Где их потомки?

В 722—721 г. до н.э. царь Ассирии Салманасар V захватил Самарию и изгнал десять народов северного царства. Люди снялись с насиженных мест и вместе с малыми детьми и стариками, со скарбом, который могли унести, на телегах и пешком отправились и Месопотамию и города индийские (современные Сирию и Ирак). Плач и стенания поднимались над толпами изгнанников. Многие не смогли вынести лишений и умерли в пути. Что сталось с выжившими, никто не знает.

Пророк Иезекииль предсказал будущее объединение всех евреев на Земле Обетованной. Во многих районах земного шара живут люди, возможно, являющиеся потомками исчезнувших племен: в Крыму, на Кавказе, в Кении, Нигерии, Армении, Иране, Центральной Азии и на севере Сибири, в Африке, Южной Америке, Австралии и Ирландии. Бесспорных доказательств нет, но иудейские элементы культур некоторых народов, живущих в вышеперечисленных регионах, указывают на возможную связь с пропавшими племенами.

Евреи Эфиопии

Одним из первых известных исследователей данной загадки был Вениамин из Туделы, живший в Испании в XII в. Большую часть своей жизни он потратил, путешествуя в поисках потомков людей, принадлежавших к десяти упомянутым племенам, и, посещая еврейские общины, записывал впечатления в дневнике. Посетив Персию и Аравийский полуостров, Вениамин столкнулся с иудеями, которые, по его убеждению, являлись прямыми потомками изгнанных израильтян.

Их самодостаточность и свирепость глубоко поразили исследователя. Вениамин писал: «В Персии живут потомки племен Дана, Завулона, Асира и Неффалима. Ими руководит правитель Иосиф. Среди этих людей есть ученые мужи, сведущие в различных науках. Они сеют злаки, снимая богатый урожай, состоят в военном союзе с язычниками, поклоняющимися ветру и живущими в дикости».

Во время путешествия по Аравии Вениамин также посетил большие еврейские города, окруженные мощными оборонительными сооружениями. Местные жители отличались воинственностью и в альянсе с арабами совершали набеги на мирные племена Аравии. Горожане сообщили Вениамину, что их прародителями являются Рувим и Гад.

Когда в 1492 г. Христофор Колумб предпринял путешествие и открыл новые земли, никто не предполагал, что его появление изменит судьбу аборигенов. Но, возможно, Колумб был не первым жителем Старого Света, приплывшим в Америку. Миссионер Бартоломео де Лас Касас в начале XVI в. встретил в Перу и Гватемале индейские племена, предания которых гласили, что их предки прибыли с Востока, переплыв океан. Кроме того, индейцы соблюдали многие иудейские ритуалы.

Через 120 лет аналогичный отчет португальского путешественника Антонио Монтесиноса вызвал сенсацию среди ученых Европы. Монтесинос встретил в Андах индейцев, читавших наизусть выдержки из Торы. Их одежду, гончарные изделия и другие предметы обихода украшала звезда Давида. Манассия бен Израиль, голландский ученый, уважаемый как в христианских, так и в иудейских кругах, укрепил представление об американских индейцах как о потомках еврейских племен.

Под впечатлением отчета Монтесиноса и вдохновленный собственными мистическими взглядами, ученый написал книгу «Надежда Израиля», в которой призывал евреев, рассеянных по миру, объединиться. В 1655 г. Манассия встретился в Вестминстере с Оливером Кромвелем и представил петицию о возврате в Англию всех евреев, изгнанных из страны. По его мнению, туманный Альбион — и есть Земля Обетованная.

Фантастический манифест 1665 г. встряхнул иудеев. Раввин Натан Газский объявил мессией, призванным объединить всех евреев, Саббетая Зеви из Измира. В манифесте утверждалось, что последний явился на землю верхом на драконе о семи головах. По пути мессию атаковали Гог и Магог, враги Израиля, возглавлявшие огромную армию.

Однако Саббетай с помощью огня, вырывавшегося из его ноздрей, смог разбить врагов. Натан возвещал, что спаситель находится на пути в Иерусалим, и когда прибудет туда, Бог воздвигнет храм из золота, украшенный драгоценными камнями, и весь город наполнится блеском. В тот день, когда это случится, мертвые встанут из могил.

Новость пронеслась из страны в страну. Многие евреи начали продавать имущество и готовиться к путешествию в Святую Землю. Кем же был на самом деле новоявленный мессия? Саббетай Зеви родился в Смирне в Малой Азии в 1626 г. и был посвящен в сан раввина в возрасте 18 лет. Под влиянием мистического учения Каббалы он объявил страдающим евреям, что час искупления пробил.

Такие идеи распространились в Марокко, Тунисе, Египте и Италии. Прошел слух, что огромная армия потомков десяти племен движется через Африку в сторону Мекки. Встревоженные власти Турции в 1666 г. арестовали Зеви и обратили его в ислам. Вслед за этим тысячи евреев также стали мусульманами.

Возможными потомками исчезнувших племен является большая группа народов, называющая себя патанами (пуштуны). Они живут на границе Афганистана, Пакистана и Кашмира. Патаны считают, что ведут происхождение от Киша, предка библейского царя Саула. Они носят одежду, схожую с иудейской, соблюдают еврейские табу, касающиеся пищи, и отмечают иудейскую пасху. В Южной Африке десятки тысяч чернокожих, принадлежащих к племени лемба, заявляют, что сотни лет назад были отрезаны от своих собратьев евреев.

Пуштуны

Но, пожалуй, самым экзотическим местом, где могли поселиться изгнанные еврейские племена, являются Японские острова. Существуют тысячи слов и географических названий в японском языке, этимологические корни которых невозможно проследить. Все они имеют иудейское звучание. Императора Японии Оси, правившего около 730 г. до н.э., ряд историков ассоциирует с последним царем Израиля Осией, который жил во времена, когда ассирийцы изгнали евреев.

Синтоистские храмы того периода напоминают древние израильские. Среди артефактов, найденных в Японии, некоторые имеют явно ассирийское или иудейское происхождение. К ним можно отнести, например, колодец в Кориуги с начертанными на нем словами «Колодец Израиля». Сохранившиеся части древних телег резко отличаются от японских и схожи с описанными в Ветхом Завете. Может быть, древние израильтяне на этих телегах совершили путешествие через всю Азию?

Не случайно самураи считают, что пришли в Японию из Западной Азии около 660 г. до н.э. Само слово «самурай» звучит сходно со словом «Самария». Но какое же из десяти племен поселилось в Японии? Некоторые историки выдвигают гипотезу, что микадо, японский император, является потомком племени Гада. Само слово «микадо» звучит похоже на иудейский термин, означающий «его величество царь»...

Не раз приходилось и приходится слышать вопрос: а где сейчас живут 10 пропавших колен рассеянного Царства Израильского? А и правда, где они? Неужели сотни тысяч или даже миллионы людей бесследно исчезли, растворившись в истории человечества? Неужели не оставили они нам достоверных следов своего существования?

В изложении данного вопроса будем стараться придерживаться точки зрения Библии. Однако, имеющиеся в нашем распоряжении данные археологии и общие исторические представления современной науки тоже будут отмечены. Библейские представления являются основой иудейской религии. Сохранившихся исторических документов древних цивилизаций, описанных в Библии до нас дошло очень мало, несмотря на весьма интенсивные раскопки на территории Израиля и в других районах Ближнего Востока. Однако, поиски продолжаются и мы надеемся, что они подтвердят реальность картины исторических событий и лиц, принимавших в них участие.

Согласно Торе начало еврейского народа восходит к цепочке праотцов Авраама, Исаака и Якова. (В это число не входит колено Левиино, предназначавшееся для священнического служения.) Вот данные численности мужчин еврейского народа, годных к войне к моменту исхода из Египта: колено Рувима 46500, колено Симеона 59300, колено Иуды 74600, колено Иссахара 54800, колено Завулона 57400, колено Ефрема 40500, колено Манассия 32200, колено Вениамина 35400, колено Дана 62700, колено Асира 41500, колено Гада 45650, колено Неффалима 53400.

Годными к войне признавались мужчины от 20 лет и выше. В условиях египетского рабства продолжительность жизни не была очень большой. Хотя по сведениям Торы патриархи еврейских родов жили много больше 100 лет, но вряд ли простые люди жили так долго. Приняв продолжительность жизни этих людей равной продолжительности жизни современных людей и аналогичное распределение по возрастам получим общее количество людей, вышедших из Египта. Люди в возрасте от 18 до 64 лет (воины) составляют примерно 23% (общий процент в популяции, включая женщин, - 46%). Следовательно, общее число людей, вышедших из Египта можно оценить примерно в 2,5 миллиона.

Отправная точка событий, предшествовавших непосредственному рассеянию 10-ти колен Израильского царства находится в историческом периоде существования двух царств 928-586 гг. до н.э., а точнее в 721 г до н.э. (см. Зов Сина №38, III-й период в «Истории еврейского народа в хронологии с 1700г. до н.э. до 2003 г.»). В 721 г. до н.э. ассирийский царь Саргон после трехгодовой осады взял Столицу Израильского царства - Самарию. В плен были уведены десятки тысяч израильтян и расселены в отдалённых областях империи. Во время второй попытки восстания в 720 г до н.э. из столицы Самарии и других городов были вывезены в Ассирию тысячи израильтян. На их месте были поселены ассирийцы, вавилоняне и хутеи. Прибывшие поселенцы смешались с израильтянами, усвоили многие израильские обычаи и верования и образовали особую полуязыческую, полуеврейскую народность, известную под названием самаритян. Через некоторое время они стали считать себя настоящими евреями, потомками Иосифа. Они создали собственную Библию, которую по их преданию продиктовал сам внук Моисея. Их история насчитывает примерно 2,5 тысячелетия, и они сохранились до сих пор в виде небольшой группы. Так погибло Израильское десятиколенное царство, просуществовавшее после отделения от Иудейского два с половиной столетия. Вот эти десять колен и считались долгое время полностью исчезнувшими. В независимом Иудейском царстве остались 2 колена - Иудино (полностью) и Вениаминово (частично).

Установить с достоверностью к какому из древних колен Израиля относится та или иная группа современных евреев пока не удаётся. В данной статье постараемся собрать имеющиеся сведения о распространении некоторых мало известных групп евреев. Но при это не будем касаться больших еврейских общин, таких как сефардская, ашкеназийская, месопотамская или палестинская, заселявших известные территории. Определить к какому из древних колен преимущественно относится та или иная община пока невозможно. Принято относить их к двум коленам, которые оставались в Иудейском царстве после разгрома царства Израильского. История этих общин хорошо известна и мы на ней останавливаться не будем. Основное внимание уделим мало известным исследованиям о периферийных еврейских общинах и общинах других вероисповеданий, предположительно имеющих еврейские корни.

Гипотеза 1.

Прежде всего отметим, что существует предположение о том, что многие из рассеянных 10-ти колен Израиля смешались с иудеями в Вавилонии во время одноименного и небезызвестного рассеяния и в таком качестве вернулись в Землю обетованную в начале эпохи второго храма (см. Зов Сина №38, IV-й период в «Истории еврейского народа в хронологии с 1700г. до н.э. до 2003 г.»).

Гипотеза 2.

Исчезновение 10 колен Израиля породило множество и других историй о появлении наследников какого-нибудь из колен. Как историки- любители, так и профессионалы выступали с сообщениями о потомках израильтян. Некоторые народы и оторванные от цивилизованного мира еврейские общины связывали свою историю с древними коленами Израиля. Одной из таких историй была история, рассказанная путешественником и писателем, выдававшим себя за члена исчезнувшего колена Дана, известного под именем Эльдада бен Махли ха-Дани. В IX в. он путешествовал по Испании, Северной Африке и Мессопотамии. Описывая еврейское царство в Восточной Африке, он утверждает, что население этого царства составили исчезнувшие колена Ашера, Гада Нафтали и Дана. Некоторые философы и знатоки Библии отнеслись к его "открытиям" с подозрением. К числу таких можно отнести и знаменитого испанского учёного Авраама ибн-Эзра. Однако в наше время израильское правительство со всей серьёзностью отнеслось к эфиопским евреям - фелашам и организовало их приезд в Израиль. Это чернокожие евреи, которые заявляют, что они ведут происхождение от царя Соломона (1015 - 977 гг. до н.э.) т.е. на несколько столетий раньше падения Израильского царства. Недавно стало известно, что репатриации в Израиль подлежит также и другая группа чернокожего населения Африки - куаре. Их насчитывается около 3000 человек. Сами же эфиопы утверждают, что они принадлежат к потомкам легендарного царя Соломона и царицы Савской. Среди эфиопских евреев есть племя относящее себя к колену Дана. Это племя проживает на юге страны. Они придерживаются предания о том, что их племя ушло на юг, отказавшись от участия в войне, приведшей к созданию 2-х еврейских царств. Необходимо отметить, что и в Эфиопии и в Израиле существуют мнения против отнесения эфиопских племён к потомкам утерянных колен.
Примерно 500 человек, живущих в Уганде в первой половине 20 века объявили о том, что считают себя евреями. Они открыли синагоги и строго соблюдают еврейские обычаи.

Гипотеза 3.

Большую известность получили легенды о принадлежности перуанских индейцев к исчезнувшим коленам Израиля. Эту версию выдвинули чиновник испанской администрации Фернандо Монтизенос и раввин Амстердама Менаше бен-Израэль. Монтизенос - испанский "маран" написал "Историю перуанских индейцев". Эту теорию поддержал в 1656 г. английский историк Томас Торогуд. Она также получила поддержку и у известного исследователя североамериканского континента Чарльза Бити. Даже в трудах известного историка Америки Джеймса Адейра в книге "История американских индейцев" (1775 г.) утверждается аналогичная версия. Уже в наше время в Перу возникла группа под названием "Бней Моше" стремящаяся сменить католичество на иудаизм. Затем 200 человек образовали коммуну с целью изучения Торы. Некоторое время спустя они переселились в Самарию (Израиль). В г. Веракрус (Мексика) небольшая группа мексиканцев объявила себя потомками маранов, прибывших из Испании. Впоследствии они тоже эмигрировали в Израиль.

Гипотеза 4.

Предположения о находках начали поступать и из других частей света. Так учёный теолог Норман Маклеод, христианский миссионер на Дальнем Востоке в капитальном труде "Взгляд на Дальний Восток" (1871 г.) развил теорию о том, что на южно-японском архипелаге Рюкю проживают потомки одного из исчезнувших колен.

Гипотеза 5.

Научная общественность весьма активно подключилась к этим исследованиям. Немецкий учёный Пауль Маркер (1881 - 1945) во время исследований в Кении и Танганьике выдвинул гипотезу о происхождении племени масаи от одного из утерянных колен.

Гипотеза 6.

В начале XX в. американец Джорж Мур в изданной им многотомной "Истории религий" описал обитающую в Бирме народность ("белых карен"), в религиозных воззрениях которой имелись мессианские чаяния, подобные иудаизму.
Характерно, что эти гипотезы не возникали как плод воображения людей, стремящихся стать родоначальниками научной сенсации. Некоторые религиозные группы сами объявляли себя потомками и наследниками одного из исчезнувших колен. Примером являются американские мормоны, обитающие в штате Юта. Основатель секты Джозеф Смит объявил в своей "Автобиографии", что обнаруженные им "золотые скрижали" были якобы написаны еврейским пророком Мормоном, неведомо как попавшим в Америку.

Гипотеза 7.

С возникновением Израиля поиски пропавших колен интенсифицировались. Иерусалимский раввин Элиягу Авихиль уже в течение нескольких десятилетий проводит по всему миру розыски пропавших колен. В прошлом году он издал в Израиле книгу "Колена Израиля", в которой изложил результаты своих исследований. Было основано товарищество по проверке существующих гипотез о происхождении различных "претендентов на родство". Тщательный анализ энтузиастов поиска корней привёл к тому, что был установлен ареал распространения "потомков изгнанных колен". Оказалось, что изгнанные колена поначалу обосновались в восточной Азии на границах современного Пакистана и Афганистана. Со временем они перемещались на восток и на север. Было обнаружено, что похожие на еврейские религиозные ритуалы сохранились в их древнем виде. Влияния Талмуда они не испытали. Исследователь обнаружил ряд общин, порвавших с иудаизмом. Самая большая из потерянных общин, обнаруженных ребе Авихилем в этом районе, составляет около 20 миллионов человек. Это племя придерживается мусульманской религии, но ранее оно называлось "Бней Исраэль". Некоторые законы этого племени сходны с еврейскими. Среди сохранённых обычаев: использование одеяний сходных с талитом при молитвах, обычай женитьбы брата на бездетной вдове умершего, зажигание субботних свечей, и воздержание от приготовления пищи в субботу. Их внешность признана антропологами семитской. Семьи этого племени напоминают названия еврейских древних колен: Ревени (Реувен), Шинори (Шимон), Дафтани (Нафтали), Эфриди (Эфраим), Ашури (Ашер). Некоторые носят еврейские имена - Эсраэль, Шмуэль.

Гипотеза 8.

Небезызвестно, что пуштуны в Афганистане не скрывали своего происхождения из 10-ти колен. У них даже остались некоторые еврейские обычаи. Что, к сожалению, не мешает им быть в настоящий момент фанатичными мусульманами…

Гипотеза 9.

Семитским обликом отличаются и кашмирцы (численность от 5 до 7 миллионов человек.) При мусульманском образе жизни у них существуют еврейские обычаи: зажигание субботних свечей, отращивание пейсов и бород, и использование в качестве эмблемы Щита Давида.
В числе открытий рабе Авихиля племена каренов, обитающих в северо-восточной Бирме (5-7 миллионов человек). В их традиции история сотворения мира совпадает с библейской, они признают сказания о Всемирном потопе и Вавилонском столпотворении, обычаи жертвоприношения для искупления грехов. По их словам они утратили древние источники, в которых записаны основы их веры, но признали сходство их с Библией, привезённой миссионером.

Гипотеза 10.

Согласно исследованиям ребе Авихиля в Индии тоже есть племя шинлонг (около 1,2 миллиона человек). Его обычаи напоминают каренские. Члены этого племени сами причисляют себя к коленам Менаше и Эфраима. Они исповедуют христианство, но в начале 70-х годов окрепло их движение возвращения к вере отцов. Члены этого движения соблюдают субботу, еврейские праздники, обучают детей в еврейской школе. Из сохранившихся древних обычаев некоторые похожи на еврейские: ношение талит, семидневное поминовение покойника и др. Некоторые члены племени проходят официальный гиюр и переселяются в Израиль.
Известный индийский специалист по вопросам религии Зайтен Чунги провел исследования обычаев племени Мизос, проживающего в индийском штате Мизорам на северо-востоке страны. Он пришел к выводу, что это племя может являться родственниками евреев колена Менаше. Численность племени около 750 000 человек. Недавно значительное число этих людей обратилось с просьбой к израильским властям признать их происхождение из колена Менаше и разрешить эмиграцию в Израиль.

Гипотеза 11.

По мнению ребе Авихиля в китайской провинции Сычуань проживает племя чанг. История племени насчитывает 2300 лет. Члены этого племени называют себя "сынами Авраама". Авихиль считает, что шелонги, карены и чанг составляли в древности одно племя, придерживавшееся еврейских традиций. Эти традиции включали обряды жертвоприношения, покрытие женщинами головы, обмазывание жертвенной кровью притолок домов.

Гипотеза 12.

Следуя мысленно далее на восток, Авихиль утверждает, что среди японцев растворились все 10 колен Израиля. Доказательства этого он находит в особенностях построения храмов. В синтоистских храмах выделяются 3 уровня святости: для всех, для священнослужителей и для первосвященника, раковина для омовения рук, шкаф для книги, аналогичный Ковчегу Завета. В одеяниях священнослужителей находятся нити, напоминающие цицит.

Гипотеза 13.

Значительную группу населения мира, которую имеются основания отнести к потомкам утерянных колен, составляют принужденные евреи (анусим), проживающие на Пиренейском полуострове, которых обратили в христианство. Массовое обращение под угрозой смерти или выселения было осуществлено в 15 в. После этого евреи ("мараны") продолжали тайно соблюдать некоторые ритуалы своей религии. Как оказалось, значительная община обращённых находится сейчас на острове Майорка. Некоторые из них приняли гиюр (см. Зов Сиона № 38 «Из истории еврейства на Балеарских островах»).

Гипотеза14.

Особо следует выделить мало известные еврейские общины не территории бывшего Советского Союза. Относятся ли они к исчезнувшим или сохранившимся коленам ответить пока затруднительно. Евреи появились в Крыму в 1 веке. Самое древнее свидетельство датируется 81 годом. Существовала еврейская община в Керчи и при ней синагога. Предполагают, что они пришли сюда из Малой Азии. В те времена территория полуострова привлекала многих завоевателей. Известно свидетельство создателя славянской азбуки Кирилла о еврейской общине в Херсонесе, кроме евреев включавшей и хазаров. Есть свидетельства о существовании общин и в других городах. В период господства хазар (7 - 10 века) часть полуострова служила убежищем преследуемым евреям Византии. Но и после разгрома Хазарии (965 г.) евреи продолжали жить в Крыму. В 1239 г. Крым завоевали монголы. В столице Крымского ханства Солхат (Кырым) существовала еврейская община. В 1475 году Крым был присоединён к Турции. Еврейская община Крыма была влиятельной и богатой. Она даже выкупала еврейских пленников и помогала беженцам во время резни Хмельницкого. В 1783 г. Крым был присоединён к России. Еврейское население Крыма делилось на 2 группы: ашкенази и крымчаки. Последние были, по-видимому, смешанного сефардо-акеназийского происхождения. Многие обычаи и одежду крымчаки переняли у крымских татар. У них имелись свои синагоги, и они строго соблюдали религиозные обряды. Имелось в Крыму и некоторое количество караимов. Между караимами и ашкеназийскими евреями отношения были враждебными. После победы литовского князя Витовта над татарами (1392 г.) часть караимов была переселена в Литву. В настоящее время большинство караимов мира живёт в Израиле.

Гипотеза 15.

На Кавказе живут 2 группы евреев: грузинские и горские. Первые поселились в этих краях когда Навуходоносор захватил Иудейское царство и разрушил Первый Храм. Таким образом, можно предположить, что грузинские евреи относятся к одному из двух колен древней Иудеи. После разрушения Второго Храма в Грузии поселились ещё некоторое число евреев. Впоследствии в страну прибывали беженцы из других мест. С 14 по 19 века грузинские евреи считались крепостными князей, церкви и частных владельцев. Положение их было крайне тяжёлым. Они утратили свой язык и переняли грузинский. После отмены крепостного права евреи стали переселяться в города.

В мусульманских районах Кавказа жили горские евреи. Они считали себя потомками колен, живших в Израильском царстве. Теперь они живут в Дагестане и Азербайджане. Спасаясь от преследований в Персии, некоторые евреи бежали на Кавказ. Как и во многих исламских странах, в мусульманских районах они испытывали национальный и религиозный гнёт. В начале 19 века евреи приветствовали русские войска, за что подвергались суровым репрессиям мусульман. Под угрозой репрессий некоторая часть евреев перешла в ислам, но впоследствии многие из них вернулись к своей вере. У них был свой татский язык. У горских евреев были распространены многие кавказские обычаи, в том числе многоженство, беспрекословное подчинение старшим, кровная месть и т.д. В настоящее время большинство грузинских и горских евреев переехало в Израиль. В конце XIX и начале XX вв. на Кавказе появилась ещё одна этническая группа евреев - лахлухи. Они переселились из Иранского Азербайджана и Курдистана. В 30-50-х годах многие из них покинули страну или были высланы в Сибирь. Некоторое количество их возвратилось и проживает в Тбилиси. Они говорят на ново-арамейском диалекте.

Гипотеза 16.

Существует версия, что часть еврейских общин Средней Азии происходит от одного, может быть, от нескольких из 10 колен Израиля, угнанных ассирйцами. О другой части евреев говорится, что они были переселены туда в эпоху Навуходоносора после захвата Иудейского царства. Некоторые исследователи склоняются к тому, что часть евреев попала в эти места уже в 1 веке после падения Иерусалима. Сами же бухарские евреи считают, что они пришли в Самарканд при Чингисхане и в более поздние времена из Персии. В бухарском эмирате, находившемся с 1868 г. под протекторатом России, но ещё не присоединённом к ней, оставалось определенное количество евреев. В настоящее время большинство бухарских евреев переселилось в Израиль и в США.

Гипотеза 17.

По общему мнению, евреев Сибири относят к ашкеназийской группе. Первые евреи в Сибири появились после войны с Польшей в 17 в. Их ссылали в Пермь "на службу и на пашню". Многие из них крестились и женились на христианках. В 18 в. российское правительство ссылало в эти места осуждённых за уголовные и политические преступления. Сибирь не попадала в Черту оседлости, поэтому евреи могли приезжать туда свободно. В крупных городах возникают еврейские общины.

При советской власти жизнь евреев в Сибири значительно активизировалась. Многие репрессированные оставались после отбытия срока заключения постоянно, некоторые были направлены в эти края на развивающиеся отрасли промышленности, некоторые оказались в эвакуации во время Великой отечественной войны и пустили там корни. Уже в 1928 году началось заселение евреями района Биробиджана. В 1934 эта область была объявлена Еврейской автономной областью. Она существует до настоящего времени несмотря на то, что евреев там осталось очень мало.

Изгнание или уничтожение –
историческая судьба еврейского народа

Ассирия облагает государства данью

Сын Ровоама II Захария был свергнут уже через полгода после прихода к власти, и армейский офицер Менаим был провозглашен царем. Через три года после этого в Ассирии к власти пришел сильный военачальник, принявший имя крупнейшего ассирийского завоевателя Тиглатпаласара Он стал Тиглатпаласаром III.

Из ассирийской записи мы узнаем (Библия здесь молчит), что государства восточного средиземноморья объединились под руководством иудейского царя Озии.
В 738 году до н.э. коалиция потерпела поражение, и Ассирия обложила все прибрежные государства данью. Теперь Сирия освободилась от Израиля, и дань платила самостоятельно. Все государства прекрасно понимали, что, только платя дань, можно избежать полного уничтожения.

Новая коалиция против Ассирии

В тот же год Менаим умер, и на трон взошел его сын Факия, правивший всего два года. Новый военный переворот привел к власти сановника Факея. Он сразу начал создавать новую коалицию против Ассирии. Он привлек сирийского правителя Рецина, сына Венедада III. Иудея в этот союз не вступила. Она хорошо усвоила урок ассирийской силы.

В Иудее в это время умер царь Озия, а вслед за ним и его сын, Иофан. Он тоже вскоре умер, и царем стал внук Озии и сын Иофана Ахаз. Ни один из этих царей не хотел вступать в коалицию Сирии и Израиля. В этом их поддерживал и пророк Исайя.

Исайя начал свою деятельность в год смерти Озии и проповедовал свой взгляд на религию, как на главенство этических норм и социальной справедливости над ритуалами.

Израиль и Сирия пригрозили Иудее войной. Исайя высказал Ахаду свое мнение в резкой форме, и это выражение сохранилось в Библии – в книге пророка Исайи. Ситуация была труднейшая: не вступать в коалицию, – Сирия и Израиль разрушат Иудею. Вступать в коалицию нельзя, – государство будет разрушено Ассирией. Иудея не вступила в коалицию..

Войска Сирии и Израиля все-таки вторглись в Иудею и быстро опустошили всю страну. Сразу же Эдом и филистимляне освободились и стали независимыми. Ахаз оказался правителем территории чуть больше Иерусалима и его окрестностей.

Падение Сирии и рассеяние её народа

Хотя Исайя призывал его терпеть, Ахаз обратился за помощью к Ассирии.

Ассирийские войска стремительно двинулись на запад и в 732 г. до н.э. сирийские войска были разгромлены, а Дамаск взят. Сирия утратила свою независимость навсегда. Тиглат паласар организовал депортацию населения. Он отправлял аристократические семьи на чужбину, а вместо них направлял на эти земли чужеземцев. Возникавшая внутренняя вражда поглощала энергию населения, которая, в противном случае, могла быть направлена против Ассирии.

Арамейцы, как называли себя сирийцы, никогда более не создали государства на своей земле. Однако они не исчезли. Будучи рассеянными, они сохранили свой язык и финикийский алфавит. Этот язык и этот алфавит уже несколько веков (с XIII века до н.э.) использовался в торговле и мореплавании вместо ассирийского языка с его клинописным письмом.

Так оказалась, что в течение многих столетий Сирия посредством своего арамейского языка оказала огромное влияние на мировую культуру.

Израиль после падения Сирии

Израилю оставалось существовать как государству и народу всего 10 лет.

Ассирия оторвала от побежденного Израиля две трети его территории на севере, – они стали провинциями Ассирии. У Факея осталось крошечное царство вокруг Самарии. Вскоре после очередного переворота в 732 году он погиб. Царем стал руководитель заговора Осия.

Через 4 года положение Израиля несколько изменилось. Умер Тиглатпаласар III, но Израиль не мог использовать представившуюся возможность вернуть свои земли. Он не мог на равных сражаться даже с ослабленным противником. Единственной крупной державой по соседству, которая могла бы противостоять Ассирии, был Египет. Это было бы и в интересах Египта, так как на его границе оказалось сильное государство. Вот почему Израильский царь Осия обратился за помощью к египетскому фараону Сигору.

Падение Израильского царства и переселение его населения

Египет такую помощь обещал, после чего Осия отказался выплатить дань ассирийскому царю Салманасару V (сыну и наследнику Тиглатпаласара). Тот тут же двинул войска в Израиль и опустошил его, Осию сверг и взял в плен, а Самарию вскоре (725 г. до н.э.) осадил.

Три года осажденная Самария защищалась. Она оказалась в полной изоляции, – никто не помог ей – ни Иудея, ни Финикия, ни Египет.

В это время в Ассирии Салманасара V свергает с престола новый узурпатор, провозгласивший себя царем Саргоном II. Он и завершил осаду Самарии.

Ассирия, нанеся поражение Израильскому царству, решила разрушить государство и его столицу Самарию раз и навсегда. Ассирийцы выслали из Израиля 27 тысяч человек из высших слоев - землевладельцев и чиновников, правда, другая часть их бежала в соседнее еврейское государство Иуду вместе с религиозными свитками.

Переселенцев разместили в районе реки Хавор, северо-восточнее Самарии примерно на 450 миль. Вроде бы они строили новую столицу Ассирии Ниневию.

А вскоре Ассирия пала под ударами других завоевателей. Вряд ли значительное число переселенцев вернулось на родину. Библия говорит о потерянных коленах Израиля.

Потерянные колена

В Израильском царстве проживало десять из двенадцати колен евреев. С тех пор десять колен считаются потерянными. В Иуде остались лишь потомки колен Иуды и Леви. Большинство потомков потерянных десяти колен были, очевидно, ассимилированы народами, среди которых они были поселены. Их следы ищут повсюду, и каких только нет гипотез, какими народами стали эти 19 колен или в каких народах они растворились. Но в Закавказье живут до сей поры горские евреи – таты в Азербайджане и эбраэли Грузии. В любом случае нет каких-либо упоминаний, что какая-то часть выселенных из Израиля евреев вернулась на родину. Современные исследователи ищут их и среди саков, и среди хазар, и среди армян…

На освободившуюся территорию ассирийцы прислали переселенцев из других неспокойных провинций. Последующие поколения смешанного населения - евреев-израильтян, оставшихся в сельской местности, и переселенцев - стали называться самаритянами.

Но сами самаритяне поклонялись Яхве и проводили богослужения в той же форме, что и израильтяне, потомками которых они себя считали. Жители Иудейского царства их евреями не считали, они были для них полукровками, а их яхвизм – никчемной и опасной ересью. В Библии появляется именно иудейская версия.

История десяти исчезнувших колен Израиля началась в далекие ветхозаветные времена. После того как в 928 году до нашей эры умер знаменитый царь Соломон, в эпоху царя Ровоама единое Израильское царство распалось на два отдельных государства: Иудею в южной части страны, со столицей в Иерусалиме (в Иудее проживали колена Иуды и Вениамина) и собственно Израильское царство на севере некогда единой страны, где размещались остальные десять колен еврейского народа - колена Завулона, Иссахара, Ашера, Неффалима, Дана, Манассии, Ефрема, Рувима и Гада и часть колена Левия. И те и другие были потомками сыновей патриарха-праотца Якова-Израиля, в честь которых и получили свои наименования.
В 732-722 годах северное, Израильское царство было захвачено Ассирией - могущественным государством Древнего Востока. Воины ассирийского царя Салманасара V увели большую часть израильтян в плен. Переселение стало подлинной драмой целого народа: вереницы телег и пеших людей, мужчины, женщины, старики и дети вместе со своим имуществом перемещались дорогами империи. Многие не вынесли тягот переселения и умерли
в пути. Десятки тысяч израильтян, согнанных с родных мест, расселились небольшими группами в различных областях этой протяженной державы, в основном в Месопотамии и Сирии. А на землях захваченного царства поселились ассирийцы и вавилоняне. Они смешались с оставшимися на родине израильтянами и положили начало этносу самаритян - потомков вавилонян, ассирийцев и евреев, принявших иудейскую веру. Небольшое число самаритян сохранились до нашего времени. Ныне проживающие в израильских городах Шхем и Холон, они считают себя потомками колен Ефрема и Манассии, не отправившихся в изгнание, а проживающих там с библейских времен.
Оставшиеся на Святой земле колена Иуды и Вениамина стали предками современных евреев. А их изгнанные братья-северяне со временем смешались с местным населением тех земель, где они проживали. И только немногие из них сохранили свою религию и поддерживали связь с соплеменниками, с Иудеей. Пророки еврейского народа усматривали в изгнании соплеменников наказание за грехи и вероотступничество и верили, что изгнанные колена рано или поздно вернутся к своим братьям, В пророчестве Иезекииля потерянные колена вновь получают свои уделы в Израиле и их именами называются ворота в Иерусалиме.
Менее чем через полтора века после изгнания северных колен изгнанниками стали и два оставшихся колена сынов Израиля. В начале VI века до нашей эры в Вавилон были угнаны около десяти тысяч знатных жителей Иерусалима - священников и мастеров-оружейников. В 586 году до нашей эры уже южное, Иудейское царство евреев было завоевано Навуходоносором - вавилонским правителем. Дворцы и стены Иерусалима были разрушены, Иерусалимский храм, воздвигнутый в X веке до нашей эры, был осквернен, разграблен и разрушен захватчиками. Многих жителей Иудеи увели в Вавилон. Эта волна изгнанников из колен Иуды и Вениамина оказалась устойчивее своих собратьев, они сохранили свою веру и национальную идентичность. И в вавилонском плену продолжалась активная религиозная жизнь, по разрушенному Иерусалиму соблюдался траур, богослужения проводились на языке Святого Писания.
В Вавилоне евреи обжились и стали зажиточными ремесленниками, землевладельцами, а некоторые - даже придворными царя.
Через полвека геополитическая обстановка на Ближнем Востоке изменилась. Вавилонская империя в 538 году была завоевана персидским царем Киром, войска которого были с энтузиазмом встречены еврейским населением этого государства. Такая лояльность была вознаграждена: царь Кир разрешил евреям вернуться на родину, и туда вернулись десятки тысяч иудеев. Кир предоставил переселенцам военный конвой для защиты от нападений кочевников на пути их следования и приказал возвратить драгоценные священные реликвии храма, некогда увезенные Навуходоносором, и более того - даже дал деньги на его восстановление. Храм был отстроен в 516 году до нашей эры. На родину потянулись и евреи из других стран. Однако лишь немногие из десяти ранее выселенных колен вернулись на родину предков.
В восстановленном Иерусалимском храме при его освящении было совершено 12 жертвоприношений - «по числу колен Израилевых».
С тех пор у евреев не исчезает вера в возвращение и других, исчезнувших колен, что отражено в Библии, в том числе в Новом Завете. С давних времен, с конца эпохи Второго Храма, начинают слагаться легенды, в которых высказываются предположения о местах расселения потерянных братьев. По мнению еврейского историка времен Римской империи Иосифа Флавия, они проживают не так далеко от исторической родины - за рекой Евфрат, и более того, соплеменники сохранили там свою многочисленность.
Законоучителя Талмуда предполагали, что изгнанники живут в некоторых городах Вавилонии и в Адиабене. В качестве места их жительства называли и Фригию в Малой Азии, горы Кавказа и даже Африку.
Согласно аггадическому преданию, десять колен были поселены за легендарной рекой Самбатион, перейти которую невозможно: в будние дни она бурлит и кипит, а спокойной становится лишь в субботу. Однако в этот день переход через нее является нарушением Торы, и при попытке перейти реку она вновь начинает бурлить. Другое аггадическое повествование говорит, что за реку Самбатион была уведена лишь часть израильтян, другая же их часть была поселена в Дафне Антиохийской, третью и вовсе «покрыли густые облака».
Элементы иудейской культуры прослеживаются у целого ряда, казалось бы, несвязанных между собой народов из различных уголков мира: Армении, Кавказа, Крыма, Ирана, Центральной Азии, Сибири, Ирландии, Африки, в частности Кении и Нигерии, Южной Америки, Австралии.
Одним из первых исследователей, попытавшихся разрешить загадку исчезнувших колен, был Вениамин из Туделы. Он жил в XII веке в Испании. Исследователь провел большую часть своей жизни в путешествиях, занимаясь поисками потомков древних израильтян. Он посещал различные еврейские общины, тщательно записывая полученные сведения в дневник. Вениамин считал, что нашел прямых потомков потерянных колен в Персии и на Аравийском полуострове. В своей «Книге путешествий» он подробно описал независимое государство четырех колен, находящееся в Нишапурских горах на северо-востоке Ирана, «которым правит князь Иосеф Амаркала га-Леви».
Вениамин отмечал: «В Персии живут потомки племен Дана, Завулона, Асира и Неффалима. Ими руководит правитель Иосиф. Среди этих людей есть ученые мужи, сведущие в различных науках. Они сеют злаки, снимая богатый урожай, состоят в военном союзе с язычниками, поклоняющимися ветру и живущими в дикости». Путешественник обратил внимание и на свирепость и воинственность самих предполагаемых евреев, совместно с арабами совершавших набеги на мирные племена Аравии. На Аравийском полуострове Вениамин посетил большие еврейские города, окруженные мощными оборонительными сооружениями, жители которых сообщили ему, что ведут свое происхождение от колен Рувима, Гада и половины колена Манассии.
Но, по свидетельствам различных авторов, изгнанники-израильтяне жили и гораздо дальше тех краев.
Католический миссионер Бартоломео де Лас Касас, работавший на ниве религиозного просвещения в Южной Америке в начале XVI века, утверждал, что в Перу и Гватемале встретил индейские племена, отличавшиеся удивительными чертами национальной культуры.
Согласно их преданиям, предки этих индейцев прибыли с Востока, переплыв океан. Еще больше миссионера поразило соблюдение этими представителями доколумбовой цивилизации многих иудейских ритуалов.
Спустя 120 лет аналогичные сведения получил португальский путешественник Антонио Монтесинос, встретивший в Андах индейцев, которые читали наизусть отрывки из Торы. Вернувшись в 1644 году в Амстердам из Южной Америки, он рассказал об индейцах, знающих ветхозаветную молитву Шема Исраэль («Слушай Израиль»).
Их одежду, гончарные изделия и другие предметы быта украшало изображение звезды Давида.
Доклад Монтесиноса вызвал сенсацию среди европейских ученых. Под впечатлением от этих сведений амстердамский раввин Менаше бен Исраэль в 1650 году написал трактат «Надежда Израиля», посвященный британскому парламенту и вызвавший широкий отклик в Великобритании, что способствовало отмене запрета евреям на проживание в этой стране.
Такого же мнения на происхождение перуанских индейцев придерживается и известный историк Джеймс Адейр в своей «Истории американских индейцев», изданной в 1775 году.
В наше время в Перу появилась группа «Бней Моше», решившая сменить католицизм на иудаизм. Около 200 человек начали изучать Тору, а затем переселились в Израиль.
О происхождении американских индейцев от колена Манассии говорится и в Книге Мормона, являющейся вероучительной для последователей церкви мормонов. По словам основателя церкви Джозефа Смита, он обнаружил на американском континенте некие золотые
скрижали, написанные еврейским пророком Мормоном, прибывшим на земли Нового Света.
Некоторые исследователи, например Хаушуа Амариэль, усматривают генетическое и лингвистическое сходство между евреями и индейцами чероки.
Интересно также, что в XX веке в Америке учеными были обнаружены курганы, содержащие таблички с римскими и арабскими цифрами и знаками, похожими на буквы древнегреческого, финикийского и гебрайского алфавита.
Еще один регион, где предположительно обитают потомки исчезнувших колен, - глубины Азии, где на границе Афганистана, Пакистана и Кашмира живут патаны. Они ведут свое происхождение от Киша, предка библейского царя Саула. Представители этого народа носят одежду, схожую с той, что носили жители Иудеи, соблюдают пищевые ограничения, наложенные Торой, отмечают ветхозаветный праздник Песах. При этом они не испытывали влияния Талмуда, что говорит о древности их переселения на новую родину.
Жители Кашмира, 5-7 миллионов человек, схожи по облику на семитов и, несмотря на исламское вероисповедание, сохраняют некоторые ветхозаветные традиции, нехарактерные для последователей пророка Мухаммеда: зажигание субботних свечей, ношение бороды и пейсов.
На другом континенте, в Южной Африке, проживает племя лемба, состоящее из десятков тысяч чернокожих африканцев. Они считают, что многие сотни лет назад были отрезаны от своих братьев - евреев. Их предки проживали в Йемене, а позже мигрировали на юг, на Африканский континент. Их сходство с евреями показывает и проведенный исследователями генетический тест.
Фалаша, или бета-исраэль, живущие в Эфиопии, выводят свое происхождение от колена Дана. В XV- XVII веках широкое распространение получила легенда о войнах десяти израильских колен с расположенным в Эфиопии царством папы Иоанна. Об этом в 1488- 1489 годах сообщает рабби Овадия Бертиноро в своих письмах из Иерусалима. В XVI веке каббалист Авраам Леви Старший также называет фалаша потомками исчезнувших колен.
Среди эфиопских фалаша распространено убеждение, что они происходят от царя Соломона (965- 928 годы до нашей эры).
К этому же герою библейского повествования, точнее, к потомкам Соломона и царицы Савской относит себя и другая группа африканского населения - куаре. Их ныне всего около трех тысяч человек. Другая группа эфиопских евреев, предполагающих свое происхождение от колена Дана, проживает на юге страны. По преданию, они - потомки племени, отказавшегося от войны во время разделения евреев на два царства.
В другой африканской стране - Уганде - живут около 500 человек, во второй половине XX века признавших себя евреями. Они устроили синагоги на своих землях и аккуратно придерживаются еврейских обычаев.
Потомками колен Ефрема, Манассии, Завулона, Гада и Левия считают себя евреи игбо из Нигерии.
В другой африканской стране - Гане - проживает племя, именуемое Домом Израиля.
А в начале XX века немецкий ученый Пауль Маркер, проводивший исследования в Кении и Танганьике, выдвинул версию о происхождении африканского племени масаи от одного из утерянных колен.
Потомками колена Ефрема считают себя и персидские, в частности бухарские, евреи.
На происхождение от колена Иссахара претендуют грузинские евреи. Горские евреи пришли на Кавказ из Персии, спасаясь от религиозных преследований. Среди них были распространены традиционные кавказские обычаи, такие как многоженство и кровная месть.
Одна из самых удивительных версий того, куда исчезли десять колен Израиля, ведет на Японские острова. Среди ее авторов - исследователи Кубо Аримаса и Иосиф Айделберг. Ее сторонники отмечают, что тысячи слов и географических названий в японском языке имеют гебрайское звучание. Японского императора Оси, правившего Страной восходящего солнца около 730 года до нашей эры, некоторые исследователи ассоциируют с последним царем библейского Израиля Осией, жившим в эпоху ассирийского изгнания евреев из Святой земли.
Например, на колодце, расположенном в местности Кориуги, начертаны слова «Колодец Израиля». Некоторые фрагменты телег, использовавшихся в Древней Японии, серьезно отличаются от типичных японских телег того времени и напоминают аналогичные транспортные средства, описанные в Ветхом Завете. Может, именно на них прибыли изгнанники из далекой Палестины?
Любопытный факт: среди самураев распространено убеждение, что их предки пришли из Западной Азии около 660 года до нашей эры. Может быть, и само слово «самурай» некогда означало выходцев из Самарии? Есть историки, по версии которых в Японию прибыли представители колена Гада.
Предположительные потомки израильтян живут вдоль Шелкового пути - караванной дороги Древнего мира, соединявшей между собой цивилизации. По одной из версий, евреи переселились в Японию из Китая.
Известно даже время, когда они пришли в Японию. В IV веке нашей эры в эпоху правления императора Одзина туда прибыла группа в составе 3600 человек под предводительством Юзуки-О («О» по-японски означает «король»). Юзу на японском - «иудей». Переселенцы обучили японцев ткацкому ремеслу, до того неизвестному в этой стране. При следующем императоре в Японию переселилась еще одна группа евреев - «юзу». Японский ихмператор прозвал пришельцев «хатта» («челнок») за их мастерство в ткачестве. До переселения в Японию они долгое время прожили в Китае, а их самоназванием было «израй». Позже они стали известны как «узумаса». И поныне вблизи Киото есть деревня Узумаса и храм Узумаса-Дери (по-японски «Дери» - «Давид»), Каждый сентябрь там проводится «Праздник агнца», в ходе которого на ягненка возлагают все грехи народа, что весьма напоминает аналогичный ветхозаветный обряд.
Есть еще один японский религиозный обряд с отчетливыми библейскими параллелями, а точнее - с описанным в Книге Бытия несостоявшимся жертвоприношением Авраамом Исаака. На одной из горных вершин в префектуре Нагано почти две тысячи лет проводится обряд «Ми-Исакуши». В его названии, как видим, фигурирует слово, весьма похожее на имя героя той библейской истории. Обряд представляет собой инсценировку жертвоприношения. Во двор храма жрец приводит мальчика и заносит над ним нож. Но к нему подходит другой жрец, останавливает занесенную над жертвой руку с ножом и передает повеление Бога - освободить мальчика. После чего происходит жертвоприношение 75 оленей. Подобные жертвоприношения совершенно не характерны для распространенной в Японии синтоистской религии. Зато количество приносимых в жертву оленей совпадает с числом баранов, приносимых самаритянами в жертву на праздник Пасхи. Возможно, олень был выбран потому, что овец в Древней Японии не разводили, в то же время олень - животное, также отвечающее всем требованиям кашрута - библейских предписаний об употреблении в пищу дозволенных животных.
В японской летописи «Нихонги», повествующей об истории страны от сотворения мира до конца VII века нашей эры, можно увидеть немало совпадений с историей евреев, захватывающей период от времени исхода из Египта до распада Израильского царства на два государства - Израиль и Иудею. В имени героя летописи Шуи угадывается имя израильского царя Шаула. Согласно японскому источнику, Шуи был огромного роста и погиб в бою от стрелы, попавшей ему в сердце. То же говорится в еврейских источниках о Шауле. В японской летописи Шуи похоронен в местности, которая называется Анато. В Ветхом Завете Шаул похоронен в местности Анатот.
Да и само название Японии тоже имеет интересные параллели. Страна восходящего солнца по-японски называется «Мизухо», что и по звучанию, и по смыслу напоминает гебрайское слово «Мизрахо» - «восход», «возрождение». Это не единственное совпадение понятий в двух языках. Среди подобных примеров: «собрание» на иврите «кнессет», а на японском - «кнесси». Кисти на концах одежды, предписанные Торой, называются «цицит», а у японцев словом «цуи» обозначают кисти на одеянии японского жреца.
Синтоистские храмы времен императора Оси напоминают ближневосточные образцы храмового зодчества. В японском храме есть святое место, называемое «хундан» - «дворец книги». Какая книга имеется в виду, японцы сказать затрудняются. Возможно, первоначально это были свитки Торы, позже утерянные.
Геральдические традиции Древнего Израиля и Японии тоже совпадают. На гербе японского императора изображена хризантема с шестнадцатью лепестками. А на воротах Ирода в Иерусалиме изображен подсолнух тоже с шестнадцатью лепестками.
Последователи нового японского религиозного движения макуя считают, что японцы связаны десятью коленами, оказавшими значительное влияние на культуру и религию Страны восходящего солнца.
На северо-западе Китая проживает народ Цян, представители которого считают себя потомками Авраама.
По предположению некоторых историков, представителей десяти северных колен ассирийцы депортировали в Скифию, однако теория кажется несколько искусственной.
Продолжая тему, некоторые исследователи утверждают, что от киммерийцев и скифов происходят англосаксы - англичане и далее американцы, а также некоторые другие европейские народы. Среди потомков киммерийцев и скифов и, следовательно, десяти колен Израиля называют хазар, финнов, шведов, норвежцев, ирландцев, валлийцев, швейцарцев, французов, бельгийцев и голландцев.
Что касается ирландцев, сторонники этой версии считают, что библейский пророк Иеремия посетил Ирландию с принцессой Tea Тефи, принадлежащей к царскому роду северного, Израильского царства, и обращают внимание на некоторые параллели между еврейской и ирландской культурами.
На основании генетических исследований была выдвинута, гипотеза о родстве курдов с древними израильтянами. Курды проживают в пределах некогда существовавшей Ассирийской империи, Курдистан расположен не так далеко от Святой земли. Предания о происхождении от угнанных ассирийцами колен к тому же бытовали среди части курдских евреев.
Сразу несколько этнических групп жителей Индии также претендуют на статус потомков древних израильтян. Небольшое племя бней-эфраим, живущее на юге Индии в штате Андхра-Прадеш, считает себя потомками колена Ефрема. В двух других индийских штатах - Манипур и Мизорам - обитает небольшая группа бней-менаше, даже из этнонима которых явствует, что они выводят свое происхождение от израильского колена Манассии. Группа евреев бней-исраэль проживает в Бомбее и других крупных городах Индии и Пакистана. Некоторые исследователи также видят в них наследников десяти колен. Евреями, происходящими от Израильского царства, считает себя племя насрани из индийского штата Керал.
В Украине тоже с давних времен живут предположительные потомки десяти колен. В Крыму и некоторых других регионах страны исторически проживают крымские караимы. Некоторые исследователи, в число которых входят и караимы, видят происхождение этого народа в смешении потомков древних израильтян с местным населением Крыма, в основном тюрками.
Путешественники сообщали, что среди евреев Кавказа еще в XIX веке были живы воспоминания о том, что они являются потомками исчезнувших колен, поселенных в Мидии ассирийскими царями.
Однако есть исследования, показывающие, что и у двух оставшихся еврейских колен также имеются потерянные потомки. Довольно правдоподобно звучит версия, утверждающая, что далеко искать наследников библейских евреев вообще не надо. Современным евреям нужно лишь внимательнее присмотреться к своим ближайшим соседям, арабам-палестинцам. До 85 процентов от их числа имеют еврейских предков. Об этом утверждает исследователь Цви Мисинай, расспрашивающий об обычаях предков жителей Палестинской автономии, и раввин Дов Штайн. Многие из опрошенных ими арабов вспоминают, что еще их бабушки и дедушки соблюдали иудейские обычаи.
Считается, что большинство евреев были вынуждены покинуть Святую землю, после того как восстание Бар-Кохбы потерпело поражение в 135 году нашей эры. Но все же многие иудеи остались на своей земле. Со временем их потомки приняли ислам. Очевидно, это случилось после того, как в 1012 году был издан указ халифа аль-Хакима, в котором правитель приказал своим подданным, не принадлежавшим к вере пророка Мухаммеда, принять ислам либо оставить Палестину. Сменить религию для того, чтобы остаться на своей земле, решили, как предполагают, 90 процентов живших там евреев. Многие из них остались тайными приверженцами иудаизма. Указ халифа спустя 32 года был отменен, однако около 75 процентов евреев уже успели стать мусульманами.
У членов бедуинского племени Сауарка численностью около трех-четырех тысяч человек, живущего на Синае и в пустыне Негев, до недавнего времени сохранялся обычай не зажигать свечи в субботу. Обрезание у них принято делать на восьмой день от рождения мальчика, согласно предписанию Торы, а не в более позднем возрасте, как принято у мусульман.
В некоторых арабских деревнях многие дома до сих пор имеют на косяках дверей специальные выемки для мезузы - традиционного еврейского талисмана с ветхозаветной молитвой внутри, а в некоторых жилищах остались даже шурупы или гвоздики, на которых она держалась. Многие арабы знают и говорят о еврейском происхождении своих предков.
Их слова подкрепляются и данными науки. Под руководством профессора Ариелы Оппенгейм, работающей в медицинской лаборатории «Адаса» при Еврейском университете, было проведено международное генетическое исследование, подтвердившее выводы о генетическом родстве арабов, живущих в Израиле, и евреев.
И те и другие являются потомками переселенцев из Вавилонии, родины патриарха Авраама, что согласуется с данными Библии.
Происхождение любого народа напоминает увлекательный исторический детектив. И судьба потомков древних израильтян тут не исключение.Автор: А.В.Дзюба

Куда исчезли 10 колен израилевых?

С тех пор как ассирийцы в VIII столетии до н.э. изгнали десять еврейских племен с их земли, дальнейшая судьба этих людей неизвестна. Куда они направились? Что случилось с изгнанниками потом? Историки не получили однозначного ответа на эти вопросы до сих пор.

Совершим небольшой экскурс в библейскую историю и начнем с патриарха Авраама или, еще лучше, с его внука Якова. Бог явился последнему во сне по пути в Месопотамию и благословил его стать основателем еврейского народа. Яков родил 12 сыновей: Рувима, Симона, Левия, Иуду, Дана, Неффалима, Гада, Асира, Иссахара, Завулона, Иосифа, Вениамина, каждый из которых впоследствии стал отцом одного из племен израилевых. В стране Ханаан племена поселились на берегах реки Иордан. Позднее была установлена монархия, и потомки сыновей Якова имели единого правителя, но после смерти царя Соломона государство разделилось на два. От племен Иуды и Вениамина, живших на юге, отделились десять остальных племен, освоивших северные районы. Этими коленами стали управлять монархи, передававшие престол по наследству. Народы Иуды и Вениамина, как принято считать, являются предками современных евреев. А что же случилось с десятью северными коленами? Где их потомки?

В 722-721 г. до н.э. царь Ассирии Салманасар V захватил Самарию и изгнал десять народов северного царства. Люди снялись с насиженных мест и вместе с малыми детьми и стариками, со скарбом, который могли унести, на телегах и пешком отправились в Месопотамию и города индийские (современные Сирию и Ирак). Плач и стенания поднимались над толпами изгнанников. Многие не смогли вынести лишений и умерли в пути. Что сталось с выжившими, никто не знает.

Рельеф с изображением похода Салманасара на Сирию и Самарию

Пророк Иезекииль предсказал будущее объединение всех евреев на Земле Обетованной. Во многих районах земного шара живут люди, возможно, являющиеся потомками исчезнувших племен: в Крыму, на Кавказе, в Кении, Нигерии, Армении, Иране, Центральной Азии и на севере Сибири, в Африке, Южной Америке, Австралии и Ирландии. Бесспорных доказательств нет, но иудейские элементы культур некоторых народов, живущих в вышеперечисленных регионах, указывают на возможную связь с пропавшими племенами.

Одним из первых известных исследователей данной загадки был Вениамин из Туделы, живший в Испании в XII в. Большую часть своей жизни он потратил, путешествуя в поисках потомков людей, принадлежавших к десяти упомянутым племенам, и, посещая еврейские общины, записывал впечатления в дневнике. Посетив Персию и Аравийский полуостров, Вениамин столкнулся с иудеями, которые, по его убеждению, являлись прямыми потомками изгнанных израильтян.

Их самодостаточность и свирепость глубоко поразили исследователя. Вениамин писал: «В Персии живут потомки племен Дана, Завулона, Асира и Неффалима. Ими руководит правитель Иосиф. Среди этих людей есть ученые мужи, сведущие в различных науках. Они сеют злаки, снимая богатый урожай, состоят в военном союзе с язычниками, поклоняющимися ветру и живущими в дикости». Во время путешествия по Аравии Вениамин также посетил большие еврейские города, окруженные мощными оборонительными сооружениями. Местные жители отличались воинственностью и в альянсе с арабами совершали набеги на мирные племена Аравии. Горожане сообщили Вениамину, что их прародителями являются Рувим и Гад.

Когда в 1492 г. Христофор Колумб предпринял путешествие и открыл новые земли, никто не предполагал, что его появление изменит судьбу аборигенов. Но, возможно, Колумб был не первым жителем Старого Света, приплывшим в Америку. Миссионер Бартоломео де Лас Касас в начале XVI в. встретил в Перу и Гватемале индейские племена, предания которых гласили, что их предки прибыли с Востока, переплыв океан. Кроме того, индейцы соблюдали многие иудейские ритуалы. Через 120 лет аналогичный отчет португальского путешественника Антонио Монтесиноса вызвал сенсацию среди ученых Европы. Монтесинос встретил в Андах индейцев, читавших наизусть выдержки из Торы. Их одежду, гончарные изделия и другие предметы обихода украшала звезда Давида. Манассия бен Израиль, голландский ученый, уважаемый как в христианских, так и в иудейских кругах, укрепил представление об американских индейцах как о потомках еврейских племен. Под впечатлением отчета Монтесиноса и вдохновленный собственными мистическими взглядами, ученый написал книгу «Надежда Израиля», в которой призывал евреев, рассеянных по миру, объединиться. В 1655 г. Манассия встретился в Вестминстере с Оливером Кромвелем и представил петицию о возврате в Англию всех евреев, изгнанных из страны. По его мнению, туманный Альбион – и есть Земля Обетованная.

Фантастический манифест 1665 г. встряхнул иудеев. Раввин Натан Газский объявил мессией, призванным объединить всех евреев, Саббетая Зеви из Измира. В манифесте утверждалось, что последний явился на землю верхом на драконе о семи головах. По пути мессию атаковали Гог и Магог, враги Израиля, возглавлявшие огромную армию. Однако Саббетай с помощью огня, вырывавшегося из его ноздрей, смог разбить врагов. Натан возвещал, что спаситель находится на пути в Иерусалим, и когда прибудет туда, Бог воздвигнет храм из золота, украшенный драгоценными камнями, и весь город наполнится блеском. В тот день, когда это случится, мертвые встанут из могил.

Новость пронеслась из страны в страну. Многие евреи начали продавать имущество и готовиться к путешествию в Святую Землю. Кем же был на самом деле новоявленный мессия? Саббетай Зеви родился в Смирне в Малой Азии в 1626 г. и был посвящен в сан раввина в возрасте 18 лет. Под влиянием мистического учения Каббалы он объявил страдающим евреям, что час искупления пробил. Такие идеи распространились в Марокко, Тунисе, Египте и Италии. Прошел слух, что огромная армия потомков десяти племен движется через Африку в сторону Мекки. Встревоженные власти Турции в 1666 г. арестовали Зеви и обратили его в ислам. Вслед за этим тысячи евреев также стали мусульманами.

Возможными потомками исчезнувших племен является большая группа народов, называющая себя патанами. Они живут на границе Афганистана, Пакистана и Кашмира. Патаны считают, что ведут происхождение от Киша, предка библейского царя Саула. Они носят одежду, схожую с иудейской, соблюдают еврейские табу, касающиеся пищи, и отмечают иудейскую пасху. В Южной Африке десятки тысяч чернокожих, принадлежащих к племени лемба, заявляют, что сотни лет назад были отрезаны от своих собратьев евреев.

Но, пожалуй, самым экзотическим местом, где могли поселиться изгнанные еврейские племена, являются Японские острова. Существуют тысячи слов и географических названий в японском языке, этимологические корни которых невозможно проследить. Все они имеют иудейское звучание. Императора Японии Оси, правившего около 730 г. до н.э., ряд историков ассоциирует с последним царем Израиля Осией, который жил во времена, когда ассирийцы изгнали евреев. Синтоистские храмы того периода напоминают древние израильские. Среди артефактов, найденных в Японии, некоторые имеют явно ассирийское или иудейское происхождение. К ним можно отнести, например, колодец в Кориуги с начертанными на нем словами «Колодец Израиля». Сохранившиеся части древних телег резко отличаются от японских и схожи с описанными в Ветхом Завете. Может быть, древние израильтяне на этих телегах совершили путешествие через всю Азию? Не случайно самураи считают, что пришли в Японию из Западной Азии около 660 г. до н.э. Само слово «самурай» звучит сходно со словом «Самария». Но какое же из десяти племен поселилось в Японии? Некоторые историки выдвигают гипотезу, что микадо, японский император, является потомком племени Гада. Само слово «микадо» звучит похоже на иудейский термин, означающий «его величество царь»…

Из книги 100 великих загадок русской истории автора

Куда исчезли останки Якова Брюса? В середине XVII века, когда в Англии поднимала знамена Великая революция, потомок шотландских королей Брюс отправился в далекую Московию искать счастья на службе у русского царя. Удача благоволила отчаянному шотландцу – он добился

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

8.11.3. ПЛАВАНИЕ НЕВИЯ (НОЯ) КАК ИСХОД ОДНОГО ИЗ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ И ИСХОД ИЗРАИЛЬТЯН ПРИ КРЕСТОНОСЦЕ КОЛОНЕ Как мы уже видели, Библия мормонов говорит, что плавание Невия-Ноя и Иареда-Орды являлось на самом деле плаванием одного из колен Израилевых, покинувших землю

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

7. Брут при завоевании Британии = Альбании воюет с Гогом и Магогом Они же Монголо-Татары, они же - десять колен Израилевых Высадившись на берегу Альбании, «Брут по собственному имени нарекает его („остров“ - Авт.) Британией, а своих сотоварищей бриттами» , с. 17. Кстати,

Из книги Доколумбовы плавания в Америку автора Гуляев Валерий Иванович

Десять исчезнувших колен Израилевых Авторы первых гипотез о происхождении индейцев и не подозревали о том, что сходные обычаи или черты культуры могут появиться у разных народов независимо друг от друга. Для них каждый такой случай сразу же становился бесспорным

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА IX Как исчезли законы варваров и капитулярии Законы салические, рипуарские, бургундские и вестготские вышли мало-помалу из употребления у франков. Вот как это произошло.После того как первые феоды сделались наследственными и распространилась система подчиненных

Из книги Европа, тюрки, Великая Степь автора Аджи Мурад

«Куда отсюда? Куда идти?» К счастью, сохранились апокрифы, они - как глоток чистого воздуха. Апокрифами называют литературные произведения, не признаваемые Церковью: предания, легенды, песни, стихи. Их именуют народными (у них нет автора, но их знают все). Можно запретить

Из книги Сталин и заговорщики сорок первого года. Поиск истины автора Мещеряков Владимир Порфирьевич

Глава 27. О «пропавших» днях. Куда, куда вы удалились…? Не просто же так пропадают страницы из Журнала посещения Сталина? Тем более, что никто и никогда, не говорил об утери страниц Журнала за 19 апреля или 19 мая? Кроме того, никто словом не обмолвился о том, что исчезли

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Куда исчезли 10 колен израилевых? С тех пор как ассирийцы в VIII столетии до н.э. изгнали десять еврейских племен с их земли, дальнейшая судьба этих людей неизвестна. Куда они направились? Что случилось с изгнанниками потом? Историки не получили однозначного ответа на эти

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

11. Эпоха Судей Израилевых 11.1. Библейский Моав и средневековый Моавия Эти события описаны в Книге Судей Израилевых (гл. 1-18).Сейчас, при анализе фантомных средневековых событий европейской истории мы пользуемся как источниками, традиционно относимыми к этому периоду

Из книги Начало России автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

47. Как исчезли Ярославское и Ростовское княжества Москвичи и приезжие останавливались, стараясь получше разглядеть необычное диво. У кремлевских ворот высоко вздымался на каменном коне святой всадник, пронзал копьем окаянного змия. Кто-то привычно крестился, кто-то

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

12.4. Плавание Невия-Ноя как исход одного из колен Израилевых - это исход израильтян из Испании при крестоносце Колоне Как мы видели, Библия мормонов говорит, что плавание Невия-Ноя и Иареда-Орды являлось плаванием одного из колен Израилевых, покинувших землю Египетскую

Из книги Загадка Розуэлла автора Шуринов Борис

Глава 24. Газеты давно исчезли, а люди - еще не все В поисках каких-либо очевидцев тех событий Л.Вайкел и К.Келли исколесили весь район. Никаких сенсаций. Впрочем, и поколение то уже ушло, и лишь один человек сказал, что видел тогда падение метеорита размером больше

Из книги Новые иудейские войны автора Филатов Виктор Иванович

Ура! В Андижане нашлись все 10 пропавших колен израилевых, а в Баку будем дуть в трубку: Тегеран (Баку) – Тбилиси – Джейхан Слышите, как мимо ваших окон грохочут литерные: на фронт! на фронт! На бой! МИРОВАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ в срочном порядке подбрасывает подкрепления:

Из книги Разум и цивилизация [Мерцание в темноте] автора Буровский Андрей Михайлович

Если были разумные существа, куда исчезли?! Очень может быть, и не исчезли. По Америке, особенно по ее тропической части, ходит много слухов о таинственных «мохнатых индейцах». Говорят о них много – индейцы севера Южной Америки хорошо знают, что в глубине лесов живут

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Куда исчезли инвалиды Еще более страшным было решение «мудрого вождя» по отношению к ветеранам-инвалидам, искалеченным на фронтах. Сразу после войны улицы советских городов были полны безрукими, безногими и слепыми калеками. Я сам помню, когда ходил в баню на 17-ой линии

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png