Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Относовская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии в 5 классе в рамках реализации ФГОС

(Первые педагогические чтения

«Организация образовательного процесса в условиях реализации

ФГОС общего образования»)

Выполнила : Сюрина

Галина Анатольевна

учитель биологии

высшей

квалификационной

    Теоретические основы модульного обучения …………………….. 3

    Принципы модульной технологии обучения на уроках биологии

в 5 классе ………………………………………………………. 4 - 6

    Деятельность учителя при использовании модульной технологии.7

    Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии ……. 8

    Значение модульной технологии при реализации новых учебных стандартов второго поколения …………………………………… 9

    Приложение ……………………………………………………. 10 - 14

(программа Пономаревой И.Н.) …………………………………… 10

б). Технологическая карта модуля №11

«Природные сообщества» …………………………………….. 11 - 14

7. Использованная литература ……………………………………….. 15

    Теоретические основы модульного обучения

В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как дина­мизм и вариативность.

Ведущее место при переводе общеобразовательной школы в новое качественное состояние отводится внедрению передовых педагогических теорий на технологическом уровне, существованию профессионально грамотных и компетентных педагогических коллективов.

Если использовать на уроках биологии технологию модульного обучения, то развитие познавательных процессов учащихся будет наиболее эффективным, а качество учебной деятельности высоким. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных практических целей. При этом функции педагога могут варьировать от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

Модульное обучение направлено на решение основных задач развивающего обучения: развитие креативности, умения работать в команде, проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению, самостоятельности.Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения заключаются в следующем: 1) содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах-модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его усвое­нию; 2) взаимодействие педагога и обучающегося в учебном про­цессе осуществляется на принципиально иной основе - с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготов­ленности к каждой педагогической встрече; 3) сама суть модульного обучения требует неизбежного со­блюдения паритетных субъект - субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимися в учебном процессе.

2.Принципы модульной технологии обучения на уроках биологии в 5 классе.

В 2013-14 учебном году я стала работать в 5 классе по программе Пономаревой И.Н., внедряя при этом новые стандарты. В рамках одного часа в неделю очень трудно справится с тем, чтобы учащиеся усвоили материал по предмету. Я убедила администрацию в том, что необходим второй час и получила его в качестве индивидуального. Применяя ранее модульную методику в старших классах, и осознав новую методику технологических карт урока по новым стандартам, я решила попробовать применить модульную технологию в 5 классе.

Прежде всего, что привело меня к этой методике? Наверное, убеждение в том, что педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда.

Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Каковы же должны быть действия при переходе на модульное обучение?

Прежде всего, необходимо разработать модульную программу изучения курса, предполагающую объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. Исходя из собственного опыта работы по использованию данной педагогической технологии в процессе обучения биологии, рекомендую использовать следующую последовательность действий при составлении модульной программы:

1. Определение комплексной цели обучения и ее формулирование

3. Распределение содержания по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

4. Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы).

5. Написание модульной программы.

Другой элемент модульной технологии обучения - модульный урок. Модульный урок состоит из двух академических часов. При составлении модульного урока, я использую следующие элементы:

· формулировка темы урока;

· определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;

· разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);

· подбор необходимого фактического материала;

· определение способов учебной деятельности учащихся;

· отбор методов и форм преподавания и контроля;

· составления модуля данного урока.

Каждый учебный элемент в модульном уроке - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но я обязательно использую следующие:

· УЭ-0 - определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.

· УЭ-1 - включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.

· УЭ-2 и т.д. - отработка учебного материала.

· УЭ-п (где п - номер последнего учебного материала) - включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая прописана в новых стандартах обучения. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность.

Модульная технология строится на принципах развивающего обучения. Сначала ученик выполняет задания с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, постановка ориентира и т.д.), и в это время он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход помогает созреванию функций психики ребенка, то есть то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам. Таким образом, первый цикл завершается. И ученик переходит в зону актуального развития, обучение идет на новом уровне.

Лист учета контроля Ф.И. учащегося ______________________

Баллов

Учебный элемент (УЭ)

Количество баллов по номерам заданий

Кол-во баллов

Проверка изученного материала

Изучение нового материала

Закрепление

Критерии оценки

Кол-во правильных ответов

Оценка и комментарии

очень высокий

Так держать!

высокий

Но ошибки все-таки были.

средний

Ещё чуть-чуть и будет «5»

низкий

Будьте внимательны на уроке!

очень низкий

И о чём вы думаете на уроке.

нулевой

Без комментариев …

3.Деятельность учителя при использовании модульной технологии

Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета обучения, описания, объяснения, классификация и т.д. То есть, прежде чем учить ребёнка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти процессы для овладения новым содержанием.

Учитель распечатывает технологические карты урока для каждого ученика.

Для работы с напечатанным модулем учащиеся должны, прежде всего, уметь хорошо читать, поэтому в 5 классе эта форма работы на первых уроках используется частично, то есть с элементами модульной технологии. Кроме этого, важно хорошо изучить теорию вопроса. Ведь для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, учение.

4. Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии

    Недостаточная подготовка учителей и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий.

    Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков.

    Недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе.

    Отсутствие принципов согласования содержания образования со способами (приёмами) учебной деятельности.

    Первый урок, проводимый по модульной технологии, должен быть не большим, не ёмким, т.к. ученики не адаптированы к такой форме работы и необходимо время на разъяснения, на знакомство со структурой урока.

    Необходимо постоянно озвучивать ученикам временные промежутки, т. к. увлеченно выполняя какое-либо задание, они могут потратить слишком много времени и не успеть закончить работу.

    Сверка с «ключом» ответов у учителя происходит за 5-7 мин до окончания урока (снижается возможность списывания); или поэтапно во время урока, если «ключ» разбит на отдельные учебные элементы.

    Задания надо составлять таким образом, чтобы ответ ученика был четким и кратким (облегчает самопроверку учеников).

    Учителю необходимо контролировать работу учащихся по ходу урока.

    Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать только элементы модульного обучения.

5. Значение модульной технологии при реализации новых учебных стандартов второго поколения

Почему модульное обучение называют технологией?

Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.

Проектирование учебной деятельностью - характерный признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики.

Модульный урок имеет свои особенности и готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа.

Алгоритм составления модульного урока:

Определение места модульного урока в теме.

Формулировка темы урока.

Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

Подбор необходимого фактического материала.

Отбор методов и форм преподавания и контроля.

Определение способов учебной деятельности учащихся.

Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.

Значение модульной технологии при реализации учебных программ в рамках нового стандарта считаю имеет важное значение:

    На сегодня это средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект - субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса.

    Данная технология - стимул для повышения профессионального мастерства учителя.

    Способствует быстрой адаптации молодых специалистов к работе в учебном заведении.

    Позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности учащихся

6.ПРИЛОЖЕНИЕ

а) МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА 5класс

Учебник Пономаревой И.Н.

Количество уроков в модуле

Материал учебника

Биология – наука о живом мире

Методы изучения живых организмов

Строение и функции живых организмов

Многообразие живых организмов

Бактерии

Многообразие растений

Многообразие животных

Лишайники

Среды жизни планеты Земля

Природные сообщества

Жизнь организмов на материке

Жизнь организмов в морях и океанах

Человек на планете Земля

Охрана животного мира на планете

б) Технологическая карта урока к модулю №11

«Природные сообщества»

УЭ-0 - 2 минуты

Интегрирующая цель:

При изучении нового материала ты должен:

а) узнать, что такое природные сообщества и какие типы сообществ существуют;

б) научиться работать с наглядным материалом, выполнять задания учителя;

в) моделировать схемы сообществ и пищевые цепи в нем;

г) подсчитывать полученные тобой баллы и заносить их в лист контроля

УЭ-1 - 5 минут

Входной контроль .

Цель: повторить материал, который поможет войти в новую тему.

Задание №1.

Вспомни, из чего состоит природа и заполни схему:

….. (живая) …… (неживая)

состоит из ……. состоит из …..

(организмов, особей) (предметов)

Задание №2

Заполни схему:

….. природы ….. природы

Вхождение в тему – 5 минут

Задание №3 :

Посмотри слайд. Запиши в своем опроснике ответ кто изображен на слайде.

Ответь: почему они имеют различную окраску своего тела.

Посмотри следующий слайд. Ты знаешь эту птицу?

Ответь: почему она выводит своих птенцов зимой?

Дополнительный вопрос: почему у этого дерева семена созревают в конце зимы?

Ответь: о чем говорят приведенные примеры из жизни живой природы?

Ответь:как бы ты назвал совместное проживание всех обитателей в одном определенном месте?

У тебя было 5 вопросов. Если ты ответил на все – поставь в своем листе контроля 5 баллов. Если ответил на 4 вопроса – поставь 4 балла, на три – три балла.

Изучение нового материала – 5 минут

Цель: усвоить понятие природное сообщество

Задание №4 : рассмотри слайд. Что на нем ты видишь? Каких представителей живой природы можешь назвать, обитающих в нем?

Можно ли данный пример назвать сообществом?

Задание №5 : проверь справедливость твоего утверждения по учебнику (с.87)

В своем опроснике в задании №5 дай определение природному сообществу

Изучение нового материала – 10 минут

Цель: усвоить какие особи входят в природное сообщество смешанного леса

Задание №6 : со своим соседом по парте смоделируй природное сообщество нашей местности – смешанного леса

Задание №7 : хорошо подумай, кто с кем лучше уживается:

а) животные с животными;

б) животные с растениями;

в) растения с растениями.

Первичное закрепление понятия природное сообщество – 10 минут

Цель: познакомить учеников с другими природными сообществами

Показ видеоролика

Учащиеся отдыхают и смотрят

Изучение нового материала -10 минут

Цель: уяснить главное условие существования природного сообщества

Задание №8 : рассмотри рис.71 учебника на с. 85. Что означают красные стрелки на рисунке?

Задание №9 : найди в учебнике (с.85) объяснение понятию «пищевая цепь»

Задание №10 : составь пищевую цепь из тех представителей сообщества смешанного леса, с которыми ты уже работал.

Изучение нового материала – 10 минут

Цель: уточнить и усвоить понятие «круговорот веществ в природе»

Задание №11 : проанализируй рис.72 на с.86 учебника. Знакомы тебе эти понятия? Объясни их.

Задание №12 : прочитай текст учебника на с. 85-86.

Всех представителей сообщества смешанного леса, которые есть у тебя на парте, разложи на три группы: а) производители,

б) потребители, в) разлагатели. Запиши эти три группы в свой листок.

Задание №13 : закончи предложение: Круговорот веществ в природе – это ….

Закрепление изученного материала – 10 минут

Цель: проверить усвоение знаний о природном сообществе

Задание №14 : посмотри на слайд. Прочитай считалку в своем задании. Ответь: можно ли это множество птиц назвать сообществом. Ответ поясни.

Задание №15 : посмотри на слайд. Выпиши себе в задание №15 всех представителей этого сообщества

Задание №16 : из выписанных представителей составь пищевую цепь и запиши ее в задание №16, при этом зеленым цветом подчеркни производителей, красным – потребителей, а черным – разрушителей.

Подведение итогов – 5 минут

Цель: определить усвоение материала о природном сообществе и об условиях его существования.

Задание №17 : посмотрите на слайд. Перед вами схема природного сообщества. Ответьте на вопрос: все ли вы можете объяснить из того, что видите на слайде?

Задание №18 : посмотрите на следующий слайд. Можете ли вы ответить на вопрос: животные и растения какого природного сообщества представлены на слайде? Как по другому можно назвать это сообщество? (природная зона)

Это и будет наша следующая большая тема для изучения – природные зоны.

УЭ -10

Рефлексия – 5 минут

Цель: оценивание учащимися своей работы на уроке и работе своего соседа по парте.

Задание: подсчитайте каждый свои баллы за работу и выставьте себе отметку за урок.

Максимум – 78 баллов

«5» – 65-78 балла

«4» - 50-64 баллов

«3» - 30- 49 баллов

«2» - 10 – 29 баллов

Что понравилось, что нет?

Что вызвало трудности?

Смог бы ты объяснить этот материал младшему школьнику, другу, родителям?

7. Список используемых источников

1. Буруева О.Ю. Модульное обучение: вопросы и ответы \ Биология в школе №9, 2001г.

2. Гаевая В.В. Модульное обучение. Биология 6-11 класс

3. Шамова Т. И. Модульное обучение: сущность, технологии \Биология в школе №5, 1994г.

4. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения.

Актуальность исследования. В настоящее время положение стран в современном мире определяется их интеллектуальным потенциалом и зависит от качества подготовки специалистов и от условий, способствующих раскрытию и использованию потенциальных возможностей людей в процессе трудовой деятельности. Сегодня необходимо научить человека самостоятельно приобретать и обновлять свои профессиональные знания, генерировать новые научные, технические и социальные идеи.

Развитие интеллектуальных качеств личности является одной из важнейших задач для России, так как после перестройки и реформ из России, спасаясь от нищеты, часть интеллектуалов уехала за рубеж, другая часть ушла в сферу обслуживания, третья потеряла мотивы, а показателем уровня культуры, основным средством развития народа, «инструментом» прогресса общества является интеллектуальный потенциал страны, характеризующийся не только количеством образованных людей, но и уровнем познавательной самостоятельности и качеством умственной деятельности.

Перед вузами России более остро, чем раньше, встает проблема выбора подходов к научной и профессиональной подготовке специалистов. Обучение в вузах строится на новых концептуальных основах - акмеология, андрагогика, культурология и др. А для решения стоящих перед образовательными учреждениями задач в систему обучения внедряются инновационные технологии. Но сегодня эти технологии должны быть ориентированы на личность обучающегося, на развитие его способностей, выявление его индивидуальных данных.

Изучение и анализ различных теорий и концепций обучения позволяет рассматривать блочно-модульное обучение как наиболее технологичное. Выявлены возможности блочно-модульного обучения в индивидуализации процесса обучения, в обеспечении самостоятельности обучающихся, дифференциации учебной информации; развитии способности адаптироваться к новым условиям, саморазвитии и, соответственно, самообучении.

Блочно- модульное обучение – одна из эффективных технологий, которая способствует совершенствованию и ускорению учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей школьников, так как ее реализация предусматривает самостоятельное усвоение учащимися новых знаний при опоре на исходные знания.

При блочно-модульном обучении в каждом классе присутствуют три группы учащихся по уровням учебной деятельности. Общекультурный уровень, для которого важно понимание основных, ведущих идей курса, умение их объяснить, умение применять теоретические знания в практической ситуации; прикладной – глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках курса; творческий – умение решать проблемы в рамках курса посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.

Цель: Рассмотреть особенности использования блочно-модульного обучения на уроках биологии.

1. Определить психолого- педагогические особенности блочно-модульного обучения.

2. Рассмотреть методические аспекты реализации блочно-модульного обучения биологии

3. Дать анализ педагогической практики использования блочно-модульного обучения.

1. Блочно-модульное обучение как средство развития общеучебных умений и навыков школьников

1.1. Психолого-педагогические особенности блочно-модульного обучения

Модульное обучение в своем первоначальном виде зародилось в конце 60-х годов и быстро распространилось в англоязычных странах, прежде всего, в США, Англии и Канаде. Вскоре им заинтересовались и исследователи России.

В настоящее время накоплен достаточный материал научных сведений по вопросам модульного обучения, анализу которых посвящен данный обзор.

В основу модульного обучения положена такая дефиниция, как «модуль», характеристика которого в оценке различных исследователей по одним позициям совпадала достаточно близко, а по некоторым имелись существенные различия.

Так, в начальный период внедрения модульного обучения в образовательную систему США и Англии в понятие модуля входил определенный набор учебных материалов, что, по мнению ПА. Юцявичене , отождествляется с методом обучения «пакет». При дальнейшем развитии модульного обучения А.А. Гуцински в понятие модуль включает «выражение самостоятельной группы идей (знаний), которые передаются по дидактическим каналам, соответствующим природе знаний» . Б.

Гольдшмид и М. Гольдшмид понимают модуль как формирование самостоятельной планируемой единицы учебной деятельности . Примерно такой же точки зрения придерживается В.М. Гараев, С.И. Куликов, Е.М. Дурко, вкладывая в понятие модуль общую тему учебного курса или актуальной научной проблемы .

В дальнейшем понятие модуля становится более конкретным. Так, Ю.Ф. Тимофеева формулирует понятие модуль как относительно самостоятельную часть определенной системы, несущую функциональную нагрузку, что в обучении соответствует «дозе» информации или действия, достаточной для формирования тех или иных профессиональных знаний и навыков будущего специалиста.

П.А. Юцявичене характеризует модуль как функциональный узел, который является основным средством модульного обучения, т.е. законченным блоком информации . Ю.А. Устынюк, конкретизируя характеристику содержания модуля, предлагает определить его как самостоятельную тему или раздел курса, в котором рассматривается одно фундаментальное понятие или группа родственных понятий . Аналогично Н.В. Шумякова считает: каждому модулю должна соответствовать глава или раздел учебника .

Мы согласны с точкой зрения О.А. Орчакова и П.Ф. Кобрушко, характеризующие модуль, прежде всего, целостностью, относительной независимостью, логической завершенностью и гибкостью структуры содержания учебного материала. Авторы оригинально решили проблему разделения модуля на модульные единицы – субмодули, т.е. целостную, самостоятельную часть содержания, которая охватывает знания и умения, необходимые для выполнения конкретной профессиональной задачи .

Анализируя точки зрения исследуемых авторов, можно увидеть различие в обозначениях проблемы модульности: модульное обучение – МО, модульная система обучения – МСО, модульная технология организации обучения, модульная система высшего образования, рейтинговая интенсивная технология модульного обучения – РИТМ, проблемно-модульный вариант, модульно-блочная система, технология модульного обучения – ТМО и т.д.

Проведя исследования концепций модульных систем высшего образования, можно выделить идеи Ю.Ф. Тимофеевой, которая представила модульную систему в виде «комплекса (банка) информационных и деятельностных модулей, составляющих резервное информационно-деятельностное множество модулей (РИДМ). Кроме базовых информационно-деятельностных модулей (ВИДЫ), составляющих подмножество, и специальных информационно-деятельностных (СИДМ) в резервном множестве, может быть запрограммирована различная избыточная информация, в том числе гуманитарная, социологическая, экономическая, экологическая, педагогическая и т.д., которая составит гуманитарное информационно-деятельностное подмножество модулей (ГИДМ)» .

Первоначально модульное обучение было положено в основу индивидуального обучения. Впоследствии зона применения модульного обучения стала расширяться. Так, Н.В. Шумякова, анализируя опыт модульного обучения при подготовке предпринимателей США, считает его новой формой работы в аудитории . П.А. Юцявичене отмечает, что его сущность состоит в том, что обучающийся более самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога могут варьировать от информационно-контролирующей, до консультативно-координирующей .

Далее при оценке модульной системы необходимо отметить ее значимость стимулирования учебно-познавательной активности учащихся, организацию познавательной деятельности по овладению профессиональными научными знаниями, умениями и навыками.

Так, по мнению А.Н. Алексюк и С.А. Кашина, при модульной системе обучения «обучаемый значительно более самостоятельно, чем при традиционной системе, может работает по учебной программе, предполагающей наличие плана работы, банка информации и методических указаний по достижению поставленных в обучении целей» . С точки зрения П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского модульное обучение формирует навыки самообразования: «каждый учащийся достигает поставленных целей и может самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей» .

В этом же контексте характеризуется Е.И. Поповым рейтинговая интенсивная технология модульного обучения (РИТМ), как технология, которая активизирует работу учеников в течении четверти и организацию индивидуальной работы в ходе обычных групповых занятий, повышает творческое начало всех участников педагогического процесса, максимально индивидуализирует обучение, обеспечивает интенсификацию и активизацию самостоятельной работы учащихся . По мнению В.Ж. Куклина и В.Г. Наводного эта система для учащихся обеспечивает постоянную самодиагностику и стимулирование качественной и ритмичной работы, а для преподавателя – непрерывный контроль учебного процесса, диагностику текущего состояния успеваемости с использованием рейтинговой шкалы оценок .

Таким образом, модульное обучение является эффективным средством индивиду ализации взаимоотношений преподавателя с ученикми. П.А. Юцявичене отмечает, что «функции педагога могут варьировать от информационно-контролирующей, до консультативно-координирующей» . По мнению П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского, при модульном обучении информационные функции преподавателя заменяются консультированием и управлением с сохранением его ведущей роли в рамках субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе .

Анализируя результаты исследования модульного обучения, выявляется широкий спектр целей его внедрения в современную практику профессионального образования.

В первоначальный период применения модульного обучения его цель А.А. Гуцински определил как «выражение самостоятельной группы идей (знаний)» . В процессе дальнейшего развития модульного обучения его цели стали рассматриваться значительно шире. Так, Б. Гольдшмид и М. Гольдшмид понимают реализацию этого принципа как «формирование самостоятельной планируемой единицы учебной деятельности, помогающей обучающемуся достичь строго определенных целей» .

Исследуя вопросы, касающиеся психологической нагрузки учащихся, Т.С. Георгиева считает важным, что «система обучения, основанная на продуманном делении изучаемого материала на модули, на сдаче зачета должна быть только тогда, когда ученик готов его сдать, – это кардинальное решение проблемы стрессов, отсевов и поломанных судеб» .

Продолжая рассматривать основные цели модульного обучения, можно привести мнение П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского, которые выделяют значимой целью формирование у выпускников навыков самообразования. На основе осознанного целеполагания и самополагания предполагается построение всего учебного процесса с иерархией ближних, средних (общие учебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей .

Исследователь В.В. Родина целью модульно-блочной системы называет не только систематизацию процесса изучения дисциплины и контроль знаний, но и возможность ранжирования всех учащихся по степени освоения ими программы курса, которые приносят в процесс обучения элементы состязательности» . В.А. Халюткин, исследуя инженерные специальности, считает, что цель модульно-блочной системы обучения направлена на более прочное усвоение знаний ученикми, формирования и развития их профессионального мышления, умения ставить производственные задачи, принимать оптимальные проектные и конструктивные решения. Она позволяет вести постоянный контроль за усвоением изучаемого материала учениками и своевременно вносить необходимые корректировки в учебный процесс .

П.С. Петков, анализируя тот же контингент инженерных специальностей, рассматривая цель внедрения модульной системы обучения, пришел к аналогичному выводу. Модульная система обучения несет в себе значительные преимущества в плане активизации учебного процесса, стимулирует систематическую работу над учебным материалом, заставляет регулярно готовить не только практическую, но и лекционную часть курса, что положительно отражается на качестве знаний. Таким образом, модульная система обучения позволяет кардинально улучшить качество подготовки будущих специалистов, полнее учитывать требования научно-технического прогресса .

Многие исследователи отмечают важность методического обеспечения моду льного обучения. В.П. Лапчинская, анализируя применяемую в школах Англии и Швеции модульную систему обучения, отмечает, что конструкция учебного материала обеспечивает каждому обучающемуся достижение поставленных дидактических задач, имеет завершенность содержания учебного материала в модуле и интеграцию разных видов и форм обучения .

Такой же точки зрения придерживаются П.И. Третьяков и И.Б. Сенновский, утверждая, что каждый учащийся достигает поставленной цели благодаря предложенной ему индивидуальной учебной программе, «включающей в себя целевой план действия, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей» .

Сравнительно глубоко модульную систему обучения разработал П.А. Юцявичене. Согласно его взглядам, общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности, выделение из содержания обучения обособленных элементов, динамичности, действенности и оперативности знаний и их системы, гибкости, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности .

Модуль состоит из компонентов, которые являются структурными элементами модульной программы дисциплины и предопределяются ее содержанием.

Цель модуля как структурной единицы рабочей программы дисциплины состоит в создании условий для усвоения учащимися научных знаний, умений и навыков, а также формировании профессиональных и личностных качеств, необходимых для будущей работы в качестве инженеров.

Таким образом, модульное обучение, дает возможность сформулировать ряд задач, которые необходимо решить учителю с целью гармоничного развития личности учащихся:

– стимулировать учебно- познавательную активность учащихся, организовать познавательную деятельность по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

– создать условия для развития мышления, памяти, творческих наклонностей и способностей учеников с учетом индивидуальных особенностей личности.

Теоретический анализ литературы по проблеме данного исследования показал, что применение модульного обучения, как одного из вариантов инновационных технологий основано на гуманистических идеях и принципах, посредством которых реализуется личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке специалистов.

1.2. Отбор, структура и содержание блочно- модульного обучения

Блочно-модульная технология обеспечивает целостное восприятие информации, способствует формированию положительной мотивации к предмету, обеспечивает возможность достижения учащимися высокого уровня усвоения знаний, формирования ключевых компетенций. Продуктивность деятельности преподавателя зависит от многих факторов: педагогической техники (владение системой обучающих и воспитательных умений и навыков), педагогического мастерства (обеспечивающего высокую эффективность учебно-воспитательного процесса), компетентности и готовности к инновациям .

Реализация блочно-модульной технологии требует кропотливой работы над структурированием содержания образования. Гибкость как один из принципов данной технологии предполагает возможность быстро формировать и модернизировать программу обучения, максимально приблизить ее к потребностям контингента группы с учетом уровня начальной подготовки и профессиональной направленности. Единицей учебного процесса при этом является модуль, а множество модулей, предназначенных для изучения относительно автономной темы учебного курса, образуют блок.

В соответствии с выбранной моделью обучения учебно-методические материалы также должны иметь блочно-модульную структуру. Технология создания учебных материалов для практического модуля (непосредственная разработка учебного пособия) имеет следующую последовательность: постановка целей и задач модуля, которые представлены в виде набора определенных умений и навыков по овладению учебного материала; составление технологической карты, то есть разработка структуры модуля. Технологическая карта урока-блока и технологическая карта предметного модуля включает завершенный цикл уроков-блоков по конкретной теме. Планирование дидактического модуля в виде технологической карты позволяет учителю зримо структурировать содержание обучения при оптимальном подборе форм, методов и технологий обучения. Дидактический модуль представляет собой функциональный узел учебного процесса (единицу объема учебного процесса), связывающий учебное время, содержание учебной темы, ее объем и уровень сложности, средства, методы обучения и организационные формы с возможностями и особенностями учебной группы (психофизиологические особенности учащихся, уровень обучаемости, прогнозирования возможных затруднений и основных результатов). Блочно-модульный подход к изучению материала обладает определенной степенью обобщенности и характеризуется широтой приложений к решению разнообразных педагогических задач. В зависимости от педагогического опыта и методического стиля каждый преподаватель вносит свои особенности в систему «блочного» обучения. Возможно построение уроков-блоков на основе применения комплекса форм и методов обучения. Уроки могут быть следующих видов:

урок – формирование новых знаний;

самостоятельная работа;

самостоятельная работа в минигруппах;

урок - экскурсия;

урок – коррекция знаний;

урок – зачет.

При этом можно использовать различные формы работы: общегрупповую, групповую, парную, индивидуальную. В рамках модульного урока возможно применение дифференцированного подхода, при этом учащимся предлагаются задания разного уровня сложности.

Модульная технология ориентирована на самостоятельную работу учащихся, что позволяет им работать не только в классе под руководством учителя, но и самостоятельно дома.

Учебное пособие по дисциплине как основное средство обучения находится во взаимосвязи с другими компонентами системы и со средой, всей системой общего образования и воспитания. В нем находит отражение специфика иностранного языка как учебной дисциплины – его междисциплинарный, многоцелевой, деятельностный характер, а также его связи с другими учебными дисциплинами (историей, социологией, экономикой, физикой, электротехникой и т.д.). Место учебного пособия в системе обучения на данном уровне его рассмотрения позволяет определить его основные функции:

коммуникативную, вытекающую из специфики учебной дисциплины (пособие нацелено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции);

информационную (в пособии в материальной, знаковой форме представлено содержание обучения иностранным языкам в единстве всех его аспектов – материального – единицы языка и речи, идеального – предмет речи, темы, проблемы, процессуально-деятельностного – речевые действия с указанными единицами в целях решения учебных и коммуникативных задач, а также эмоционально-ценностного аспекта);

организационно-управленческую (пособие организует деятельность учащихся, их взаимодействие, ориентирует на развитие рефлексии, осуществление контроля и самоконтроля);

воспитательную и развивающую (пособие нацелено на разносторонние развития учащихся средствами иностранного языка, на воспитание человека культуры);

Предложенная форма представления материалов позволяет обеспечить индивидуальный темп, взаимодействие и самоконтроль в учебной деятельности учащихся. Руководство деятельностью учащ ихся позволяет совершенствовать умение дифференцированно подходить к обучению ребят. В условиях разноуровневости знаний предлагается использовать различные методы, средства и формы учебной деятельности и коммуникации, а также различные формы и средства контроля. Задача развития активности и самодеятельности учащихся, их способности к самостоятельному познанию нового, к решению жизненных проблем требует сегодня применения таких методов обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную, инициативную позицию учащихся, развивали бы общеучебные умения и навыки, были бы нацелены на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Таким образом, можно говорить о влиянии на мотивационную сферу, о повышении интереса как к процессу учебной деятельности, так и к его результату. В совместной деятельности учителя и ученика достигаются учебно-воспитательные цели, формируются теоретические и практические знания, умения и навыки, развиваются познавательные способности и складывается определённое мировоззрение. При этом речь идет о совокупности разнообразных методов, форм и приёмов в процессе обучения: словесных, практических, репродуктивных. Блочно-модульная подача учебного материала помогает проектировать процесс обучения. Структурирование, системность и анализ способствуют достижению обучающимися образовательных целей. Умелая организация взаимодействия на основе учебного материала является мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

1.3. Методические аспекты реализации блочно-модульного обучения биологии

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять отношение ученика и учителя в этом учебном процессе. В настоящее время учебный процесс в массовой школе продолжает сохранять объяснительно-иллюстративный характер, что приводит к усилению противоречия между требованиями ученика в развитии своих склонностей, интересов и традиционной системой обучения. Поэтому перед школьной практикой встала проблема поиска технологии индивидуального обучения, позволяющая обеспечить ученику развитие его интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью .

Традиционная система с ее объяснительно-иллюстративными методами, при которой учитель лишь объясняет и спрашивает, контролирует и оценивает, а учащиеся работают в одном, заданном ритме однообразна и скучна. А главное - не дает возможности развивать у школьников навыки самостоятельной работы. Кроме того, приобретенные знания без интеллектуального развития учащихся лежат «мертвым грузом» в голове ученика. Трудно с этим не согласится. Развитию мышления и других психических процессов надо уделять особое внимание. Но довольно трудно планомерно и регулярно реализовать такие идеи на практике. Этому есть несколько причин. Самая серьезная из них та, что время обучения ограниченно, а объем знаний, которые учитель должен дать ученику, достаточно велик. В результате перед учителем встает проблема: как за ограниченное время, не переутомляя ребят, не только дать им знания, но и уделить внимание формированию психических функций.

Существует много возможностей совмещать одно с другим. Более того, есть приемы, которые позволяют создать своеобразный симбиоз. В долговременной перспективе они ведут к развитию мышления и других психических функций, а на ближайшем отрезке времени способствует более быстрому усвоению материала. Знание не просто становится более осмысленным (а значит более гибким, легче переносится в практику), дети начинают учиться с большей охотой. Ведь нежелание учиться у детей часто возникает оттого, что они учат не понимая. И возникает переутомление от этого: механическая память перегружается, а остальное «спит».

Все это побудило педагога искать такие технологии, которые позволили бы не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результат своего труда. Поэтому было принято решение при изучении курса биологии, начиная с седьмого класса использовать модульное обучение.

В чем его преимущество перед другими технологиями:

в модульной технологии закладывается цель обучения;

учитывается базовая подготовка обучения (ученики умеют читать в разных темпах и усвоение материала для каждого индивидуально);

у учащихся есть возможность выбрать свой способ обучения из альтернативы;

постоянный контроль и самоконтроль уровней знаний позволяет перейти от простых алгоритмов к более сложным - творчески применить знания, полученные при модульном обучении.

И вот здесь важно уяснить: эффективность процесса обучения будет много выше, если ученик сможет учиться сам, а учитель управлять его учением, мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Модульный урок тем и отличается от обычного, что ребята учатся работать самостоятельно, общаться, и помогают друг другу, оценивают работу свою и своего товарища. Особое внимание обращается на то, чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что и как необходимо сегодня изучить, на чем сосредоточить внимание.

Роль учителя на модульном уроке - управление работой учащихся, а не контроль и давление как это бывает зачастую. При такой организации урока педагог имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных.

Особенность и в том, что в ходе урока дети получают много оценок, которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже «двойка» перестает быть «приговором» для ученика. Получив неудовлетворительную оценку, ученик может самостоятельно доработать материал и исправить ее. В журнале выставляются оценки только итогового тематического контроля (выходного контроля), который проводится в конце изученной темы.

Домашнее задание зависит от качества работы на уроке. Если ученик отработал все учебные элементы и набрал максимальное количество баллов, то для него домашнего задания нет. Если же в ходе классной работы допускались ошибки, то рекомендуется повторить тот или иной учебный материал. Модульное обучение активизирует ребят, а поэтому желающим предлагаются задания творческого характера (например, составить кроссворд по теме, рефераты и т.п.), за выполнение которых оценка выставляется в журнал .

Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая предварительная работа.

Во-первых, необходимо тщательно проработать весь учебный материал темы и каждого урока в отдельности: выделить главные, основополагающие идеи и сформулировать для учащихся интегрирующую цель (УЭ-0 (учебный элемент 0)), где указывается, что к концу занятия ученик должен изучить, знать, уметь, понять, определить, сравнить и т.д.

Во-вторых, нужно определить содержание, объем и последовательность УЭ, указав время, отводимое на каждый из них, и вид работы учащихся.

В-третьих, подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, а также задания, тесты, графические диктанты для школьников.

Затем составляется методическое пособие для учащихся, размноженное по количеству учеников в классе (позже оно может быть использовано в течение ряда лет).

Дети на уроке садятся свободно. Парты расставляются по типу нескольких круглых столов.

Если тема проходится в виде блочно-модульного способа изучения, то составляется к этой теме технологическая карта.

Таким образом, меняется характер и содержание подготовки к урокам: теперь учитель готовится не к тому, «как лучше провести объяснение нового», а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников. Это обязательно приводит к анализу своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий.

Таким образом, в целях обеспечения развития логического мышления, а вместе с тем памяти и других психических процессов, модульная технология может и должна быть использована при изучении биологии.

2. анализ педагогической практики использования блочно- модульного обучения

Модуль «Многоклеточные животные. Кишечнополостные» (4 ч.)

Комплексная цель: в результате овладения содержанием вы будете знать характерные признаки кишечнополостных, определение понятий «рефлекс», «регенерация», «ткань»; уметь сравнивать кишечнополостных и одноклеточных животных; развивать навыки самостоятельной работы.

С помощью блочно-модульной технологии приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся подросткового возраста, к уровню сложности содержания обучения.

Продолжить развитие у обучаемых психических феноменов: памяти, воли, эмоциональной сферы, а также коммуникативных умений, самостоятельности.

Сформировать у учащихся необходимые компетенции интеллектуального.

В роли блока-модуля выступает конструкция 3-х урочного блока. Первый урок цикла предназначен для изучения нового материала с опорой на доступный комплекс средств обучения. Второй урок – урок «общения». Третий урок - исследовательский проект

Учащиеся получают готовый, заранее размноженный модуль урока с определенными учебными элементами, или он появляется на экране по мере объяснения учителем.

Модуль состоит из:


и т.д.................

В последнее время все более очевидными становятся преимущества модульного обучения. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Ученик в процессе работы с модулем решает определенную учебно-познавательную задачу самостоятельно или с незначительной помощью учителя. Учитель же. в первую очередь. управляет учебным процессом.

Поскольку любое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции, при организации модульного обучения важен принцип обратной связи. Перед каждым модулем рекомендуется проводить входной контроль знаний и умений, чтобы получить информацию об уровне готовности учащегося к работе на новом этапе. В конце каждого учебного элемента обязателен текущий и промежуточный контроль знаний, а по завершении работы желателен выходной контроль.

Важная задача модульного обучения – формирование и развитие умений и навыков научного поиска и работы с учебной литературой: умения анализировать прочитанный текст, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, видеть аналогию. При работе с модулями дети учатся пользоваться языком науки и свободно излагать изученную тему.

Вашему вниманию предлагается разработка модульной программы по блок-теме «Размножение и развитие организмов» в курсе общей биологии в 10(11)-м классе. (В данной публикации приводятся материалы не всех уроков программы.)

В обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования в этой теме выделяют следующее содержание: воспроизведение организмов, его значение; строение и набор хромосом половых клеток; способы размножения организмов; оплодотворение, его формы и значение; митоз – деление соматических клеток; развитие половых клеток; мейоз; сходство и различие митоза и мейоза, их биологическое значение; мейоз и оплодотворение – основа видового постоянства числа хромосом; онтогенез и присущие ему закономерности; специализация клеток, образование тканей и органов в процессе онтогенеза; эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

Для изучения биологии в нашем случае отводится 2 ч в неделю, поэтому программа изучения блок-темы рассчитана на 13 ч. Один час из них отводится на зачет (предусмотрен промежуточный контроль знаний по индивидуальным карточкам). На уроке перед зачетом обсуждается и обобщается изученный материал. В старшей школе при использовании модульной программы уроки должны быть парными, значит на изучение темы отводится 6 парных уроков.

Результаты работы должны соответствовать требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы – эти требования прописываются в комплексной цели учебного модуля.

При составлении модулей я учитываю три уровня сложности: А – базисный понятийный, В – базисный репродуктивный, С – базисный творческий.

Если на уроке остается время, можно прокомментировать выполнение творческих домашних заданий. Их выполнение учитель отмечает на специальной страничке в отдельном журнале. В зависимости от объема домашнего задания оценки рекомендуется выставлять ежеурочно, а еще лучше по системе накопления: за выполнение трех творческих заданий выставляется одна общая оценка в журнал.

На каждый урок требуется несколько копий (распечаток) материалов модулей. Лучше предоставить копию каждому ученику, но если бумаги недостаточно, можно выдавать одну распечатку на двоих. Если ребенок отсутствовал на уроке или не успел справиться с заданием (необходима доработка), то модуль и бланк ответов ему даются на дом для самостоятельной отработки. Так что необходимо заготовить еще несколько копий модулей (в среднем по 5 на класс). Не забудьте отметить, кому вы выдали распечатки, чтобы потом получить их обратно! Если вы будете аккуратны, распечатки прослужат не один год, и вы сэкономите и время и бумагу, необходимые для копирования.

Модульная программа «Размножение и развитие организмов»
(12 ч + 1 ч – зачет)

Комплексная цель: в результате овладения содержанием модулей вы будете знать об основных формах размножения организмов, оплодотворении, индивидуальном развитии, стадиях эмбрионального развития, постэмбриональном развитии и биогенетическом законе; уметь охарактеризовывать и сравнивать между собой фазы митоза и мейоза, давать полную характеристику строению и функциям половых клеток, показывать взаимосвязь между мейозом и оплодотворением и митозом и их ролью при сохрании постоянного числа хромосом и наследственных признаков вида при размножении; развивать навыки самостоятельной работы.

Обязательная литература

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. «Общая биология. 10–11 класс». Главы 6 и 7. – М.: Дрофа, 2002.

Дополнительная литература

Беляев Д.К. «Общая биология. 10–11 класс». – М.: Просвещение, 1998 г.

Общая биология. Учебник для 10–11 класса./ Под ред. В.К. Шумного, А.О. Рувинского, Г.М. Дымшица. – М.: «Просвещение», 2001.

Пособия по биологии для поступающих в вузы.

Урок № 1–2. Воспроизведение организмов. Способы размножения. Митоз

№ учебного элемента

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Затраченное время

Каждый ребенок читает про себя цель урока, поставив перед собой конкретную задачу, выполнение которой он будет отслеживать для себя в течение всего урока.

Направляет деятельность учащихся на чтение целей урока.

Прочитывают цель УЭ.
Отвечают на вопросы модуля и дополнительные вопросы учителя.

Выполняют тестовую проверочную работу по уровням.

Направляет работу учащихся.
Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам модуля, по необходимости задает дополнительные и наводящие вопросы, добивается полных развернутых ответов от учащихся, отмечает ответы учащихся в своем журнале.
Следит за самостоятельностью учащихся при выполнении проверочной тестовой работы.

Прочитывают цель УЭ.
Записывают дату и тему урока в тетрадь.

Внимательно слушают или читают информацию о формах и видах размножения в органическом мире. Подростки-аудиалы могут прослушивать лекцию на кассетах через СД – плеер (магнитофон) или прослушивать учителя, а подростки-визуалы должны эту же информацию прочесть по материалу модуля.
Самостоятельно заполняют схему.

Берут ключи у учителя и самостоятельно проверяют правильность заполнения схемы.

Направляет работу учащихся.
Акцентирует внимание на работе с тетрадью.
Учитель дает небольшую лекцию о формах и видах размножения в органическом мире.

Оказывает консультативную помощь при заполнении таблиц (особенно уровня А)

Выставляет оценки в журнал.

Прочитывают цель УЭ.
Записывают к себе в тетрадь толкования понятий: митоз, амитоз, клеточный центр, интерфаза.
Записывают характеристику интерфазы в тетрадь

Внимательно слушают рассказ учителя о митозе.

Читают текст по модулю о фазах митоза.

Заполняют таблицу про митоз на бланках модуля по уровням.
Берут ключи у учителя и самостоятельно проверяют правильность заполнения таблицы.

Оценивают свою работу и выставляют оценку в бланк модуля.

Направляет работу учащихся.
Оказывает консультативную помощь (уровень А).

Обращает внимание на то, чтобы подростки выбирали только основные признаки периодов интерфазы.
Кратко рассказывает о митозе, применяя динамическое магнитное пособие на доске.
Дает дополнительные объяснения тем, кто не понял рассказ о митозе.
Старается отслеживать работу учащихся (уровень С).
Дает разъяснения в случае необходимости. По своему желанию может выборочно проверить работы.
Выставляет оценки в журнал.

Прочитывают цель УЭ.
Выполняют тест, записывая ответы на бланке модуля.
Меняются работами со своими партнерами.

Берут ключи у учителя и проверяют правильность выполнения тестовой работы партнера.
Оценивают работу своих партнеров по шкале критерия ответов и выставляют оценку в бланк модуля.

Направляет работу учащихся.
Следит за самостоятельным выполнением теста учащимися.
Раздает ключи всем учащимся, следит за своевременным выставлением оценок на бланк модуля.
Если у подростка нет пары, то работу проверяет учитель.
Выставляет оценки к себе в журнал.

Выставляют оценки в дневник.
Выбирают домашнее задание по модулю.

Сдают модули учителю, а бланки вклеивают в тетрадь.

Направляет деятельность учащихся.
Анализирует ответы учащихся.
Дает консультации по оцениванию работы.

Учитель выставляет их в свой журнал и комментирует, говорит о своих наблюдениях и объективности оценок.
Выставляет итоговые оценки в классный журнал.
Напоминает, что такое открытый тест (такой же как в УЭ–4).
Отдает на дом модули тем ученикам, кто плохо справился с работой на уроке.

Расписывается в дневниках учащихся за оценки. Отмечает в своем журнале отсутствующих.

Перемена

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Цель урока: в результате работы над модулем вы будете знать об основных формах размножения организмов, особенностях митоза; уметь охарактеризовывать фазы митоза и схематично их изображать, а также объяснять биологическое значение бесполого размножения; продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, взаимоконтроль, работа в парах).

Внимательно прочитайте цель урока.

Цель: через повторение учебного материала о формах размножения подготовиться к работе по новому модулю.

Ответьте устно на вопросы

Что такое жизнь?
Перечислите основные признаки проявления жизни.
Что такое размножение?
Какие формы размножения вам известны?
Как размножаются водоросли, бактерии, простейшие, цветковые растения, млекопитающие животные?
Перечислите известные Вам виды бесполого размножения организмов.
Почему при бесполом размножении потомки генетически сходны между собой и с родительскими особями?
Дайте характеристику половому размножению.
Что такое однополость и гермафродитизм?
В чем преимущество полового размножения над бесполым?

Выполните проверочную работу по уровням

Уровень А и В.

Для каждой формы размножения выберите соответствующие характеристики: А – половое; Б – бесполое размножение.

1. В размножении участвует одна родительская особь.
2. В размножении обычно участвуют две родительские особи.
3. Образуются гаплоидные гаметы, ядра которых будут сливаться в момент оплодотворения.
4. Гаметы не образуются.
5. Возникают новые комбинации свойств в результате генетической рекомбинации.
6. Потомки идентичны родительским особям
7. Характерно для растений, низших животных и микроорганизмов.
8. Потомки с качественно новыми признаками в отличие от родительских особей.
9. Часто приводит к быстрому созданию большого числа потомков.
10. Численность потомков увеличивается медленнее.

Уровень С.

Выберите один или несколько верных ответов.

1. Размножение – это процесс:

а) увеличения числа клеток;
б) воспроизведения себе подобных;
в) развития организмов в процессе эволюции;
г) изменения особи с момента рождения до ее смерти.

2. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:

а) происходит слияние мужской и женских гамет;
б) не образуется зигота;
в) образуется гаплоидная клетка;
г) развиваются гаметы.

3. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как оно способствует:

а) росту численности вида;
б) возникновению изменений у особей вида;
в) появлению внешней изменчивости;
г) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям.

4. Обмен наследственной информацией происходит при:

а) почковании;
б) половом размножении;
в) митозе–делении клеток;
г) вегетативном размножении.

5. Путем почкования способны размножаться:

а) хрящевые рыбы;
б) гидра;
в) моллюски;
г) ящерицы.

6. Споры у папоротника образуются на:

а) листьях;
б) на шишечках;
в) на корневищах;
г) на стебле.

7. При вегетативном размножении многоклеточных дочерние особи развиваются из:

а) одной неспециализированной клетки;
б) одной специализированной клетки;
в) множества клеток одинакового происхождения;
г) множества клеток разного происхождения.

8. Гермафродиты встречаются у:

а) только высших растений;
б) только высших растений и некоторых грибов;
в) многоклеточных животных и всех низших растений;
г) высших растений и многоклеточных животных.

Поменяйтесь работами со своим партнером. Проведите взаимопроверку по ключам. Оцените работу своего партнера, поставив за каждый правильный ответ «+».

«5» – если ваш партнер набрал 10 «+»;
«4» – если ваш партнер набрал 9 «+»;
«3» – если ваш партнер набрал 8 «+»;
«2» – если ваш партнер набрал менее 8 «+».

Работайте вместе с классом.

Работайте индивидуально записывая ответы на бланке № 1 (выдается каждому ученику).

Работайте индивидуально, записывая ответы на бланке № 1.

Старайтесь быть внимательными и объективными при оценивании своего партнера. Оценку поставьте на бланк № 1.

Цель: расширить и систематизировать знания о видах размножения организмов.
Внимательно прослушайте или прочитайте текст – лекцию о видах размножения.
Размножение, или репродукция, – одно из основных свойств, характеризующих жизнь. Под размножением понимается способность организмов производить себе подобных.
В основе классификации форм размножения лежит тип деления клеток: митотическое (бесполое) и мейотическое (половое) размножение.

Бесполое размножение
У одноклеточных эукариот это деление, в основе которого лежит митоз, у прокариот – деление нуклеоида, а у многоклеточных организмов – вегетативное размножение, т.е. размножение частями тела или группой соматических (тканевых) клеток.
Бесполое размножение у одноклеточных организмов.
1. Простое бинарное деление характерно для одноклеточных (амебы, жгутиковые простейшие и водоросли и др.). Происходит митотическое деление ядра, затем деление цитоплазмы. При этом дочерние клетки получают равное количество наследственной информации. Органоиды обычно распределяются в дочерних клетках равномерно. После деления дочерние особи растут и, достигнув величины материнского организма, вновь делятся.
2. Шизогония, или множественное деление, характеризуется тем, что при этом происходит многократное деление ядра без деления цитоплазмы, а затем вся цитоплазма разделяется на частички, обособляющиеся вокруг ядер. Из одной клетки сразу образуется много дочерних (например, у малярийного плазмодия – возбудителя малярии).
3. Почкование заключается в том, что на материнской клетке образуется небольшой бугорок, содержащий дочернее ядро. Почка растет, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от нее. Эта форма размножения встречается у бактерий, дрожжевых грибов, а из одноклеточных животных – у сосущих инфузорий,
4. Спорообразование встречается у животных, относящихся к царству Простейших, классу Споровиков, и у одноклеточных водорослей. Служащая для размножения спора состоит из клетки, покрытой оболочкой, защищающей от неблагоприятных условий внешней среды.

Бесполое размножение у многоклеточных организмов
1. Вегетативное размножение. При вегетативном размножении растений новый организм образуется из части материнского растения (размножение отводками, отростками, делением куста и т. п.).
При вегетативном размножении у многоклеточных животных новый организм образуется из группы клеток, отделяющейся от материнского организма. Этот способ встречается лишь у наиболее примитивных из многоклеточных организмов: губок, некоторых кишечнополостных, плоских и кольчатых червей.
У губок и гидры за счет размножения группы клеток на теле образуются выпячивания (почки). У гидры почка постепенно увеличивается, на ней формируются щупальца, и она отделяется от материнской особи.

Не забудьте записать дату и тему урока.
Работайте самостоятельно.

Продолжение следует

Цель урока:в результате овладения содержанием модуля вы узнаете признаки отрядов – бабочки,равнокрылые;продолжите развивать навыки самостоятельной работы; научитесь подсчитывать количество баллов.

Изучение нового материала.

Цель: получить представление о чешуекрылых.

Подготовка к работе.

    Откройте учебник на стр.77

    Найдите параграф 18.

    В тетрадях запишите подзаголовок «Характеристика отряда чешуекрылых (бабочек)»

    Читая текст,ответьте на вопросы.Ответы запишите в тетрадь.

    Почему отряд бабочек называется чешуекрылые?

    Сколько крыльев у бабочек?

    Рассмотрите расположение чешуек по рис.62-63.

    Что расположено на голове у бабочек? Обратите внимание на рис.64,стр 78.

    На какие две группы можно подразделить бабочек?

    На рис.65-66.стр.79 изучите дневных и ночных бабочек и запишите по 2 представителя каждой группы в тетрадь.

    Сколько видов бабочек насчитывается?

    Улетают ли бабочки на зимовку в южные страны?

    Какие бабочки могут зимовать во взрослом состоянии?

    Как происходит развитие бабочек?

    Какой ротовой аппарат у гусеницы?

    Как гусеницы могут защищаться от врагов?

    На рис.80 найдите подзаголовок «Значение бабочек в природе».Прочитайте ничего не записывая.

Изучение нового материала.

Цель: изучить отряд равнокрылые.

Подготовка к работе.

    Откройте учебник на стр.81

    Найдите подзаголовок « Равнокрылые».

    В тетради запишитепосередине «Характеристика отряда равнокрылые»

    Читая текст,ответьтена вопросы.Ответы запишите в тетрадь.

    Чем питаются равнокрылые и какой ротовой аппарат?

    Сколько крыльев и какие они?

    У всех ли есть глаза?

    Рассмотрите рис.69.стр81.запишите представителей.

    Кто из равнокрылых вредит сельскохозяйственной деятельности человека?

    Почему муравьи разводят тдю?(ответ не записывать)

    Назвать насекомых,которые сокращают численность тлей.

Если вы справились со всеми заданиями,а другие еще работают.откройте стр 84.Найдите рубрику «Знаете ли вы что».Прочитайте.

Закрепление изученного материала.

Цель: проверитьусвоение знаний об отрядах насекомых.

    Обсудите результаты работы.

    Сверьте правильность ответов по приложению.

    За каждый правильный ответ поставьте 1 балл.

    Подсчитайте количество баллов,запишитев тетрадь.

    Выполните задание.

    Чешуйками покрыты крылья:а)бабочек;б)равнокрылых;в)клопов.

    Ротовой аппарат бабочки:а)сосущий;б)лижущий;в)колюще – сосущий.

    К отряду равнокрылые относится:а)тля;б)водомерка;в)майский жук.

    Вредят полевым.садовым,огородным и лесным растениям:а)гусеницы бабочек;б)взрослые бабочки.

    К какому отряду относится насекомое,имеющее:2 пары прозрачных крыльев,передние развиты лучше,у некоторых задних крыльев нет,не у всех есть глаза:а)равнокрылые;б)бабочки;в)стрекозы.

За каждый правильный ответ теста поставьте по 1 баллу.

Подсчитайте общее количество баллов,запишите в тетрадь.

Если вы набрали 18-20 баллов----оценка «5»

Если вы набрали 16-17 балла--- оценка «4»

Если вы набрали 10-15 баллов---оценка «3»

Если вы набрали меньше 10 баллов ---неудовлетворительно,не огорчайся,постарайся на следующем уроке набрать больше баллов.

Выберите домашнее задание.

1. Если за работу на уроке вы получили оценку»5»,то освобождаетесь от домашнего задания.

2. Если вы испытывали затруднения,допускали много ошибок.прочитайте еще раз параграф 18 (стр.77-78),ответь на вопросы в конце параграфа(стр 84)

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png